Новости

Проколите ремни безопасности

Проколите ремни безопасности

Проколите ремни безопасностиГолодовка бортпроводниц, работавших в авиакомпании “КрасЭйр”, продолжается: трое из семнадцати госпитализированы, еще троим пришлось отказаться от акции протеста из-за необходимости ухода за несовершеннолетними детьми. Несмотря на заверения чиновников (входящих, кстати, в советы директоров воздушных альянсов), деньги на счета голодающих пока не поступили.

С коллективом протестующих, который разместился в обычной красноярской квартире, поддерживают связь депутаты Законодательного собрания. Чиновники, объясняя им специфику финансовых механизмов, стараются помочь психологически, однако стюардессы стоят на своем. Пока деньги в карманах не появятся, говорят они, голодовка прекращена не будет.

Сумма претензий бортпроводниц — около 60 миллионов рублей. В свою очередь, иски, поданные кредиторами компании “КрасЭйр” в суды различных инстанций, — втрое больше. Это одно обстоятельство, осложняющее расплату менеджеров перед бывшим коллективом (формально “КрасЭйр” обанкрочена). Но есть и другое.

На днях владельцы оскандалившейся компании — Борис и Александр Абрамовичи — были избраны в совет директоров ОАО “Аэропорт Красноярск”. Это событие произвело на общественное мнение эффект разорвавшейся бомбы. Как же так, спрашивали даже далекие от проблем авиации люди, — довести компанию до миллиардного долга за поставки топлива и оставить без денег персонал? Напомним, Красноярский край занял первое место по задолженности по зарплате именно из-за авиаторов, чья доля оказалась самой крупной.

“Если бы деньги были распределены между всеми, на руки давалось бы не по 20—30 тысяч, но немногим, а всем по пять, и всем бы хватило. И никакой голодовки бы не было. Мы давным-давно говорили об этом господам менеджерам. Сейчас, по-моему, они это поняли — что нужно выплачивать понемногу и всем. Ежемесячно”, — заявляет голодающая Елена Иванова. Стюардессы утверждают: из 24 миллионов рублей, выплаченных в счет погашения долгов в апреле, на их банковские счета не поступило ни копейки. Одна из женщин взяла в кредит квартиру. В ней теперь и голодают. Каждой из стюардесс должны не менее 200 тыс. рублей.

Заработанные средства еще не получили около двух тысяч бывших работников компании. К сегодняшнему дню общая задолженность, образовавшаяся после краха компании “КрасЭйр” и холдинга AiRUnion, составляет уже около 365 миллионов рублей. Из них 60 млн рублей должны поступить на зарплатные счета уже на этой неделе. В пятницу министр промышленности и энергетики правительства Красноярского края Денис Пашков встретился с делегатами протестующих. После чего краевые власти отрапортовали о прекращении голодовки. Мол, удалось достигнуть консенсуса — деньги будут перечислены.

Юрий Зандарян, председатель первичной организации независимого профсоюза летного состава авиакомпании, заявил: “Голодающие считают, что их представители на встрече с министром промышленности и энергетики Денисом Пашковым превысили свои полномочия, сказав, что голодовка будет прекращена. Я их полностью понимаю, это уже крик души, так как люди никому не верят. Очередной денежный транш от правительства края поступит на счета управляющей компании “Покровские ворота” в понедельник, а затем в течение двух дней — уже на карточки работникам. Схему выплат обещали произвести по рекомендациям профсоюза”.

Депутат Законодательного собрания Валерий Сергиенко так комментирует тему конфликта между стюардессами и кредиторами:

— В нашем законодательстве нет препятствий для того, чтобы обанкротить одну компанию и затем войти в состав совета директоров другой. Ведь по сложившейся практике войти в совет могут держатели крупных пакетов акций, и даже вне зависимости от воли других мажоритарных акционеров. Я больше скажу: если Абрамовичи объединятся с миноритарными владельцами (то есть владельцами малых пакетов) и увеличат долю в аэропорту Красноярск, они вообще будут решать все вопросы предприятия.

Теперь о бедах голодающих. Конечно, им немедленно нужно вернуть долг. Но вот как допустить, чтобы подобное не повторялось? Я считаю, что главная проблема гражданской авиации, и не только ее, в том, что ей руководили чиновники в советах директоров. Они должны были предвидеть проблемы “КрасЭйр”. У нас не должно быть практики делегирования чиновников в советы директоров от государства. Например, в Германии существует такая практика приватизации. Там от государства в управлении смешанными компаниями представлены контрактные управляющие, которые обязуются получить такую-то прибыль, добиться таких-то промышленных результатов. И государство разрывает контракт с менеджером, если нарушены обязательства по прибыли.

Депутат считает, что Абрамовичи вошли в состав совета в полном соответствии с законом. “Братья просто хотят знать, что происходит с их собственностью в аэропорту, ведь чиновник — самый плохой управленец”. Итог административного менеджмента в крае известен хорошо. С 1992-го по 2007 год краевой арбитражный суд рассмотрел
13 900 дел о банкротстве.

— Почему российский чиновник плохо управляет собственностью? Потому что он по закону не имеет права на вознаграждение за такую работу. Разумеется, слухи о “конвертиках” ходят, но всегда для представителя государства работа в совете директоров была чем-то вроде заседания в пионерской дружине… — резюмирует депутат краевого парламента.

Действительно: удивительно, но ни один из представителей государства в проблемных компаниях альянса ни разу не высказал недовольства тем, что происходит. И даже не поинтересовался: а где, собственно, деньги? Напомним, невольные кредиторы альянса стали бить тревогу с прошлой осени, а еще прошлой весной в правительство России стали поступать аргументированные предупреждения о грядущем крахе. Однако у госорганов на все вопросы был один ответ: “споры хозяйствующих субъектов — не наше дело”. Еще один вопрос: можно ли незаметно украсть миллиард долларов — сумму долга авиакомпаний альянса? Даже если 24 миллиарда рублей вывели за год — это по два миллиарда в месяц. И это в стране, в которой государственный аппарат располагает многими надзорными и контролирующими органами, способными пресечь подобную деятельность.

Одной Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга, или, как ее еще называют — финансовой разведки) достаточно, чтобы вовремя отследить и ликвидировать “черную дыру” в финансовой империи братьев Абрамовичей.

— На глазах у государства из альянса выводились все более-менее привлекательные активы, — утверждает Евгений Островский, глава топливного торгового дома, которому альянс братьев Абрамовичей задолжал ни много ни мало 3,5 миллиарда рублей, — тут дело пахнет статьей 159 Уголовного кодекса — “мошенничество”.

Еще в 2007 году был выпущен указ президента: объединить все пять компаний альянса в одного перевозчика. Срок был дан полгода. Однако чиновники из
Росимущества не смогли быстро и точно оценить стоимость госпакетов в “КрасЭйр”, “Домодедовских авиалиниях” и “Самараавиа”. Слияние затянулось, а кому понравится находиться в подвешенном состоянии? Ситуацию усугубил новый указ президента, выпущенный уже в этом году: передать государственное имущество в альянсе корпорации Ростехнологии. И снова начался нудный процесс оценки активов, и снова Росимущество не смогло сказать, сколько стоит доля государства, а сколько — пакеты братьев Абрамовичей. Похоже, что менеджеры компании, не дождавшись внятной позиции государства, воспользовались неразберихой и под шумок решили вывести свои деньги.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА