Новости

Политика большого шланга

Политика большого шланга

Красноярский край — в отсутствие выборов — все равно служит моделью России. Только уже в части повышения стоимости нефтепродуктов. Например, по уверениям Росстата, наш регион снова прославился самыми крутыми переменами бензиновых ценников. Из четырнадцати субъектов Федерации, посмевших в пору кризиса больно ударить по кошелькам автовладельцев, мы да еще новосибирцы за последний месяц поднимаем цены быстрее всех — на пять и четыре процента соответственно.

При этом каких-либо особых, сочувственных разъяснений обиженная аудитория не видит. Внешне понятно, почему. Мир преисполнен радости по поводу общего роста нефтяных цен на биржах. Вот, например, самая качественная марка на планете — WTI — ну, та самая, которую добывает американская компания “Конако Филипс”, — подорожала до 72 долларов за баррель. Половина от прошлогоднего уровня, когда еще никакого кризиса не было. Так скоро и кризис кончится. Во всяком случае, некоторые наши экономисты уже утверждают, что “дно” мы прошли и идем вверх. Впрочем, это естественно, нефть же растет.

Пока всенародное ликование по этому поводу еще не началось, есть смысл задаться вопросом парадоксального свойства: а может, нам это… как-нибудь… не выходить из кризиса? Может, на дне отсидеться? Дело в том, что именно зимой, во время самых низких мировых цен, бензин в Красноярске стоил дешевле, чем сейчас. Но ненамного. Неизвестно, следили ли аналитики упомянутой “Конако Филипс” за заправкой на улице Калинина, но если бы они вздумали это сделать, кое-кто на Западе непременно бы спятил. Итак, лето прошлого года. В мире баррель нефти стоит 144 доллара. Из нашего шланга мы заправляемся по 24 рубля за литр. Затем кризис, рецессия и прочее. Глубокая зима, на биржах — чуть выше тридцати долларов. Вроде бы литр русского бензина должен стоить пропорционально падению, то есть пятерку? Задайте этот вопрос отечественным экспертам, и на вас посмотрят как на сумасшедшего. Потому что цена упала в лучшем случае на 15—20 процентов. Совершенно естественно, что по российской логике вместе с планетным ростом цены нефти вверх пошло и наше красноярское горючее. Судя по всему, нам так и не придется заправляться за пять рублей. “Рассчитаюсь по-простому: Две полушки за солому, Остальное за харчи. На пятак мой! Получи!”, как говорил классик советской литературы Сергей Михалков о дореволюционных нравах. Как выяснилось — пророчески. Нынче пятаком не отделаешься.

Наша газета поинтересовалась у красноярского эксперта по нефтепродуктам, заместителя директора по коммерции одной из топливных компаний Гайсы Даутханова, — что за ценовая фантастика творится на белом свете?

— Конечно, одна сторона дела — это известный всем рост на мировом рынке. Но, к сожалению, есть и другая. Производители бензина резко увеличили оптовые цены. Повторяю — резко.

До того же уровня, когда баррель стоил 140 долларов.

Почему это произошло, я ответить не готов, — сообщил Даутханов.

Вообще-то мы писали уже о том, что Федеральная антимонопольная служба, а равно и ее красноярское отделение возбудили дела против четырех крупнейших российских компаний по обвинению в “злоупотреблении доминирующим положением” на рынке. Те, в свою очередь, отбояривались от нападок контролеров привычными аргументами — высокой долей импортных пошлин на нефть, что не дает им нормально расти и развиваться. В общем, с лебеды на подорожник перебиваются. Но это, как нетрудно выяснить, чушь. Прибыль наших нефтяных титанов по итогам прошлого года в среднем приближалась к 10 миллиардам рублей у каждого.

У меня лично нет никаких сомнений в том, что факты “злоупотребления доминирующим положением” вызвали гнев в Федеральном собрании, Генпрокуратуре, Кремле и других властных структурах. Но, правда, пока нигде не проходили сообщения о том, что, например, “ЛУКойл” или “Роснефть”, обвиненные в тяжких грехах доминирования, открыто признали вину и, заливаясь горючими слезами, покаялись перед потребителями, тут же снизив цены. Очевидно, там, где надо, еще не все фактики собрали. Ну, ничего. Соберут.

Увы, пока война за топливо продолжается, мировые цены нагло растут. Это обстоятельство настолько благотворно подействовало на чиновников московских министерств, что они решили увеличить с 1 июля экспортные пошлины. И не на три процента, допустим, а на тридцать — с 152 до 212 долларов за тонну. Уж не из-за этого ли взлетели отпускные цены? Во всяком случае, теперь у производителей бензина появится абсолютно неотразимый довод в пользу нового ценника, и пока с ними будет разбираться антимонопольное сообщество, карманы автовладельцев совсем опустеют. Ведь то, старое дело, тянется с осени. И с какой стороны на ситуацию ни смотри, прав оказывается тот, у кого толще мошна.

Аналитик Моисей Гельман полагает, что сегодняшние проблемы потребительского рынка нефтепродуктов начались еще в 1992 году. “Правительство Гайдара не придумало ничего умнее, чем в пять раз директивно увеличить цены на энергоресурсы и железнодорожные перевозки и ввести на все НДС в размере 20 процентов. Так было положено начало масштабной ценовой инфляции с громадным перекосом цен. Она длится по сию пору и серьезно подорвала экономику страны. Тонна солярки стоит в семь раз дороже тонны зерна”. По его мнению, многочисленные спекулянты и перекупщики получают не менее 60 процентов прибыли с каждой тонны нефти, оставляя с носом не только потребителей бензина, но и коллективы самих топливных компаний.

Тут можно было бы добавить, что во всем виноват Чубайс, но его-то, как и прочих “младореформаторов”, давно из правительства попросили, и сейчас там сидят люди совершенно другого склада ума. На них, собственно, вся надежда.

 

 

Красноярские цены нефтепродуктов

2009 год

июнь

январь — май

Бензин АИ-80

16,09 рубля за литр

15,5 рубля за литр

Бензин АИ-92

19,39 рубля за литр

17,5 рубля за литр

Бензин АИ-95

20,71 рубля за литр

19,69 рубля за литр

 

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА