Новости

Средство от коррупции

Средство от коррупции

Средство от коррупцииПрезидент РФ Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил: “Мы неоднократно говорили о переходе на электронные торги. Нормативные акты приняты, но пока никто ничего не торопится делать”. Почему президент столь большое внимание уделяет, казалось бы, сугубо техническим вопросам? Потому что они — отнюдь не технические. Электронные торги — не просто модная новинка, но и весьма эффективный способ экономии бюджетных средств, а также борьбы с коррупцией чиновников.

Однако высказывание, что “никто ничего не делает” не совсем верно. Ряд субъектов Федерации и муниципальных образований уже применяют системы электронных торгов как инструмент государственного или муниципального заказа. В их числе и Красноярск — с начала нового года электронные торги в нашем городе стали реальностью. К настоящему времени уже накоплен пусть небольшой, но весьма ценный опыт, который показывает — направление выбрано верное.

Недавно заместитель главы города, начальник департамента муниципального заказа Владимир Щербенин пригласил прессу поприсутствовать на электронных торгах. Картина, честно говоря, не слишком красочная: ни выкриков аукциониста, ни стука молотка. Вся информация отображается на экране большого дисплея, висящего на стене. Однако за бесстрастными цифрами на экране — нешуточная борьба за право заключить муниципальный контракт. Победит тот, кто предложит меньшую сумму. И надо не только конкурентов обойти, но и уложиться в заявленную цену. Поэтому конкуренты зорко следят друг за другом и сбрасывают по минимуму.

В момент визита журналистов в истории красноярских электронных аукционов был установлен локальный рекорд — борьба между претендентами шла уже три рабочих дня. За это время цена контракта с 700 370 рублей снизилась до 667 850 рублей. Иначе говоря, на 4,64 процента от начальной.

На дисплее — не только лучшее текущее предложение, но и предыдущее от другого участника. Который, кстати, уступать не собирается и бьет цену конкурента своей, которая меньше всего на один рубль. Такой шаг в электронных торгах допустим. Во всяком случае, до тех пор пока не вступят в действие изменения федерального закона, где минимальный шаг электронных торгов будет установлен в размере 0,5—1 процент от цены контракта. Но пока позиционная борьба с минимальными шагами — норма. Правда, на рублевое снижение следует довольно быстрый ответ — участник © 1 сбрасывает цену на 10 рублей и вновь выходит вперед. Аукцион завершится, если в течение часа с момента последней заявки не будет подано новой.

Кстати, о номерах участников. Это — единственная доступная информация о них. И не только для журналистов, но и для организатора аукциона — департамента муниципального заказа. До тех пор пока не определится победитель.

— Все что мы видим здесь, выглядит обыденно, — рассказывает Владимир Щербенин, — но на самом деле это совершенно новый подход к муниципальному заказу. Проведение электронных торгов позволяет нам решить несколько задач. Во-первых, сокращается время подготовки. Если открытый конкурс объявляется за 30 дней, а открытый аукцион за 20 дней до проведения, то электронный аукцион — за 10. Во-вторых, здесь не принимает участия никакая комиссия, победитель выявляется системой автоматически. В-третьих, торги полностью анонимны. Участники друг друга не знают, и мы влиять на ситуацию не можем. На торги может заявиться соискатель, находящийся в любом уголке России. Единственное условие — у него должен быть доступ в Интернет. Это означает, что практически исключается возможность ценового сговора.

Впрочем, кроме доступа в Интернет необходимо иметь так называемую электронную цифровую подпись (ЭЦП). Она позволяет, во-первых, точно идентифицировать участников аукциона, а во-вторых, делает их предложения юридически значимыми. Понятно, что без ЭЦП электронные торги быстро наводнили бы сетевые хулиганы и безответственные предприниматели, целью которых было бы выиграть любой ценой. ЭЦП дисциплинирует, дает гарантию того, что победитель аукциона заключит контракт по заявленной им цене. И если вдруг откажется это сделать, то может оказаться в списке недобросовестных поставщиков. Тогда уже об участии в любых торгах на право исполнения муниципального либо государственного контракта на территории России придется забыть.

Почти анекдотический случай во время недавних торгов. При начальной цене контракта в миллион рублей один из участников вдруг предложил цену — рубль. И немедленно стал победителем. С обязанностью исполнить за эти деньги заказ на миллион. Разумеется, это была ошибка. Участник попытался доказать, что не по его вине. Мол, в этот момент произошел сбой у интернет-провайдера и отключение электрической сети.

— И провайдер, и электросетевая компания дали участнику соответствующие справки, — рассказывает Владимир Щербенин, — Но, согласитесь, послать сообщение, когда нет электричества и не работает Интернет, просто невозможно. Таким образом, претендент выбыл из аукциона по своей вине.

Торги, которые наблюдали журналисты — 36-е в этом году. Уже проведенные электронные аукционы дали интересную статистику. Достигнута экономия муниципальных средств в размере 12 процентов. Это очень хороший результат.

На этой, первой летней, неделе в Красноярске пройдут следующие 10 торгов. Они будут вестись одновременно — это еще одно преимущество электронных аукционов. Ведь для них не нужно ни зала, ни комиссии.

В целом система, которая сейчас работает в департаменте муниципального заказа, обслуживает каждое рабочее место специалиста. Это позволяет полностью автоматизировать работу сотрудников департамента, нагрузка на которых очень велика. На каждого из них приходится огромное количество процедур, которые без автоматизации просто невозможно выполнить. “Запас прочности” позволит без особых доработок перейти к следующему этапу — в соответствии с изменениями законодательства в ближайшей перспективе все торги по муниципальными и государственным контрактам в РФ будут централизованы на федеральной площадке — едином ресурсе, который позволит любому участнику принять участие в любых торгах на территории России.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА