Общество

Как научить ребёнка человечности?

Историческая память формируется в школе, и особая роль здесь отводится музеям.

Как научить ребёнка человечности?

Современные дети загружены максимально. В школе они изучают множество дисциплин, а после уроков идут на кружки или в спортивные секции. Родители делают всё, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. К сожалению, в этой гонке они не всегда успевают научить ребёнка самому главному — человечности.

Истинные ориентиры

В стремлении дать своему чаду самое лучшее воспитание и образование нельзя забывать об истинных ориентирах. Именно правильные жизненные ценности ребёнка — залог того, что он вырастет достойным членом общества, будет жить в согласии с собой и окружающими, найдёт применение своим умениям, а значит, и своё место в жизни. Очень важно сохранять и историческую память — это одна из основ осознания человеком своего “я” в семейной родословной и в истории своего народа. Историческая память формируется в школе, и особая роль здесь отводится музеям. В Советском районе практически в каждой школе есть музей. Там проводят мероприятия ко дням воинской славы России, занимаются научно-исследовательской работой. Также музейщики участвуют в различных конкурсах, поисковых экспедициях. В учебных заведениях ко дням воинской славы организуют уроки мужества: “Письма с фронта — наказ отцов”, “Война глазами детей”, “Подвигу жить в веках”, а также конференции “История моей семьи в годы войны”, встречи с ветеранами труда.

Большую поддержку музеям оказывает ветеранская организация работников образования района под руководством Аллы Корсун. Ветераны понимают важность школьных музеев в патриотическом воспитании детей, которому на уровне государства сегодня уделяется особое внимание.

Устремлённый в будущее

Биографию Советского района создавали тысячи тружеников: бывшие пограничники КрАЗа, строители, рабочие, учителя и врачи. В музее “Устремлённый в будущее” школы № 152 собран богатейший материал о тех, кто внёс вклад в становление и развитие района. Вот фотография Героя Социалистического Труда, управляющего трестом “Красноярскалюминстрой” Никифора Мясникова. Он — потомственный казак, участник Великой Отечественной войны, заслуженный строитель. “Дед” — так уважительно называли его на стройке. В другой витрине — книга участника ВОВ, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда Александра Кузнецова. Александр Николаевич 32 года возглавлял металлургический завод. Много лет назад автор подписал и подарил школьному музею свою книгу.

А вот портрет молодого парня Михаила Малыхина, чей трудовой подвиг записан золотыми буквами в историю края. Михаил прибыл с пограничной заставы на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Он участвовал в строительстве, например, здания аэропорта Емельяново, большинства домов в Зелёной Роще. На доме, где он жил, есть мемориальная доска.

В экспозиции школьного музея представлены фотографии, документы известных строителей гиганта алюминиевой промышленности страны. Так, есть фотография Асии Денисенко, которая после окончания 10-го класса приехала на Всесоюзную ударную стройку, работала бетонщицей, была секретарём комсомольской организации стройки, затем директором известного общеобразовательного учреждения в районе.

В центре внимания школьных музеев — судьбы конкретных людей, которые внесли вклад в развитие территории. Руководители музеев не жалеют ни личного времени, ни сил для этой важной работы. Они являются примером для молодёжи, настоящими патриотами своей страны и своего района.

Во всех школьных мероприятиях района принимают участие представители старшего поколения. В совете ветеранов Советского района накоплен значительный опыт работы по патриотическому воспитанию. Передать память потомкам, воспитать патриотов страны — вот что считают ветераны главным в этой деятельности.

Вернуть героям имена

В нашем районе уже много лет при поддержке администрации района, совета ветеранов и директора школы № 152 Светланы Гуториной действует поисковый отряд “Енисей-Л” (командир — Светлана Филимонова). Ребята каждый год принимают участие в экспедициях по поиску пропавших без вести солдат в годы Великой Отечественной войны.

В прошлом сезоне поисковики работали в Смоленской области, где осенью 1941 года вела ожесточённые бои 119-я Красноярская стрелковая дивизия. Отряд работал в лесу около бывшей деревни Дудкино. От населённого пункта не осталось и следа, зато ещё сохранились доты и блиндажи, которые надо было вскрывать. Ребята выкачивали воду, разбирали брёвна, перебирали грязь. В этих местах подняты останки четырёх бойцов и два медальона, один удалось прочитать: Дмитрий Кузьмич Скрипка, 1917 г. р., пограничник 920-го полка НКВД, уроженец Украинской ССР, г. Николаев. Был заместителем командира погранзаставы в Туркмении. Погиб 10 октября 1941 года.

В свой музей школьники привезли новые экспонаты: диски от пулемёта Дегтярёва, “рубашки” от гранат РГД, штык четырёхгранный от винтовки, патроны, каску советского солдата, пробитую осколками снарядов, солдатскую кружку, звёздочку и кирасир (броня для штурмовиков).

В тему

В Советском районе большой опыт работы имеют музеи:

— школы № 69 — музей А. Г. Поздеева;

— школы № 85 музеи 78-й Добровольческой бригады и истории школы;

— школы № 1 — музей имени В. Сурикова;

— школы № 7 — музей “Древо жизни”;

— школы № 5 — музей “Сквозь призму лет”;

— школы № 149 — музей авиации.

Есть и молодые музеи: в школе № 143 — музей имени героя СССР А. В. Тимошенко; в школе № 145 — уголок памяти “Помним, чтим, гордимся”; в школе № 150 — экспозиция “Крылья Взлётки”; в школе № 152 — музей истории Советского района “Устремлённый в будущее” и музей боевого пути 119/17 Гвардейской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени Духовщинско-Хинганской стрелковой дивизии.

Фото предоставлено Светланой СИДОРОВСКОЙ

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА