Проспект культуры

В Красноярске на пароходе-музее «Святитель Николай» представлена экспозиция по истории освоения Арктики

Среди экспонатов — старинные карты, интереснейшие исторические документы, предметы, так или иначе связанные с первопроходцами.

В Красноярске на пароходе-музее «Святитель Николай» представлена экспозиция по истории освоения Арктики

Чем отличалось коренное зимовье от отъезжего? Из чего нганасаны и ненцы делали грузила для рыболовных сетей? Когда возник самый первый город в Заполярье? Ответы на эти и другие вопросы можно найти, если посетить новую экспозицию на пароходе-музее “Святитель Николай”. Она носит символичное название “За северным ветром, на край земли”.

Речь идёт о первых русских мореходах и промышленниках, которые сыграли огромную роль в освоении северных территорий, в частности — Таймыра. Среди экспонатов — старинные карты, интереснейшие исторические документы, предметы, так или иначе связанные с первопроходцами.

Начинается экспозиция с географических карт разных веков. Исследования штурманов Минина и Стерлегова, геодезиста Чичагова, лейтенанта Лаптева, атлас Ремезова... Трудно даже представить, сколько усилий вложено в них. Можно сказать, что это настоящий памятник истории. Человеку неискушённому сложно отследить изменения в описаниях, но всё равно видно, как постепенно появляются новые элементы, названия. То есть знания переносятся на карты.

Самая, пожалуй, интересная часть выставки — документы. Например, о том, как конкретно шло освоение Арктики: морским путём с реки под названием Таз, через волок и приток реки Турухан. Путешествовали на так называемых кочах (это морские суда яйцеобразной формы, что позволяло как бы выдавливать их на поверхность льда).

Любопытен факт возникновения самого первого русского города в Заполярье — Мангазеи. Название это на слуху (люди старшего поколения помнят, к примеру, что так именовался книжный магазин в Зелёной Роще), но подробности знают далеко не все. Между тем Мангазея была построена в 1601 году по указу Бориса Годунова. Её называли сибирским Клондайком. Драгоценного металла в наличии не оказалось, зато пушнины, мягкой рухляди, было в избытке. Мангазею даже называли “златокипящей”. Просуществовал город около 70 лет, а затем пришёл в упадок, заставив русский люд осваивать новые территории.

Среди документов — подробные чертежи полярных зимовий. Оказывается, они были разными: коренные (для постоянного проживания) и отъезжие (промысловые времянки). В жилых избах двор покрывали, он служил сенями. Здесь же хранились дрова, снег для воды, конуры для собак. В коренное зимовье входили также баня, как правило, одна жилая комната, кладовая. Чтобы удержать тепло, помещение делали невысоким, двери обивали войлоком, а вместо стекла в оконный проём вставляли слюду или даже пластинки льда. Что касается отъезжих зимовий, они были гораздо меньшего размера и использовались для отдыха во время промысла.

Один из стендов посвящён белому пятну в истории освоения Арктики — таинственно пропавшей экспедиции Ивана Теплоухова, одного из первых исследователей Таймыра. В 1686 году этот молодой дворянин отправился на трёх кочах (60 человек) из Туруханска с намерением достичь устья Лены морским путём, обогнув Ледяной мыс. Вся экспедиция пропала без вести. Скорее всего, погибла от голода. В 1940 году группа советских гидрографов, выполняя свою конкретную задачу, наткнулась на неизвестную зимовку. Ещё через год в другом месте были найдены остатки избы из плавника, а в ней — топор, ножницы, несколько голубых бусин и так далее. Отсутствие консервных банок — одно из доказательств того, что стоянка далеко не современная. Вполне возможно, что это следы плавания Ивана Тёплое Ухо.

В экспозиции довольно много предметов, так или иначе связанных с проведением археологических работ. Классифицировать их за давностью лет сложно, но есть, например, изделия, явно принадлежащие коренным народам Севера. Это деревянные лопаты, фрагменты сукна и керамики, пуговица, наконечники для стрел, ножны гарпуна, прекрасно сохранившийся (для многих столетий, естественно) фрагмент обуви и даже кожаный ботинок.

Поскольку очень важной составляющей быта северян была рыбная ловля, на выставке представлены связанные с ней предметы: поплавки, иглы для вязания сетей, каменные грузила, мережа, морда.

Отдельно можно выделить экспонаты, напрямую имеющие отношение к “златокипящей” Мангазее. Во время поздних раскопок города археологи обнаружили остатки книг (многие жители были грамотные, что совсем не удивительно для богатой торговой фактории), а также... шахматные доски. Дело в том, что эта игра в своё время считалась азартной, то есть входила в разряд развлечений.

...Сколько их было, экспедиций, практически не оставивших следа в истории? Кем были эти рисковые люди? Арктика полна загадок и даёт широчайшее поле для поисков.

Факт

После распада СССР финансирование Арктического региона резко сократилось, объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть снизилось число населённых пунктов в Заполярье. Вновь вкладывать серьёзные средства в освоение Арктики Россия начала лишь в XXI веке.

В тему

Первые попытки выйти на побережье Ледовитого океана русские предприняли ещё в XI веке. Считается, будто в Никоновской летописи есть запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к “Железным воротам”. Вероятнее всего, летописец назвал так Карские ворота.

Выставка, которая продлится до конца февраля, подготовлена АНО “Археологическое исследование Сибири” в рамках проекта “Первые русские полярные мореходы у берегов Таймыра” при поддержке Фонда президентских грантов.

Среди партнёров: Красноярский краевой краеведческий музей, Таймырский краевой краеведческий музей, Минусинский региональный краеведческий музей имени Н.М. Мартьянова, научно-производственное объединение “Археологическое проектирование и изыскания” и Красноярская геоархеология.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА