Новости

Березовый стон

Березовый стон

Березовый стонНа ближайшей сессии городского парламента красноярские депутаты должны обсудить предлагаемые изменения  в генплан краевого центра, которые определяют новые границы Сибирского федерального университета. По сути, от этого решения зависит то, как дальше будет расти и развиваться один из крупнейших вузов России. А еще вердикт народных избранников должен поставить точку в вопросе о Березовой роще, породившем довольно бурные споры.

“Зеленые легкие города”, “любимая зона отдыха множества жителей”, “уникальный уголок Красноярска”… на самом деле, невозможно не согласиться с теми эпитетами, которыми наградили горожане Березовую рощу. Нашу рощу, потерять которую мы так боимся.

Однако, по мнению специалистов-биологов, мы уже практически утратили этот уголок, и если ничего не предпринять для его спасения, то вскоре лес погибнет. Не от топоров, не от действий застройщиков. Все намного проще и в то же время сложнее. Роща угасает от времени, старости.

— Да, и березы, и осины, растущие здесь, имеют еще неплохой внешний вид, но все они внутри гнилые, — говорит доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией биогеоценологии Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН Станислав Ефремов. — Грибковая инвазия породила стволовую гниль. Также на этот массив влияет антропогенный фактор — присутствие людей сказывается на природе не лучшим образом. Сыграл свою роль и почтенный возраст большинства деревьев. Они достигли уже своего предела, и сегодня мы можем наблюдать признаки старения. В этом нет ничего удивительного — у каждого есть свой предел. Березовая роща подошла к нему вплотную, и ее естественная гибель может произойти на наших глазах. Постепенно, поствольно мы теряем ее.

По мнению авторитетного ученого, любое лесное насаждение нуждается в реконструкции: естественной либо искусственной. В большинстве случаев природа сама ведет в лесах смену поколений, однако Березовая роща — случай особый. Появилась она примерно полторы сотни лет назад в результате вырубки сосново-лиственичных древостоев, которые когда-то стояли на этом месте. Город разрастался, и его жителям нужны были бревна на строительство жилья. Открытое пространство заселили березняки, осинники, другие лиственные породы, которые ученые называют пионерами процесса восстановления лесного покрова. Заселили практически одновременно, поэтому здесь так много одновозрастных деревьев. Новую же поросль, а также те редкие посадки, которые делались здесь в прошлом столетии, погубили сами жители, так любящие этот уголок. Такая у нас любовь — опасная, обжигающая.

— Когда только начиналась организация учебного процесса в корпусе университета, расположенном на горе, поднимался вопрос о необходимости реконструкции Березовой рощи, — говорит Станислав Ефремов. — Силами преподавателей и студентов совместно с городским лесхозом были осуществлены большие посадки хвойных и подлесочных пород. На этой территории по-
явились клены, сирень, кизильник, кедр, ель, сосна. Но после в роще случались неоднократные палы, в которых все сгорало. И сейчас те усилия, предпринятые для восстановления леса, сведены на нет.

Увы, но пока что похвастаться реальными достижениями на ниве сохранения нашей любимой Березовой рощи мы не можем. Хотя обвинять горожан в равнодушии нельзя — они действительно искренне выступают за сохранение массива в этом районе. Их озабоченность вызывает вероятность вырубки леса в связи со строительством элитных домов, коттеджей и корпусов СФУ. Представители университета в свою очередь заявляют, что планов по уничтожению зеленого массива у них нет.

— Мы открыты для общественности и готовы всем желающим показать схему, по которой видно, что СФУ не строит и не планирует строить коттеджи, тем более в зеленой зоне, — рассеивает опасения главный архитектор СФУ Владимир Стасюк. — А под застройку корпусов будут использованы свободные и малоценные участки. В то же время вдоль грунтовой дороги по направлению к трамплину самовольно ведется возведение особняков. Университет никакого отношения к ним не имеет! Я могу спорить на что угодно: если эта земля не будет нашей согласно генплану развития университета, то вот здесь, лет через 5—10, кругом будут стоять коттеджи!

С последним утверждением архитектора согласны и ученые-биологи. Более того, если все оставить как есть, то будущим владельцам фазенд, по утверждению профессора Ефремова, даже не надо будет брать на себя заботы по вырубке леса. Уже сегодня в стареющем лесу полно проплешин, которые многие стремятся занять под строительство.

Растут капитальные коттеджи и в районе дачного поселка на территории, не предназначенной генпланом города для капитального строительства.

— Когда мы проводили общественные слушания по поводу определения новых границ СФУ, дачники сами жаловались на то, что частные застройщики их вытесняют, — отмечает Владимир Стасюк. — Многие представители садовых обществ просили поскорее сообщить им, когда же начнется законная ликвидация дачного массива. Морально они к этому готовы и предпочитают иметь дело не с самозванцами, а с администрацией университета.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА