ЖКХ и благоустройство
Как сэкономить на оплате коммунальных услуг?
В Стройнадзор от красноярцев поступило порядка 50 обращений с претензиями на высокую стоимость отопления.
Плата за отопление в Красноярске за декабрь начислена без нарушений. К такому выводу пришли специалисты краевой службы строительного надзора и жилищного контроля по итогам выборочного анализа квитанций. “Городские новости” побеседовали с заместителем руководителя ведомства Евгением Жидковым и узнали, как проводилось это исследование и что делать красноярцам, чтобы сэкономить на отоплении.
Депутатский запрос
Квитанциями за декабрь горожане начали возмущаться ещё в конце прошлого года. Поскольку отопление — самая дорогая услуга, то и претензии были в основном к этой строчке в платёжке. Как отметили в стройнадзоре, напрямую от горожан к ним поступило порядка 50 обращений. Однако ещё в декабре на жалобы, которые красноярцы публиковали в соцсетях, отреагировал депутат Законодательного собрания Илья Зайцев. Он предложил людям информацию о платежах направлять ему. За три недели народному избраннику поступило несколько сотен обращений. По подсчётам Ильи Александровича, “среднее повышение коммунальных платежей за декабрь по сравнению с ноябрём по всем поступившим обращениям составило 47,8 процента, а платёж за отопление стал больше в декабре на 84,8 процента. В некоторых квартирах и вовсе за тепло в декабре пришлось заплатить на 166–200 процентов больше”. Эти данные он переслал в краевую службу строительного надзора и жилищного контроля в виде депутатского запроса.
Индекс плюс объём
“Городские новости” уже писали, что с 1 декабря 2022 года в Красноярске на 11,7 процента увеличился предельный индекс роста цен на коммунальные услуги. По идее, это означает, что ежемесячный платёж должен был подняться пропорционально индексу. Однако по факту квитанция “потяжелела” значительно больше. Дело в том, что, как поясняли ещё в декабре специалисты Сибирской генерирующей компании (СГК — поставщик отопления в Красноярске), в начислениях отразилось повышение объёмов потребления тепла. Подтверждением этому являются данные приборов учёта.
Как пояснил “Городским новостям” Евгений Жидков, декабрь был достаточно тёплым, однако оплата начисляется за месяц не с 1 по 30 или 31 число, а зависит от сроков передачи показания счётчиков. Данные с приборов снимаются с 22 по 25 число. Поэтому в коммунальные квитанции за декабрь вошла также почти полная неделя ноября — период, когда в Красноярск пришли первые сильные морозы и энергетикам пришлось увеличить подачу тепла.
— Чтобы проверить платежи, мы взяли данные приборов учёта конкретных домов, рассчитали по формуле, сколько тепла потрачено на квадратный метр, умножили результат на площадь жилого помещения, из которого поступило обращение, и ещё раз умножили полученное число на действующий тариф, — рассказал Евгений Жидков. — При этом мы исследовали не только показания приборов учёта, но и корректность работы измерительных элементов. Выявили, что на момент передачи показаний счётчики находились в надлежащем техническом состоянии. Наш вывод: итоговые суммы соответствуют начислениям, которые сделала ресурсоснабжающая организация.
Реальный рост
Проверив информацию, предоставленную депутатом Зайцевым, специалисты стройнадзора не нашли ни одного случая, когда плата выросла на 200 процентов. Анализ показывает, что платёж увеличился, конечно, не на 11,7 процента, но и не так существенно, как об этом написал Илья Александрович. Но, как признаётся Жидков, главный вопрос депутата заключался в том, что суммы в квитанциях выросли больше, чем позволяет предельный индекс. Почему так произошло? Евгений Валерьевич напомнил, что два года назад Красноярск перешёл на оплату коммунальных услуг по фактическому потреблению. Это значит, что в многоэтажках, оборудованных приборами учёта, девять месяцев в году мы оплачиваем ровно столько тепла, сколько поставлено отдельно взятому дому. Для анализа того, на сколько в реальности выросла плата, нужно в ноябрьской и декабрьской квитанциях сопоставить не всю сумму, а цену одной гигакалории тепла. Здесь мы увидим увеличение на те самые 11,7 процента.
Ручная настройка
Получается, что к начислениям не придерёшься. Как уверяет эксперт стройнадзора, здесь всё прозрачно. А вот с техническим состоянием многоквартирных домов ещё нужно разобраться. По словам Евгения Жидкова, подготовка МКД к зиме — это не только ремонты, но и оценка сбалансированности работы внутридомовых инженерных систем. Управляющие компании проводят промывку, опрессовку, гидравлические испытания, без которых невозможно получить паспорт готовности к отопительному сезону. Однако все эти мероприятия в большинстве случаев на стоимость ресурса не влияют.
Чтобы экономить на тепле, нужно установить специальное оборудование, которое автоматически регулирует температуру подачи ресурса в зависимости от погоды. По словам Жидкова, пока такие приборы имеются в основном в новостройках. В старых домах настройку проводят вручную сотрудники управляющих компаний по температурным графикам, которые УК получают от теплосбытовой компании. То есть сколько энергетики поставили тепла, столько в итоге и заплатят жители.
— К сожалению, собственники начинают обращать внимание на свой дом только в тот момент, когда получают большие счета, — поделился Евгений Валерьевич. — Но, когда управляющие компании предлагают потратить деньги на энергосберегающее оборудование, жители отказываются подписывать протокол, ссылаясь на дороговизну.
Важно провести собрание
Что делать собственникам, чтобы сократить расходы? По словам Евгения Жидкова, к платёжкам вопросов нет в домах, где функционирует электронная регулировка. В морозные дни и в них сопла открываются по полной. Но в остальное время теплоснабжающая организация не может взять с этих многоэтажек больше, чем они потребили. Евгений Валерьевич отмечает, что, конечно, горожане могут самостоятельно удостовериться в правильности начислений, запросив у управляющих компаний показания приборов учёта. Однако важнее провести общие собрания и обсудить оснащение домов более качественным контрольно-измерительным оборудованием.
— У меня нет универсальной формулы, панацеи, как решить проблему и с качеством тепла, и с его стоимостью, — признался эксперт. — Однако считаю, что собственники, как минимум, должны задуматься о тарифах на жилищные услуги. Сейчас они очень низкие, и это тоже негативно влияет на техническое состояние многоэтажек. На эти деньги управляющая компания не может качественно обслуживать дом.
Нет баланса
Кроме сумм в платёжках, некоторых красноярцев возмущает ещё и недостаток тепла в квартирах. Жалоб на низкое качество услуги в декабре и уже в январе было очень много. По словам Евгения Жидкова, не во всех домах проблемы с отоплением можно устранить только промывкой и опрессовкой системы.
— У нас, к сожалению, в каждом втором доме отопительная система не сбалансирована, — объяснил Евгений Валерьевич. — Почему? Зачастую жители сами негативно влияют на состояние инженерных сетей. Без согласования с управляющей компанией меняют отопительные приборы. Ставят конвекторы (дополнительные батареи), не предусмотренные техническим паспортом МКД. Подключают к системе отопления тёплые полы. Делают на сетях перемычки, проводят переустройства. Сливают воду из радиаторов. В результате у одного в квартире холодно, у другого жарко. Люди закрывают приточно-вытяжную вентиляцию коробами и вытяжками. Практически все установили окна ПВХ, естественного проветривания нет, вентиляция не работает, вот и плесень появилась и сыро дома. Жаль, что об этом никто не задумывается, зато все считают, что их обманывают.
С гражданами, которые провели переустройства и перепланировки инженерных сетей в своих квартирах, бороться сложно, но можно. Работа с ними входит в полномочия управляющих компаний. Не реже раза в год УК должна приходить с визитом в адрес каждого собственника и смотреть техническое состояние приборов учёта, выявлять факты незаконных переустройств и решать эти проблемы индивидуально: полюбовно, через городскую администрацию или в суде.