Новости

Первопроходцы логистики

Первопроходцы логистики

Первопроходцы логистикиВ последние годы Красноярск по количеству современных торговых площадей на душу населения вышел на уровень европейских стандартов. Для торговых сетей город на Енисее интересен, да и красноярцы оценили удобство супер- и гипермаркетов. Но вот проблема — на полках современных торговых центров продовольственная продукция местных товаропроизводителей представлена весьма слабо.

И это в принципе невыгодно всем. Сельчанам, которые не могут сбывать свои продукты на самом крупном рынке региона. Власти, одной из важнейших задач которой является обеспечение продовольственной безопасности.

Горожане вроде бы не в обиде — несмотря на то, что большинство продовольственных товаров доставляется из других регионов, цены отнюдь не кусаются. Но все же здесь есть свои сложности, касающиеся, например, тех же вопросов качества.

Что же до сетевых компаний, то мировой кризис ограничил продовольственный импорт из-за рубежа. Снизилась и покупательная способность населения. В этих условиях сокращение транспортных плеч и увеличение доли местных товаров способно в перспективе существенно снизить издержки сетей.

Однако, как отметила заместитель начальника департамента экономики администрации Красноярска Наталья Борисова, в результате анализа был сделан вывод, что самостоятельно сетевые компании этой проблемой заниматься не будут. Их задача — торговать. Поэтому администрация города приняла решение о разработке проекта организации в городе транспортно-логистической площадки. Была создана рабочая группа, включающая представителей администрации, красноярского инновационно-технологического бизнес-инкубатора, общественных организаций, заинтересованных сетевых компаний.

— Бизнес-инкубатор курирует проект создания транспортно-логистической площадки в Красноярске, — рассказывает директор КИТБИ Николай Колпаков. — После исследования проблемы выяснилось, что сетевые компании готовы торговать продукцией местных сельхозпроизводителей, но они недовольны качеством. Причем не качеством самих продуктов, а их подготовкой для выкладки на прилавки магазинов. В частности, речь идет о фасовке, упаковке, точности сроков поставки — здесь у каждой сетевой компании существуют свои стандарты, и продукция должна им соответствовать. Следовательно, нужна структура, где продукция местных производителей будет перерабатываться, проходить качественный контроль, фасоваться, упаковываться и в точно определенном количестве и в обозначенные сроки поступать на полки магазинов.

Понятно, что это колоссальные затраты. Один из путей их сокращения — подбор имеющихся площадей: складских помещений, транспортных тупиков, которые могли бы при небольшой “доводке” стать основой площадки. Были проведены предварительные переговоры с рядом торговых компаний и сельхозпроизводителей. Оказалось, что многие структуры готовы предложить свои площади. И не только ритейлеры. Последнее такого рода предложение последовало от крупного банка — он может предоставить находящиеся в залоге складские помещения.

Безусловно, торговые компании, предлагая свое участие, исходят прежде всего из интересов собственного бизнеса.

— Крупные игроки рынка, — говорит Николай Колпаков, — хотели бы обратить внимание на себя и получить дополнительное государственное финансирование, при этом развивая собственные логистические схемы. Желание абсолютно понятное, но с интересами города оно не очень согласуется.

К попытке найти точку, в которой соединятся интересы многочисленных участников рынка, подключилась и межрегиональная общественная организация предпринимателей «Сибирь без границ». Ее руководитель Валерий Маланин отмечает, что перспектива бизнес-структур договориться без координатора в лице государства связана с определенными сложностями.

— Логистика в городе, в том числе в сфере поставок продовольствия, очень необходима. Однако в этом процессе завязано большое количество участников, и их разобщенность не дает возможности четко структурировать логистическую схему. А ориентироваться на одну какую-либо компанию не совсем верно. Недавно мы были в Москве, встречались с руководством Лиги логистов, разрабатывавшей логистические схемы для Москвы и Санкт-Петербурга. Обсуждали вопрос о том, какой должна быть наша схема. При этом четко прозвучало мнение специалистов — участия одного бизнеса недостаточно. Нужна четкая позиция власти. Либо в виде законодательных преференций, либо в организации процесса — власть должна взять на себя разработку проектов, хотя бы концептуально.

Иначе каким же образом состыковать интересы различных структур, при этом имея в виду общие интересы?

В данном случае администрация Красноярска выполняет координирующие функции. Было сформулировано техзадание, на основе которого сейчас разрабатывается бизнес-план. В ближайшее время работа будет завершена, после чего все участники процесса должны определиться, в каком качестве они станут участвовать в проекте. Если согласие сторон будет достигнуто, проект перейдет в новую стадию — практической реализации.

Несмотря на все сложности, Валерий Маланин оценивает перспективы оптимистически.

— Если посмотреть на то, что происходит в последние годы в городе и крае, то мы увидим колоссальные изменения. Реализуются проекты, которые раньше казались полной фантастикой. В данном случае мы видим серьезную заинтересованность администрации города, поддержку правительства края. Что же касается бизнеса, то, к сожалению, сегодня условия таковы, что он идет не туда, где заманчивые перспективы, а конкретная сиюсекундная прибыль. Однако будущее за серьезными проектами, и рано или поздно бизнес это поймет.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА