Новости

Врач уполномочен исцелить

Врач уполномочен исцелить

Врач уполномочен исцелитьСогласно опросам, две трети россиян не доверяют официальной медицине и не верят в возможность получить качественную бесплатную медицинскую помощь, гарантированную нам законом. Чаще всего люди жалуются на очереди к врачам, отношение к себе медперсонала, недостаточную укомплектованность лечебных учреждений и квалификацию кадров. При этом пациентам непонятно, кому сегодня жаловаться на противоправные действия или бездействие врачей или к кому обращаться за консультацией.

“В России нет органа, который специально бы занимался защитой прав пациентов”, — заявил председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент Лиги пациентов, юрист Александр Саверский.

Именно поэтому Общественный совет принял решение обратиться в Госдуму, Правительство РФ и даже к самому президенту страны с предложением создать в России институт уполномоченного по правам пациентов. Эксперты не сомневаются, что он станет востребованным. В одну только Лигу защиты прав пациентов ежедневно обращаются сотни человек. А это, к слову сказать, общественная организация. Кроме того, правозащитники настаивают на создании здравоохранной прокуратуры, которая должна контролировать судебные дела пациентов, а также на создании в стране службы страховых комиссаров, которые не зависели бы от страховых компаний и могли бы проводить объективные оценки качества медпомощи.

Дабы не быть голословными, представители Росздравнадзора привели данные проверок, в соответствии с которыми в 2008 году 60 процентов медицинских услуг, оказанных стационарами российских лечебно-профилактических учреждений, получили нарекания пациентов и в итоге были признаны некачественными. В ведомстве полагают, что права больных нуждаются в ином уровне защиты, который могла бы обеспечить специальная служба уполномоченных по правам пациентов.

Заместитель руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина сообщила, что в прошлом году представители ведомства проверили 102 лечебно-профилактических учреждения в 13 субъектах Федерации. Экспертизы, проводившиеся по жалобам пациентов, показали, что из каждых десяти медицинских услуг, предоставлявшихся в стационарах, шесть были некачественными.

— За год в России стационары предоставляют до четырех миллионов “дефектных” медуслуг, а в летальных случаях патологоанатомы фиксируют еще и 20—25 процентов расхождений с прижизненным диагнозом больного, — подтвердил оценку Серегиной правозащитник Александр Саверский. — Еженедельно в Лигу защиты прав пациентов поступает десять жалоб, из них большинство — вопросы организации предоставления медуслуг и нарушения этики при оказании помощи.

Недостатки в работе медиков подтверждают и экспертизы страховщиков. По данным Фонда ОМС, в первом полугодии 2007 года в России проведено 5,04 млн экспертиз качества медицинской помощи. В результате выявлено 2,6 млн нарушений. Таким образом, более половины претензий со стороны больных являются обоснованными.

По данным директора департамента качества медицинского страхования “РОСНО-МС” Светланы Светличной, 52 процента спорных случаев — завышение объемов медназначений, еще треть — приписки. Иными словами, помощи оказано на рубль, а заявлено, будто на все сто.

Этот пробел могла бы заполнить новая независимая служба “медицинских омбудсменов”, региональные отделения которой стали бы оказывать на местах поддержку непосредственно пациентам и врачам, разъясняя их права и обязанности, разрешая конфликты и организуя экспертизы качества медицинской помощи.

Мнения специалистов Управления Росдравнадзора по Красноярскому краю относительно создания института уполномоченного по правам пациентов разделились.

Начальник отдела лицензирования фармацевтической деятельности Елена Шерстнева полагает, что эта мера “не будет лишней”.

— Почему бы и нет? Сегодня у пациентов возникает немало проблем, и я думаю, что статистика в этом случае показательна. Например, то, что 60 процентов претензий пациентов признаются обоснованными. Думаю, нашего региона это тоже касается, — рассуждает Елена Николаевна. — Конечно, больные учатся преодолевать трудности сами. Например, люди с одинаковым диагнозом создают общественные организации — общество слепых, больных гемофилией, сахарным диабетом и так далее. Однако всякой инициативе нужна поддержка.

В свою очередь начальник отдела лицензирования и контроля медико-социальной помощи Елена Деген считает, что создавать дополнительную структуру по защите прав пациентов нецелесообразно. Дескать, в этом деле и без того задействовано множество экспертов на всех уровнях — есть общественный совет при Росздравнадзоре, с жалобами работают страховые компании, специалисты министерства здравоохранения края, прокуратура и даже при президенте есть специальная служба, куда можно обратиться. “Зачем нагромождать что-то еще, — рассудила Елена Валентиновна и тут же сделала оговорку, — если только краевой минздрав не сочтет это необходимым…”.

О “необходимости” мы решили узнать в Красноярском краевом фонде обязательного медицинского страхования. Ведь именно сюда стекается информация, касающаяся вопросов доступности и качества медицинской помощи. Напомним, специальный телефон “горячей линии” начал свою работу в феврале текущего года. И, по словам заместителя директора по организации обязательного медицинского страхования КФОМС Галины Агахановой, с тех самых пор он не умолкает.

— Обращений поступает очень много. И, на мой взгляд, специальный орган, который бы занимался защитой прав пациентов, нужен! Конечно, этой работой должны заниматься и занимаются страховые организации. Так, например, уже в пяти крупных медицинских учреждениях работают представители страховых компаний — они консультируют посетителей в случае необходимости. Однако на сегодняшний день у людей есть вопросы и по работе страховых организаций, и по роли медицинского полиса. А значит, нужен независимый эксперт, — говорит Галина Анатольевна. — Обработка данных “горячей линии”, информация от представителей страховых компаний говорят о том, что нам еще предстоит много работать в сфере защиты прав пациентов. Главное, чтобы создание нового института не стало популистской мерой, простой констатацией факта. Необходим профессиональный, но не бюрократический подход, где будут видны конкретные действия.

Говоря о конкретных действиях, нельзя не обратиться к опыту зарубежных стран, где научились не только признавать промахи врачей, но и проводить работу над ошибками и, разумеется, отстаивать права больных. Например, известно, что в Америке из-за неправильного лечения умирает столько же людей, сколько и в ДТП. При этом в госбюджете США расходы, связанные с ущербом, нанесенным врачами, составляют около 30 млрд долларов. На лечение от инфекций, которые пациентам заносят в стационарах, Англия тратит почти 1 млрд фунтов стерлингов. При парламенте Великобритании создан институт уполномоченного по правам пациентов. А в Италии существует Трибунал по защите прав пациентов, представители которого находятся по всей стране.

В России отсутствует система регистрации врачебных ошибок, доказывать и искупать вину медиков на государственном уровне мы тоже пока не научились. Впрочем, с защитой прав самих медработников в нашей стране дела тоже обстоят не лучшим образом.

— Защита пациентов находится в ведении многих органов, тогда как защитой прав медицинских работников предметно не занимается никто. У нас нет ассоциаций врачей, где работала бы юридическая служба. А ведь всякая защита должна быть обоюдной, — рассуждает Владимир Фокин, депутат городского Совета, главный врач городской клинической больницы © 20.

По мнению Владимира Александровича, мы еще не готовы к тому, чтобы выходить на такой уровень отстаивания прав наших больных. Дело в том, что некоторые требования пациентов заведомо не могут быть удовлетворены. Это касается, прежде всего, материально-технической базы медицинских учреждений. Да, санитарные нормы меняются, но чтобы за ними поспеть не хватает ни времени, ни финансов.

— Многие больницы строились полвека назад. И претензии людей, например, по поводу тесных палат, отсутствия должного антуража, бессмысленны. Необходимо строить новые больницы, а старые реконструировать, — говорит Владимир Фокин. — Ну, а то, что воспитанием медиков нужно заниматься и повышать их уровень, я не отрицаю. И мы будем это делать!

Врезка

Пациент в переводе с латинского означает “страждущий”. Пока еще есть основания полагать, что страдает он не только от собственного недуга…


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА