Бизнес
Протеиновые пончики и цех по производству ветоши. Что красноярцы открывают с господдержкой
На средства господдержки предприниматели покупают современное оборудование и наращивают обороты.
Начинающий бизнесмен может получить на развитие собственного дела 300 тысяч рублей. Кто-то скажет, что этих денег сегодня для успешного старта маловато. Между тем журналист Gornovosti познакомился с людьми, которые считают государственную поддержку отличным подспорьем. Их производства зародились на оригинальных идеях, огромном упорстве и уверенности, что всё получится. Это был базис. А финансовые вопросы стали уже надстройкой.
С ветошью в стране напряжёнка
Татьяна Романенко немало удивила знакомых тем, что круто изменила свою жизнь. У неё высшее экономическое образование, и она много лет работала категорийным менеджером. Есть в торговых сетях такие специалисты, которые отвечают за управление группами товаров, налаживают контакты с поставщиками, контролируют ассортимент, определяют ценовую политику.
Достигнув в этом деле вершин компетентности, Татьяна ушла на вольные хлеба. Открыла цех по изготовлению ветоши — технического хлопчатобумажного материала с содержанием синтетических волокон не более 15 процентов. Им обтирают станки, запчасти, подтёки технических жидкостей на промышленных предприятиях, в авторемонтных мастерских. Ещё ветошь применяется в мебельном производстве и при оказании клининговых услуг.
— Полученные в университете знания и весь прежний трудовой опыт, мне, конечно, сейчас помогают, — признаётся наша героиня. — Без этого багажа я бы, возможно, и не выбрала предпринимательскую стезю.
Бизнес-идея пришла в голову сама собой, и она связана с правильными бытовыми привычками. Татьяна уже давно сортирует у себя дома мусор: бумагу выбрасывает отдельно от пластика, для стекла у неё тоже специальная тара. Вместе с сыном Сашей они участвуют во всевозможных экологических акциях: школьных и районных. Она много читала про утилизацию и переработку твёрдых бытовых отходов.
И ещё один любопытный штрих к портрету нашей героини. В тот период, когда она занималась продвижением товаров, ей больше всего нравилось работать с теми категориями, которые другим казались убыточными и неперспективными. В общем, лёгких путей не искала.
— Может быть, у меня мозг как-то по-другому устроен, но в том, на что другие не обращают внимания, я вижу реальные перспективы, — смеётся Татьяна. — Лет 15 назад, когда продуктовый рынок был ещё совершенно диким, я с интересом разбиралась с товарной категорией “сыр”. А сейчас уверена, что можно много чего сделать с таким ресурсом, как ветошь. Это производство пока не монополизировано, здесь масса возможностей.
По словам Татьяны, у нас в стране нехватка ветоши, в то время как она очень востребована. Мало того, сырьё для неё на 70 процентов импортное, привозится из Китая и Европы. Наша героиня сразу же решила, что будет действовать по-другому: наладит сбор исходных материалов на месте. Это более долгосрочная и разумная модель бизнеса. Ведь что сейчас происходит? Производители ветоши заказывают тряпки за рубежом, при доставке выстраиваются длинные логистические цепочки — через Калининград, Ивановскую область. А россияне точно такие же ткани выбрасывают на свалку.
Предприятие Татьяны Романенко покупает сырьё для ветоши у населения или компаний, с которыми заключены договоры. Цена варьируется. На махровые полотенца и постельное бельё, к примеру, она самая высокая. Такие материалы часто привозят из отелей, списав предварительно с баланса. А некоторые изделия б/у, где много фурнитуры и швов, принимаются бесплатно. Потому что с ними очень много хлопот. Впрочем, горожане, которые знают о пункте приёма вторсырья, в любом случае охотно привозят туда отслужившие свой срок вещи — тем самым освобождая квартиры и не нанося вреда окружающей среде. Или оставляют заявку по телефону 256-26-06, и переработчики сами приезжают за сырьём. Экологическую инициативу особенно приветствуют пенсионеры. Как показывает практика, одна бабушка иногда сдаёт до 50 килограммов текстиля. Орудиями труда на “фабрике ветоши” служат прикрученные к столам сабельные ножи (по-другому их ещё называют раскройными). Технологический процесс прост: разрезать материал на части, спрессовать его и затем упаковать. До недавнего времени для уменьшения объёма готовой продукции перед её упаковкой использовался самодельный пресс. Сейчас его заменил заводской аналог — гораздо более мощный и современный. Он позволяет перерабатывать 15 тонн сырья в месяц. Времени на утрамбовку стало тратиться в пять раз меньше. Это оборудование как раз и было приобретено на средства государственной поддержки.
Вдохновляющим примером для Татьяны в связи с её новым занятием является экологический проект “Благодарный шкаф”, дающий вторую жизнь ненужной одежде, который успешно реализуется в Москве, Санкт-Петербурге и других городах западной части России. Она всерьёз настроена на совершенствование своего бизнеса, на применение интересных приёмов, технологий.
— Я очень благодарна сотрудникам муниципального центра развития предпринимательских инициатив, — признаётся наша героиня. — Именно там мне разъяснили, какие нужно оформить документы, чтобы получить 300 тысяч на развитие. И вообще, в центре работают замечательные люди: юристы, маркетологи, финансисты. У них можно всегда получить консультации, чёткие и по существу.
У Татьяны есть помощник — Дмитрий, дипломированный инженер-механик. Он отвечает за запуск и обслуживание оборудования. И тоже считает переработку текстиля многообещающим видом бизнеса.
Пончики для спортсменов
Дарье Маляевой всего 20 лет, но у неё уже довольно взрослые заботы. Она печёт протеиновые пончики, обеспечивает их доставку по торговым точкам Красноярска и ведёт страничку в социальных сетях. Во многом Даше помогает её мама Ирина. Точнее, у них семейный подряд. Пекарского опыта больше у мамы, а у Даши — хорошие организаторские и творческие данные. Она, например, сама создала бренд компании.
— С 2014 по 2016 год я была в декретном отпуске с пятым ребёнком, — рассказывает Ирина Маляева. — На досуге научилась печь торты. Позже пошла работать на кондитерское производство, освоила технологии уже на профессиональном уровне. По воле случая столкнулась с диетическими низкокалорийными тортами для спортсменов и вообще для всех, кто заботится о своей фигуре и о правильном питании. В какой-то момент появилось желание перепрофилироваться на протеиновые пончики и начать самостоятельную деятельность.
В 2021 году Даша Маляева получала профессию технолога в Красноярском технологическом техникуме пищевой промышленности, и мама с дочкой решили заняться диетическими пончиками вместе. Посмотрели на YouTube десятки видео о том, как организовать производство с нуля, стараясь понять, как устроены именно маленькие цеха. Ирине подсказали, что в городе есть центр развития предпринимательских инициатив. Она туда обратилась, ей помогли подготовить проект, который подходил под условия социального контракта. Многодетная мама официально стала индивидуальным предпринимателем, закупила самое необходимое оборудование: печь, холодильную установку. Сняла в аренду помещение, сделала в нём ремонт с перепланировкой.
— Год ушёл на адаптацию, на то, чтобы понять, в каком направлении двигаться, — вспоминает Ирина. — Концепция осознанного питания захватила нас с Дашей с головой. Захотелось, чтобы как можно больше людей перестали перегружать печень, поджелудочную железу, но при этом получали от десертов удовольствие. Наши пончики наконец приняли такой внешний вид, какой мы хотели им придать. И содержание удалось довести до нужной кондиции. Дополнительно мы разработали линейку низкокалорийных тортов, которую скоро планируем внедрить в производство.
Рецепт правильных пончиков мама и дочь хранят в секрете. Хотя в общих чертах пояснили, что десерты для спортсменов готовятся без использования муки, жира, зато с добавлением полезных микроволокон и протеина — очищенного белка. Руководство цехом с недавних пор взяла на себя Дарья. Она приняла участие в “Фабрике проектов” молодёжного отделения центра развития предпринимательских инициатив, вошла в число победителей и получила грант в 300 тысяч. На эти деньги купили печь новой модификации, двое весов, ноутбук для документальной работы. Продукцию начали на регулярной основе развозить в три фитнес-клуба и семь кофеен, где её всегда с нетерпением ждут.
— Можно сказать, что мы уже подошли к порогу рентабельности, — делится достижениями Даша. — Но для того, чтобы стабильно получать прибыль, нужно расширять рынок сбыта.
В центр развития предпринимательских инициатив мама и дочка советуют обращаться не только тем, у кого сформирована готовая идея, но и тем, у кого просто есть намерение занять на рынке какую-то нишу. В центре как раз и подскажут, какие направления свободны.
— Не надо думать, что у новичков нет шансов выдержать конкуренцию и чего-то добиться, — предостерегает от заблуждений Ирина Маляева. — Даже в таких сферах, как изготовление пластиковых окон, каждый находит своего клиента. То же самое в кондитерском деле. В наше время можно много чем заниматься. Самое главное — это наметить цель и двигаться к ней, не останавливаясь.
Срок хранения правильных пончиков от семьи Маляевых составляет пять дней. Но производители ставят перед собой амбициозную задачу сделать десерт более “долгоиграющим” без потери в качестве и только из натуральных ингредиентов. Также они хотят поэкспериментировать с упаковкой и начать реализовать свой товар в супермаркетах.
Акцент
В 2022 году в Красноярском крае начинающие предприниматели впервые стали получать до 300 тысяч рублей на начало или развитие своего бизнеса. На гранты могут рассчитывать представители малого и среднего бизнеса, которые работают в сферах инноваций, информационных технологий, креативных индустрий, обрабатывающих производств, индустрии гостеприимства, бытовых услуг, дополнительного образования детей и взрослых, спорта, сбора и переработки отходов, ремонта автотранспортных средств, строительных работ.