Новости

Тест на материнство

Тест на материнство

Тест на материнствоПристальное внимание уделяется в последнее время опекунским и приемным семьям. Сначала последовала череда громких скандалов — вспомним, для примера, печальную историю маленького Глеба и его сестренки. Затем — постановление правительства, вносящее коррективы в существующее законодательство. Некоторые эксперты видят причинно-следственные связи между этими событиями, другие утверждают, что произошло обыкновенное стечение обстоятельств.

Документ, принятый правительством, уточняет существующее законодательство и вносит ряд нововведений. Напомним, Федеральный закон “Об опеке и попечительстве” вступил в силу в прошлом году. На стадиях его разработки и последующих прохождений в парламенте возникало немало споров. В частности, эксперты дискутировали о необходимости сделать законодательной нормой профессиональное сопровождение — социальное, педагогическое, психологическое — семьи, где воспитывается приемный или опекаемый ребенок. Тогда норма эта в закон не вошла.

Новое постановление включило пункт об обязательном прохождении программы подготовки кандидатов в родители. “Мы считаем это постановление революционным, — говорит Ольга Абросимова, директор краевого государственного учреждения “Центр развития семейных форм воспитания”. — Наш центр уже много лет работает в этом направлении, реализуется программа подготовки мам и пап — “Школа приемных родителей”. Практика показывает: у тех, кто прошел эту школу, семья состоялась. И дети, и родители прекрасно чувствуют себя вместе, а это то, ради чего мы работаем”.

Поскольку программа не была обязательной, первоначально многие семьи отказывались от участия в ней. Говорили: своих воспитали, знаем, что делать. Но потом все-таки возвращались за советами к специалистам.

— Такая подготовка решает сразу несколько вопросов, — считает Ольга Борисовна. — Во-первых, уберегает детей от вторичного сиротства. Отказ от ребенка в приемной семье — двойное предательство, это самое страшное, что может произойти. Такие дети перестают верить людям. Во-вторых, подготовка необходима и самим родителям. Вопросов у них хватает.

В центре проводят как индивидуальную, так и групповую работу. На коллективные тренинги приглашают уже состоявшихся мам и пап, юристов, психологов, социальных педагогов. По словам специалистов, вопросы, волнующие будущих родителей, самые разные. Так, неопытные мама с папой, усыновляющие маленького ребеночка, узнавали у медицинского работника, какими смесями кормить малыша, как правильно ухаживать за ним. Другую маму интересовало, как представиться ребенку — мама, тетя? Как он должен ее называть? Родителей беспокоит, как правильно вести себя с приемными детьми, как показать, что он — любимый и долгожданный. С одной стороны, эти ребятишки не избалованы вниманием взрослых, и нужно исправлять ситуацию. Но, с другой, как не перейти грань и не испортить ребенка излишней дозволенностью.

Семья Ясоновых в прошлом году взяла под опеку годовалого Яшу, сейчас готовят документы на его усыновление. Перед тем как взять мальчика в семью, Екатерина с супругом посещали занятия “Школы приемных родителей”.

— Важно пройти программу подготовки каждому будущему приемному родителю, — считает Екатерина. — Благодаря занятиям мы утвердились в своем решении, поняли, что нам действительно нужен этот малыш и вместе мы справимся со всеми трудностями. Избавились от страхов и сомнений. Научились, как правильно вести себя с ребенком, чтобы максимально быстро привыкнуть друг к другу.

— Вопросы возникают и в период адаптации, когда дети уже попадают в новую семью, — говорит Ольга Абросимова. — Если мамы и папы доверительно относились к специалистам на этапе подготовки, то будут продолжать обращаться за советами. Это и есть психолого-педагогическое сопровождение семей. Семьи проходят разные этапы становления, бывают и кризисные моменты. Яркий пример — время, когда ребенок становится подростком, происходят возрастные конфликты. Если родители вовремя обратятся к специалисту, распада семьи не произойдет.

Еще одно нововведение, прописанное в постановлении, — психологическое тестированное будущих родителей. Но, правда, принято оно с оговоркой — заставить пройти предварительные испытания нельзя, тесты только для желающих. А жаль. Возможно, если бы кандидатов на опекунство проверяли “на профпригодность”, историй, подобных той, что произошла с Глебом, было бы меньше.

— Психологическое тестирование позволяет понять и родителям, и специалистам органов опеки, насколько кандидаты готовы к созданию семьи. Вопросы должны быть подготовлены ответственными профессионалами, — отмечает Ольга Борисовна. — В нашей стране пока таких тестов не создано.

Действительно, постановление приняли, но неясны механизмы его реализации. Готовых тестов нет, программа подготовки кандидатов находится на стадии разработки. К тому же непонятно, кто из профессиональных служб будет заниматься подготовкой кандидатов. По всей России насчитывается всего 15—20 учреждений, подобных красноярскому центру развития семейных форм воспитания.

— Меня пугают специалисты, которые утверждают, что программу могут реализовывать психологи в школах, реабилитационных центрах, это неправильно, — считает Ольга Абросимова. — Мы не должны пускать этот процесс на самотек. Работать с кандидатами должны профессиональные службы, поскольку это дело серьезное и ответственное. Здесь недостаточно быть просто психологом, нужен опыт семейного консультирования. Как показала наша практика, самый результативный метод работы с претендентами — тренинг, а им владеют не многие специалисты.

Тренинг не выглядит как нравоучительная лекция, тем не менее он корректно позволяет родителям самоопределиться, насколько они готовы к серьезному шагу. Ведь важно, чтобы мамы и папы поняли, какая ответственность ложится на них, когда они берут на воспитание государственного ребенка, полностью отвечая за его жизнь и здоровье. Так что постановление “обнажило” проблему кадрового потенциала. Хорошо, что уже сама тема обозначена, говорят специалисты красноярского центра, кстати, реализация программы подготовки вскроет еще одну проблему — межведомственной разобщенности. За опеку отвечает система образования, но необходимый ресурс есть в системе социальной защиты населения, а это — другое ведомство.

Ольга Абросимова отмечает: на высшем уровне программа подготовки кандидатов обсуждалась уже давно. Но процесс принятия документов затягивался, поскольку российская система образования весьма консервативна. “Не стоит связывать постановление с громкими скандалами в опекунских семьях, освещавшимися средствами массовой информации, — говорит она. — Не думаю, что эти случаи привели к такому решению. Федеральный закон “Об опеке и попечительстве” приняли весной прошлого года, тогда же было сказано, что для его реализации издадут восемь постановлений правительства, это второе”. Кстати, депутаты Государственной думы от коммунистической партии уверены, что телевизионные страшилки про российские приемные семьи показывают не зря. Это не что иное, как лоббирование интересов международного усыновления. Коммунисты утверждают: как только они выступили с инициативой запретить передавать российских детей в зарубежные семьи, сразу стали появляться подобные сюжеты. По их мнению, телестрашилки из российской жизни — своеобразный ответ на трагические случаи, произошедшие с нашими ребятами в американских приемных семьях.

Между тем постановление принято, программа подготовки кандидатов стала обязательной нормой. “И это замечательно, — считает Ольга Абросимова. — Опыт работы показал: ни одна семья, прошедшая нашу школу, не вернула приемных ребят государству, родители и дети счастливы вместе”.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА