Новости

И за помощь, бывает, ругают...

И за помощь, бывает, ругают...

И за помощь, бывает, ругают...Для землепользователя, арендующего муниципальный земельный участок, преимущества долгосрочных отношений очевидны — это и определенные гарантии стабильности, и отсутствие необходимости ежегодно тратить время и силы на перезаключение договора. Однако у долгосрочных договоров (а к ним относятся все договоры, сроки действия которых более года) есть своя особенность — для них требуется государственная регистрация. И далеко не все арендаторы спешат ее выполнить.

Между тем не оформленная надлежащим образом сделка считается ничтожной. Это означает, например, что управление архитектуры вправе по своему усмотрению распорядиться участком, абсолютно не интересуясь мнением арендатора по этому поводу. Правда, таких прецедентов в городе еще не было. Во многом благодаря деятельности отдела землепользования департамента муниципального имущества и земельных отношений. Работа по регистрации земельных правоотношений входит в круг обязанностей отдела, и относятся к ней здесь очень серьезно. А работа эта очень непростая. Хотя бы потому, что в наследство отделу достались долгосрочные договоры, написанные если не во времена царя Гороха, то в период деятельности ныне не существующего Земельного управления. А распорядительные документы тех лет составлялись далеко не всегда. И это впоследствии стало проблемой при регистрации прав. Регистрационная служба в своей деятельности опирается только на букву закона, что вполне обоснованно. Ведь в идеале виза Росрегистрации — гарантия чистоты сделки. Поэтому пакеты документов проверяются здесь тщательно и скрупулузно, и если в них чего-то недостает, просто возвращаются заявителю. Позиция достаточно жесткая — реализовать право ты можешь, но это только твои проблемы.

У департамента муниципального имущества и земельных отношений позиция совершенно иная. Во-первых, потому, что он является стороной договора. И если какой-либо контролирующий орган во время проверки обнаружит нарушения в оформлении договорных отношений, то достанется и арендатору, и арендодателю. Во-вторых, департамент несет ответственность за наполнение городского бюджета, а для этого также необходим полный порядок во взаимоотношениях с землепользователями.

А в третьих, кто еще поможет горожанам решить свои проблемы, если не самая близкая к ним местная власть?

— Мы все живем в одном городе, это наши люди, и кто-то должен заботиться о них, — говорит начальник отдела землепользования Марина Владимирова. И это не просто фраза.

Начав работать по регистрации долгосрочных договоров с февраля 2007 года, сотрудники отдела к настоящему времени практически разгребли авгиевы конюшни документов, доставшихся в наследство от Земельного управления. На сегодняшний день из них не прошли государственную регистрацию всего шесть, и то потому, что оба экземпляра договора находятся у землепользователей, которые либо не хотят, либо не могут представить их в департамент.

Если бы работа заключалась только в рассылке уведомлений арендаторам, и то был бы немалый труд. Но речь идет о большем — землепользователям предлагается либо взять на себя обязанность по государственной регистрации, либо прийти в отдел землепользования с необходимыми документами, а далее сотрудники отдела сами займутся процессом регистрации. Причем за счет средств бюджета. Надо сказать, что многие арендаторы воспользовались этим предложением. Конечно, кто-то захотел и деньги сэкономить, но, наверное, основным мотивом землепользователей было желание избавить себя от утомительных хождений по инстанциям. Зато консультанту отдела Наталье Лабунец этого “удовольствия” досталось в полной мере. Шутка ли — сдать в один день 40—50 пакетов документов на регистрацию прав. А если чего-то в бумагах не хватало? Обращались в архивы, работали с архитектурой. Приходилось и выходными жертвовать — к примеру, сдавать документы в регистрационную службу удобнее в субботу.

Новые проблемы начались, когда регистраторы ввели техническую новинку, призванную облегчить жизнь посетителей, — электронную очередь. Конечно, кому-то стало проще, а кому-то…

— Иногда приезжаешь, берешь талончик и пять часов ждешь своей очереди, пока сможешь сдать документы, — рассказывает Наталья Лабунец. — А бывает, попадаешь к специалисту уже через 20 минут.

А как с учетом электронной очереди сдать несколько десятков пакетов одному специалисту? Или разным, но если все они принимают в одно и то же время? В общем, вопросов было немало. Но после “адаптационного периода” приспособились и к электронной очереди, и даже, как заметила Наталья Лабунец, чувствуют себя вполне комфортно. Зато сегодня пакеты, представленные на регистрацию департаментом муниципального имущества и земельных отношений, практически не отклоняются от требований закона — сказывается тщательная подготовка документов. Приостановки, правда, бывают — регистраторы требуют какие-либо дополнительные бумаги. Однако, по словам Натальи Лабунец, обычно удается уложиться в месячный срок, несмотря на некоторые нюансы, удлиняющие процесс. Например, перечисление средств на регистрацию через казначейство может занять и две недели, а без оплаты регистрационная служба работать с документами не начнет.

Кстати, без участия муниципалитета многие арендаторы вообще не смогли бы оформить свои земельные отношения. Много ли, к примеру, найдется в Красноярске гаражных кооперативов, председатели которых могли бы в одно время и в одном месте собрать всех своих членов?

К сожалению, далеко не все представляют себе объем работы, с которым приходится справляться сотрудникам отдела землепользования. Зачастую арендаторы, переложившие заботу по регистрации своих договоров на бюджет и департамент муниципального имущества и земельных отношений, становятся крайне нетерпеливыми — регулярно посещают отдел землепользования и, не особо стесняясь в выражениях, высказывают свои претензии по поводу “чиновничьей волокиты”. При этом соображения служебной этики не позволяют сотрудникам департамента давать волю своим эмоциям, а их убедительные доводы и ссылки на объективность ситуации зачастую остаются не услышанными.

А перспективы работы по регистрации долгосрочных договоров, по мнению Марины Владимировой, оптимизма не внушают. Да, почти разобрались со старыми документами, но с каждым годом в Красноярске все больше новых. Город строится, участки берут под строительство, реконструкцию. Если в 2007 году количество соглашений по земельным участкам, требующим государственной регистрации, составляло 3,5 тысячи, то на 1 января 2009 года их число перевалило за четыре тысячи… Но динамика роста предоставленных участков еще выше.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА