Общество

Ностальгия: Почему самолёты в СССР напоминали междугородные автобусы

Вспоминаем, как советские люди пользовались воздушным транспортом.

Ностальгия: Почему самолёты в СССР напоминали междугородные автобусы

Один из самых популярных слоганов в истории Советского Союза — «Летайте самолётами «Аэрофлота»!». Он был известен абсолютно всем. Вспоминаем, как советские люди пользовались воздушным транспортом.

Как это было

Вообще-то гражданский флот получил это название только в 1932 году. Начиналось же всё век назад с «Добролёта», первого добровольного воздушного общества, которое развивалось за счёт взносов жителей, то есть благодаря поддержке народа, объединившегося, несмотря на трудности того времени, ради создания необходимой стране отрасли хозяйства.

На протяжении 100 лет в нашей авиации трудились такие выдающиеся конструкторы, как Андрей Туполев, Александр Яковлев, Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Михаил Миль. Эти имена знают во всём авиационном мире.

Свой первый полёт вряд ли кто-то забудет. Это – как первая любовь: надежда, ожидание, встреча... Одним повезло ещё в раннем детстве, другие впервые поднялись по трапу в студенческие годы, третьи – когда начали зарабатывать самостоятельно.

— Мне было лет восемь, родители повезли меня к родственникам на Ангару, — говорит библиотекарь Ольга Машная. — Летели до Богучан, на Яке, по-моему. Помню своё жуткое разочарование: ждала большого лайнера, круглых иллюминаторов. А тут – окошки квадратные, ощущение, будто в автобусе едешь. Порт тогда, в самом начале 70-х годов, располагался в черте города, об этом сегодня напоминает название улицы – Аэровокзальная. Там находилась конечная остановка троллейбуса № 2. Поскольку порт был совсем небольшой, пассажиры чаще всего шли к трапу по лётному полю пешком. Что же касается цен, хорошо запомнились льготные, по студенческому билету, за 50 процентов. Скидка действовала только в учебное время, очень удобно было на зимних каникулах летать на экскурсии или в студенческие лагеря. Я ездила к родственникам в Алма-Ату. Полный билет стоил 43 рубля, льготный – 23.

Летали даже в Балахту

image description
image description

Рейсы малой авиации – это вообще отдельная «песня», они больше напоминали маршруты междугородных автобусов. Самолётики летали даже в Балахту: 4 часа – по дороге или 30 минут в воздухе.

— Мне довелось в конце 80-х отправиться по стройотрядовским делам из Игарки на Курейку, в Светлогорск, — рассказывает инженер Максим Поздняков. – Билетов, как водится, не было. Комиссар сводного ССО сказал: «Видишь очередь на посадку? Встань за сарай, потом пристройся сзади». Спрашиваю: «А как же место?». Комиссар расхохотался, ничего не объясняя. А посмеяться повод был. Оказалось, что в салоне никаких мест нет, и есть две скамейки по бокам, как в кинофильмах про войну. Лётчик... замотал входную дверь резинкой, пробрался в кабину, переступая через вещи, почту и каких-то поросят. Проехали по полю метра три, вдруг остановились. Ступеньки на улице забыли! Пилот выбрался на лётное поле, втащил в салон деревянные ступеньки, вернулся в кабину. И смех и грех.

В больших самолётах были и чехлы на креслах, и ковровые дорожки, в общем, удобства – по первому классу.

— С дорожкой у меня связана своя история, забавная или нет, даже не скажу, - делится педагог Ирина Куприянова. — Вместе с тремя подружками я полетела отдохнуть в Крым. Добрая бабушка из Симферополя на обратном пути дала мне с собой трёхлитровую банку кизилового варенья. Вещей у нас было много, передвигали их волоком, затащили внутрь -тогда ещё можно было перевозить жидкости прямо в салоне. Идём на взлёт. И тут я с ужасом вижу, как по ковровой дорожке... течёт тягучий липкий ручеёк – кто-то из девчонок в суматохе кокнул мою банку. Пришлось варенье убирать какими-то тряпками, выливать в туалет полсумки отличного варенья... Но нас даже не ругали, мало ли что случается.

Курица и дефицит

На дальних рейсах пассажиров обеспечивали полноценным питанием. Как правило, подавали курицу с рисом на гарнир. Только в самолёте можно было попробовать расфасованное сливочное масло в крохотных коробочках. По салону разносили стаканчики с чаем и, конечно, с газированной водой.

— Ещё можно было купить вполне дефицитные вещи. Летели мы как-то компанией из Омска в Красноярск, а рейс попался рижский, — вспоминает предприниматель Илья Сущев. – Вдруг в салон въезжает тележка с модными цветными ремешками из ткани, солнцезащитными очками и продукцией фирмы «Дзинтарс»: духи, одеколон, дезодоранты. Истратили мы всё до последней копеечки. Я потом всегда старался летать промежуточными рейсами из Прибалтики.

Для детей СССР «Аэрофлот» всегда будет ассоциироваться с карамелью «Взлётная». Помните? Солнечно-лимонный цвет, освежающая кислинка, размер – вдвое меньше среднестатистического леденца. Конфеты стюардесса раздавала на взлёте и на посадке. Считалось (в общем-то, так оно отчасти и было), будто карамельки снимают приступы тошноты. Но чистая правда в том, что леденцы помогали от закладывания ушей при перегрузках.

Говорят, существовала норма – четыре конфетки на человека, по две на взлёте и при посадке судна. Но дети брали их целыми горстями, так что обитатели последних рядов оставались без карамелек, даже скандалы устраивали. К сожалению, со временем без «Взлётной» остались все пассажиры: вкусная традиция была ликвидирована в пользу экономии.

Акцент

Ту-104 — первый советский реактивный самолет. Когда он прилетел в Лондон, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. Первый двухпалубный Ту-114 на момент создания стал крупнейшим пассажирским судном в мире. Известная история: когда летом 1959 года он прибыл в Соединенные Штаты, там даже не могли найти подходящий по высоте трап.

Нюанс

Первая в СССР регулярная пассажирская линия действовала по маршруту Москва — Нижний Новгород. 420 километров 420 км занимали 4 часа полета, который проходил только днем и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

В тему

Эльза Городецкая стала первой стюардессой в истории российской авиации. Бортпроводница обслуживала пассажиров рейса Москва – Ашхабад. Рейс длился 13 часов и проходил с двумя посадками. 20-летней москвичке нужно было самостоятельно убирать салон, приносить на борт тяжёлый чемодан с продуктами, готовить бутерброды и заваривать чай для пассажиров.

Фото: архивы Красноярского края в соцсетях

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА