Новости

Резерв для форс-мажора

Резерв для форс-мажора

Самый крупный за последние годы красноярский пожар до сих пор помнят многие горожане. В ночь на 11 апреля 2008 года запылали сразу три дома на улицах Шахтеров и Туруханской. Люди выскакивали на улицу в одних ночных сорочках, выводили детей, спасали самое ценное. К утру на улице — без крыши над головой остались более 60 человек. Пострадавшие от огня рассказывали журналистам, что многим из них оказалось просто некуда пойти. Родственников в Красноярске не было или жили родные в стесненных условиях.

Хроника МЧС показывает: в городе практически каждый день горят здания. Серьезные — когда без крыши над головой оказываются десятки красноярцев — происходят нечасто. Но в то же время только прошлый год отметился сразу двумя крупными возгораниями. Сначала сгорели три дома на улице Шахтеров, затем заполыхала 16-квартирная деревянная двухэтажка на проспекте Свободном. И в первом, и во втором случае погорельцы нуждались в помощи властей: идти оказалось некуда.

Как правило, расселением пострадавших занимаются специально создающиеся в районах краевого центра комиссии. В администрации Центрального района, которому принадлежит улица Шахтеров, до сих пор вспоминают мытарства с поиском свободных мест для погорельцев. Трое разошлись по родственникам, но большую часть пострадавших тогда поселили в актовый зал ближайшей школы, там обосновались 59 человек, десять из которых дети. Временное проживание тогда затянулось почти на месяц. Директор школы уже жаловалась: мол, последний звонок и выпускной бал на носу, а помещение, в котором должны проходить мероприятия, занято. Комиссии Центрального района буквально из сил пришлось выбиваться, чтобы отыскать хоть какое-то жилье для погорельцев. Административный ресурс сделал свое дело, в муниципальных общежитиях удалось наскрести несколько комнат. Сейчас чиновники, вспоминая ту ситуацию, говорят: проблему проще было бы решать, если бы у муниципалитета тогда имелся хоть какой-то резерв жилья.

О необходимости создания маневренного жилого фонда в городе заговорили еще год назад. Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов в своем докладе по итогам 2008 года отвел этой проблеме целую главу. Поднять этот вопрос его подтолкнуло обращение депутата Законодательного собрания Валентины Бибиковой, касающееся переселения жителей из аварийного общежития по улице Парижской коммуны, 42. Собственник принял решение капитально отремонтировать здание, людей на это время необходимо было расселить. На улице могли оказаться более 400 человек с детьми.

Уполномоченный обращался в различные краевые и городские инстанции. Первыми на проблему откликнулись городские власти. В прошлом году вопрос формирования маневренного жилого фонда в Красноярске был рассмотрен на внеочередной сессии горсовета, и даже принято решение за три года проблему ликвидировать.

— Предвижу, что многие скажут: кризис, бюджет урезали, на необходимое нет денег, а мы начинаем говорить о таких проблемах, — говорит Марк Денисов. — Но кризис приходит и уходит. Говорить о необходимости создания маневренного жилфонда мы начали еще до финансовых осложнений.

Так что когда все вернется в свои берега, необходимо иметь законодательную базу, административные и финансовые механизмы для расселения пострадавших от каких-либо обстоятельств.

Уполномоченный считает: никак иначе, кроме как подвигом действия властей по расселению граждан в форс-мажорных ситуациях назвать нельзя. Администрациям города и района, в котором произошло ЧП, приходится проявлять немало изобретательности, чтобы отыскать временный пункт пребывания пострадавших. Как говорят в администрации Красноярска, сначала таким пристанищем, как правило, становятся социальные учреждения. Чаще других — школы и детские сады, не приспособленные для проживания большой массы людей. Затем люди переезжают в общежития.

— С учетом прошлых ошибок сегодня в Красноярске уже создается резервный жилищный фонд, — рассказал “Городским новостям” заместитель главы администрации Центрального района по жизнеобеспечению Михаил Коробков. — Когда “туруханцев” расселят по квартирам, которые им обещал муниципалитет, их места в общежитиях зарезервируют под такие непредвиденные обстоятельства.

Первый шаг сделан, и это не может не радовать. Тем не менее уполномоченный по правам человека считает: общежития — слишком “горячая” тема, чтобы за счет нее решать другую не менее острую проблему.

— Общежития — это отдельный комплекс проблем, где немало нарушения прав человека на жилище, масса споров и конфликтов, — констатирует Марк Денисов. — И пытаться наложить друг на друга две горячие темы — значит усугубить их.

По мнению Марка Геннадьевича, помочь в решении проблемы муниципалитетам должна краевая власть. Именно с подачи края в бюджеты городов и поселков должна закладываться “строчка” на создание качественного маневренного жилфонда, которым мог бы манипулировать глава в экстренных ситуациях. Это должно быть закреплено законодательно.

В начале месяца на заседании одного из комитетов Законодательного собрания края уже рассматривался проект закона о создании маневренного жилого фонда в муниципальных образованиях Красноярья. На сессию его выносить пока не собираются — слишком сырой. Так, по словам инициаторов законопроекта, согласно документу в каждом городе и поселке края требуется высчитать количество необходимых резервных помещений. Пока заложен норматив: тридцать квадратов на каждую тысячу квадратных метров жилья. Но к настоящему моменту никто не просчитывал, достаточно ли будет этого муниципальному образованию.

Сейчас у депутатов нет ответов и на другие не менее важные вопросы формирования маневренного жилфонда. Например, неизвестно, на какое время можно будет предоставить человеку резервную квартиру и как будет идти распределение квадратов.

— Мне кажется, нужно исходить из потребности, которую перед нами ставит жизнь, — говорит Марк Денисов. — Необходимо просчитать, сколько человек в том или ином муниципальном образовании в последние пять лет нуждалось в экстренном предоставлении жилья. Вывести средний показатель. Затем определить стоимость квартир этой категории. Таким образом мы получим сумму, которая должна быть заложена при помощи края в городской бюджет. Появятся деньги, и муниципалитет будет иметь возможность подготовить маневренный жилой фонд для своих граждан.

Уполномоченный по правам человека считает, что это проект будущего, так сказать, посткризисный. Депутаты уверены: решать проблему необходимо было еще десять лет назад. Ведь форс-мажорные ситуации происходят в Красноярске практически ежедневно. Только мы их не замечаем, надеясь, что пожар или наводнение нас никогда не коснутся.

 

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА