Новости

АЛЛО, Я НЕ ИЩУ ТАЛАНТЫ!

АЛЛО, Я НЕ ИЩУ ТАЛАНТЫ!

АЛЛО, Я НЕ ИЩУ ТАЛАНТЫ!Тренер по вольной борьбе муниципальной СДЮСШОР “Спутник” Виктор Лучинскенс — человек известный  в Красноярске. Первых своих мастеров спорта — Сергея Гансерка и Александра Блажнюка —  он подготовил еще более четверти века назад, когда тренировал в спотклубе “Енисей”. Но лично на меня он произвел впечатление на прошлогоднем городском конкурсе “Я — тренер”.

Спросите, чем именно? Да тем, что оставался самим собой. Точно так же, как и на обычной тренировке, он быстро установил отличный контакт с ребятами, которых видел на показательном уроке впервые. При этом он не сюсюкал с ними, не пытался понравиться жюри или болельщикам. Виктор Захарович спокойно — с нормальным мужским юмором и основательностью — провел с подростками энергичную разминку. Парнишки взмокли, но явно получили удовольствие от нефорсистого форсажа...

С воспоминаний о конкурсе и начался наш разговор с Лучинскенсом — после очередной тренировки в зале спорткомплекса “Спутник” в пролетарском Ленинском районе.

Крутой Виктор

— Почему вы, Виктор Захарович, в тот раз избегали каких-либо эффектных приемов, не старались говорить красиво ни на практическом занятии, ни потом — перед воображаемой аудиторией родителей? Ведь вы явно проигрывали тем, кто умел себя выгодно преподнести. Многие конкурсанты тогда жонглировали цитатами, читали стихи и вообще старались показать свою эрудицию и себя во всем блеске…

— Конкурс конкурсом, но я привык, чтобы ребята понимали, чего я от них хочу, и понимали, зачем им нужно то или иное упражнение. То есть для развития каких мышц они потеют. Цитаты от Пьера де Кубертена тут вряд ли хорошие помощники. Я и с родителями предпочитаю говорить просто и понятно. Они должны знать, ради чего ко мне в секцию привели своего ребенка. Знать, чем мы будем заниматься и что из этого получится.

— А что получится?

— Знаете, когда мои коллеги иной раз спрашивают, где я нахожу таланты, я им отвечаю: “Таланты не ищу — воспитываю”.

— Не крутовато ли сказано?

— Еще работая в спортклубе “Енисей”, заложил хорошую базу: подготовил нескольких мастеров спорта. Лучший воспитанник той поры — Саша Ситников — был пятикратным призером первенств и чемпионатов России. Дмитрий Георгиевич Миндиашвили отмечал, что по физическим данным он даже превосходил Ивана Ярыгина. На одном из ярыгинских турниров он сделал обвив американцу и так здорово провел фамильный ярыгинский прием — с большой амплитудой, ведь роста в нем было метр девяносто восемь, что Дмитрий Георгиевич аж вскочил со стула и во всеуслышанье назвал Ситникова вторым Ярыгиным.

— Так что же помешало тому стать олимпийским чемпионом?

— Во-первых, хронические сезонные весенне-осенние гастриты. Они постоянно выбивали его из колеи — никак не удавалось их залечить. Продержались на высоком уровне пять лет, а потом у Саши случился перелом ключицы. За травмой последовала неудачная операция, новый перелом... Но, с другой стороны, и тренер не всесилен. Он может развить физические качества, помочь борцу психологически подготовиться к борьбе за высокие места, но педагог — не волшебник. Ярыгин в детстве прошел суровую таежную школу, вырос в деревне, по натуре уже был бойцом. А Ситников рос, если можно так сказать, в тепличных условиях, воспитывался бабушками. И вообще был отличником и в школе, и в институте. Сильный, но мягкий, добрый и интеллигентный человек. И это ограничивало потолок его спортивных достижений. Зато институт единоборств Саша закончил на “отлично”.

За медалью —  на цыпочках

— Так что же, в спорте может добиться успеха только эгоист и троечник?

— Кстати, о троечниках. Они по натуре своей вырастают более живучими, непотопляемыми людьми. Жизнь их долбит, заставляет уметь выкручиваться в различных ситуациях, искать скрытые резервы. Даже не выучив урока, нормальный троечник начинает что-то вспоминать, думать и иной раз, к примеру, идя своим собственным путем, он сможет доказать какую-нибудь теорему по геометрии. Можно быть по чистописанию или грамматике отличником, а по жизни проявить полную свою безграмотность и несостоятельность. Да, я люблю работать с троечниками, с трудными ребятами — у них есть характер. Но это вовсе не значит, что отличники не могут добиться успехов. Они могут пойти даже дальше, если сумеют себя организовать.

— От трудностей и от трудных пацанов не бежите?

— Работа такая. Мне надо иметь, положим, пять учебно-тренировочных групп, но я набираю еще более младшую группу — чтобы задел был на будущее. Раньше начнешь с ребенком работать — больше успеешь. Один раз в неделю у меня занимаются даже ребятишки четырех-пятилетнего возраста.

— И вы их сразу же на “мост” ставите?

— Зачем же? Мы учимся осаночку держать, на цыпочках ходить, воспитываю простые, но нужные в будущем навыки. Не только в спорте — вообще по жизни. Когда вокруг такие же ребятишки, мальчик уже волей-неволей соображает, что надо бы сделать задание лучше соседей. А если тренер похвалит, то он уже и козликом от счастья прыгает. Ведь похвалили его не папа с мамой, не чужой дядя. Слово “тренер” несет за собой шлейф великой профессии. Мальчишки знают, что у Бувайсара Сайтиева есть тренер, у других великих спортсменов — тоже есть тренеры. Они не знают их фамилий, но то, что тренер — это большой человек, и ни один олимпийский чемпион не добился победы, не имея рядом человека этой профессии, знают. У меня дочь занималась плаванием. Как дипломированный специалист, я пробовал давать ей советы по правильному питанию — ноль внимания. Я же просто папа, хоть и коуч по борьбе, но не ее тренер по плаванию.

Не детский — просто тренер

— Во время набора ходите по школам, детским садам?

— Да нет, родители в основном сами за руку детей приводят. Не хвалюсь, но, видимо, не зря работал, потому и проблем с набором нет.

— Никого из секции не отчисляете?

— Нет. И вообще вижу свою цель в том, чтобы как можно больше наших ребят с правобережья стали хорошими борцами, достигли каждый своего максимума в спорте. Нет, не только в спорте, каждый должен стать еще и сильным, и умелым защитником Родины, бойцом по натуре. И, убежден, это не менее важная задача. В большом спортивном успехе очень много составляющих. Нужно не только обладать таким талантом от Бога, как Иван Ярыгин, Бувайсар Сайтиев, не только таким же трудолюбием и уверенностью в своих силах, стремлением к победе, но и многим другим. Не травмироваться, вовремя попасть в поле зрения тренеров сборной. Немного удачи тоже не помешает. Особенно в борьбе на высшем уровне, когда встречаются сильные и равные соперники.

— Кто-то из сегодняшних ваших ребят может стать равным Ярыгину и Сайтиеву?

— В первую очередь — Юра Белоновский. Его отец — сам в прошлом мастер спорта, тоже Юрий, привел сына ко мне несколько лет назад. По системе: от папы — к тренеру. И Белоновский-младший в этом году выиграл первенство Европы среди молодежи, победил в Минске на турнире Гран-при Александра Карелина, стал обладателем Кубка России и выиграл международный турнир в Бурятии. Юра очень талантливый и очень трудолюбивый, понятливый борец. К тому же он по-взрослому смел. Еще будучи десятиклассником, Белоновский вступился за своих соучеников, когда на них попытались напасть трое подвыпивших взрослых. Получил травму глаза, но влупил нападавшим как следует. Страха не имеет только дурак, а сильный и умный умеет страх и боль перебороть и силой силу одолеть. Одноклассники на следующее утро все до одного пришли к нему в больницу — попроведать. Сейчас я Юру Белоновского передал “на повышение” в ШВСМ к Дмитрию Георгиевичу Миндиашвили.

Не боитесь, что забудет Белоновский первого тренера?

— Думаю, что нет. Да и Миндиашвили везде говорит, что первый тренер — это святое имя, и он всегда чтит всех первых наставников борцов ШВСМ. Так что не ожидаю подвоха ни со стороны мэтра нашей вольной борьбы, ни со стороны Юрия.

— Вас называют отличным детским тренером, не обидно все лавры отдавать другим?

— А я не детский тренер — я просто тренер. Но ведь на высшем уровне надо своего борца-лидера самому вывозить на соревнования, расти вместе с ним, а это не один месяц вне Красноярска. А на кого я остальных своих сорванцов оставлю? У некоторых, как и у меня самого, или отцов нет, или воспитываются они одними мамами — при живых папашах...

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА