Новости

“У каждого города своя аура”

“У каждого города своя аура”

“У каждого города своя аура”Каждый город напоминает живой организм. Красноярск не исключение. Он постоянно меняется, растет и хорошеет. Взрослеют его постройки, но рядом со старыми зданиями рождаются новые. Краевой центр поражает многообразием архитектурных стилей и новыми направлениями жилищного строительства. Какой облик приобретет наш город в следующие пять лет, будет ли расширяться и в каких приоритетных направлениях, рассказал руководитель управления архитектуры администрации Красноярска Вадим ПИРОГОВ.

— Вадим Николаевич, можно ли сказать, что Красноярск в обозримом будущем обретет черты идеального мегаполиса?

— Я думаю, что в мире нет идеального города. У каждого мегаполиса свои плюсы и минусы. Он живет, значит, появляются проблемы. Мы стараемся их решать, предлагаем варианты. Но, думаю, в ближайшие пять-шесть лет Красноярску и стране в целом будет сложно выживать. Нам бы удержать то, что наработано за последние пять лет. Так, мы сделали около десяти проектов детальных планировок новых микрорайонов. В том числе и застройки с выносом промышленности за черту города. Вокруг них сейчас идут дебаты, возникают проблемы не архитектурные, а чисто экономические. Например, если предприятие переносится за территорию краевого центра, оно перестает перечислять в муниципальный бюджет налоги. Поэтому приходится искать компромисс.

Сейчас, скажем, мы провели публичные слушания и вскоре вынесем на городской Совет проект большого микрорайона на территории комбайнового завода. Предприятию уже нашли площадку в промышленной зоне за алюминиевым заводом. Собственник согласен с таким вариантом, но когда начнется строительство, неизвестно. Ведь любой переезд сопряжен с определенными сложностями. Тем не менее проект этот рассматривается, думаю, что скоро появятся инвесторы.

— Но развитие города, наверное, не ограничивается только освоением промышленных площадок?

— По генеральному плану город должен расти практически во всех направлениях. Так, разрабатываются подходы к четвертому автомобильному мосту через Енисей. На месте частной застройки в Николаевке должны появиться новые жилые дома. На правом берегу Пашенный прирастет микрорайоном с поэтическим названием Тихие зори. И далее Красноярск будет развиваться в сторону Дивногорска.

Район Взлетки вырастет в северном направлении, на северо-западе планируется освоить поселки Бугач и Таймыр. Здесь предусмотрено строительство большого микрорайона на 20—25 тысяч жителей. Пока у нас нет необходимости расширять город на юге и застраивать отроги Саян. Единственная площадка в этом направлении, где можно еще что-то возвести, — Кузнецовское плато. Здесь еще в 1970-е годы был запроектирован район малоэтажной и частной застройки.

— Тот проект отложили до лучших времен?

— Его в принципе создавали на перспективу. Любой генплан проходит определенную стадию развития. Разрабатывался он Санкт-Петербургским институтом урбанистики, а детальную проработку отдельных микрорайонов проводили в Красноярскгражданпроекте. Площадка Кузнецовского плато не осваивалась, потому что не было большой необходимости. Кроме того, в этом районе существует проблема с прокладкой инженерных сетей.

— Наверное, планируется развивать город не только вширь, но и вглубь. Существуют такие, “глубинные”, проекты?

— С каждым годом инвестиционная привлекательность Красноярска возрастает. И если нам предстоит действовать в рамках агломерации и говорить о проектах такого масштаба как о вполне реальных, город заработает вдвойне. Потому что сюда необходимо будет привлекать серьезных инвесторов. Некоторые проработки уже ведутся. Например, мы обсуждаем с горсоветом проект освоения острова Молокова. Одна из крупных фирм мирового уровня вышла с предложением разместить здесь деловой центр, построить гостиницы, а большую часть острова сделать рекреационной зоной. Сейчас эта территория практически заброшена, находится в плачевном состоянии, деревья на 80 процентов погибли. Я понимаю горожан, которые защищают остров, предлагают ничего не трогать. Но в таком случае мы потеряем его для будущих поколений.

— То есть все новое красноярцы воспринимают в штыки?

— Просто не всегда понимают наш замысел. Люди относятся ко всему новому с определенной степенью недоверия. Мы хотим сделать Красноярск привлекательным и для инвесторов, и для тех, кто сможет здесь работать и жить. Сделать его комфортным. Необходимо, чтобы у нас были и современные парки, и гостиницы, и офисы, и жилье. А хорошие гостиницы в краевом центре по пальцам можно пересчитать, и те требуют реконструкции.

Сейчас турецкая фирма предлагает построить в центре Красноярска на территории городской больницы © 1 гостиничный комплекс. Чтобы осуществить такой план, необходимо продумать не только юридические вопросы, но и архитектурные — как новое здание впишется в существующий ансамбль. При этом жители должны понимать: город не лишится больницы. Мы передаем фирме-застройщику обременение. Договорились, что они построят новое медучреждение на Взлетке, рядом с кардиоцентром, а взамен получат участок в центре. Не предполагается и снос старого здания, потому что это памятник архитектуры, внутри действует церковь, которую застройщик планирует отреставрировать. В итоге город получит новую больницу и действующий гостиничный комплекс. Я думаю, это выгодно для всех.

— В историческом центре города появляется все больше новостроек. Удается ли сохранить старый архитектурный облик?

— Это большая проблема. Некоторые приводят в пример нашего соседа — город Томск: как там замечательно сохранили старину. Согласен, необходимо смотреть, как работают соседи. Но в то же время нелишним будет заглянуть в историю. Транссибирская магистраль прошла далеко от Томска, и это сильно затормозило его развитие. А Красноярску Транссиб дал возможность развиваться. То, что Томск ушел на второй план, с одной стороны, помогло сохранить его архитектурный облик, а с другой — отодвинуло назад. Сейчас Красноярск опережает соседа в развитии, поэтому в центре, где размещается администрация, постепенно вытесняется жилье, строятся гостиницы и офисы. В свое время существовал большой проект, который предполагал перенос административного центра города на Взлетку. Наверное, это позволило бы сохранить исторический центр нетронутым. Но получилось не так. Началась перестройка, и проект был отложен.

— Сохранились ли планы по развитию дорожной сети Красноярска? Ведь город не может развиваться без дорог.

— Планы сохраняются, но из-за кризиса откладываются. Уже готов проект реконструкции Предмостной площади, многоуровневой развязки на ней. После этого мы должны были заняться набережной и четвертым мостом. Расширить дорогу от моста “777”, пройти под мединститутом. Еще один мост планировалось построить от микрорайона Южный берег на остров Татышев и выйти на улицу Игарскую и федеральную трассу М-53. Планировалось возвести многоуровневую развязку на улице Шахтеров, которая выходила бы на Брянскую и набережную Качи. Со строительством четвертого моста совершенно иной должна была стать улица Высотная. В свое время речь шла даже о том, чтобы прекратить движение электропоездов до Дивногорска, убрать железнодорожные пути и сделать скоростную трассу. Тогда до соседнего города можно было бы доезжать за 15—20 минут. Но это только проекты, когда они начнут воплощаться в жизнь, сегодня сложно сказать. В этом году мы будем заниматься ремонтом дорог и завершать строительство объектов, начатых ранее.

— Центр буквально задыхается от автомобилей. Днем около офисных зданий машину негде поставить. Разрабатываются ли проекты создания новых автопарковок?

— Не стоит забывать, что автопарковки у нас уже строятся. Например, одна из них появилась около выставочно-делового центра “Сибирь”, а также под ним — в цокольном этаже. Там же, на Взлетке, еще одна — рядом с бизнес-центром класса “А”. Открываются стоянки и в жилых районах. Ни один проект дома не согласовывается у нас без мест для автомобилей. Сейчас более 40 заявителей оформляют документы на строительство парковок. Но и здесь сказались финансовые сложности. Бизнесмены просчитывают, насколько им будет выгодно вложение денег в такие объекты. У некоторых есть отводы земли, но они придерживают строительство, потому что окупаемость парковки 10—12 лет.

— Гости Красноярска говорят, что впечатление о городе портят подъезды к краевому центру. Планируется переустроить окраинные районы мегаполиса?

— Окраинные районы портят и Москву, и Хельсинки, и Сан-Франциско. Еще два года назад губернатором была поставлена задача решить вопрос с подъездами к городу. У нас нет ни одного въезда в Красноярск, где мы могли бы ахнуть: “Какая красота!” Но здесь все упирается в экономику, в деньги, в людей. Как освоить эти кусочки города? Построить хорошую восьмиполосную дорогу, снести частную застройку вдоль трассы, выселить людей, дать им жилье… согласитесь, на это нужны огромные деньги. А просто заставить все картонными коробками или развесить щиты — это, как камин у папы Карло, только картинка.

— В начале нашей беседы вы сказали, что не бывает идеальных городов. Но, наверное, есть любимые? Интересно, какие уголки из других мегаполисов вы хотели бы перенести в Красноярск?

— У каждого города свое лицо, своя аура, но я люблю Красноярск. Мне бы хотелось, чтобы в краевом центре было больше зелени. Наверное, я перенес бы сюда лондонский Гайд-парк. Кусочек Парижа или Скандинавии, уют Хельсинки. Но Красноярск и сам по себе замечательный город. Он стоит на шикарной реке. Острова на Енисее делают ландшафт живописным. А если нам удастся вынести за черту города промышленные предприятия и увеличить количество выходов к реке, Красноярск станет еще прекраснее и привлекательнее.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА