Экономика
Евгений Гаврилов: «Ценность диалога – в возможности услышать друг друга»
Председатель Молодежного правительства Красноярского края о работе молодежной площадки на КЭФ-2023.
В этом году уже в 14 раз Красноярский экономический форум открылся работой молодежной площадки «Поколение 2035» на тему «Профессионалы будущего: образование и карьера». Более 1 000 участников из 43 регионов страны собрались в Красноярске, чтобы обсудить проблемы выбора профессионального пути и последующего трудоустройства. И оказалось, что эта тема в сегодняшних реалиях очень актуальна и востребована.
О работе молодежной площадки форума рассказывает ее руководитель, председатель Молодежного правительства Красноярского края Евгений Гаврилов.
— Евгений, ваши впечатления от прошедшего КЭФа? Насколько эффективной оказалась молодежная площадка по сравнению с предыдущими годами?
— В этом году мы впервые снизили возрастную планку до 14 лет, участие в работе КЭФа смогли принять не только студенты вузов, но и колледжей. И площадка преобразилась. Мы протестировали новый формат, так называемые школьные сессии. Здесь вопросы и повестку формировали школьники, и в онлайне они тоже были очень активны. Ребята из других регионов могли задавать свои вопросы, в том числе в прямых трансляциях. До сих пор мы получаем позитивные отклики от участников, особенно от тех, кто смог приехать: им очень понравился наш город, программа, общение друг с другом.
В целом об эффективности и востребованности площадки говорит, в частности, количество просмотров наших мероприятий в соцсетях: на данный момент их более 880 тысяч. Это в четыре раза больше, чем в прошлом году. В 12 различных форматах мы обсуждали четыре главные темы: это «Школьники. Карьера», «Профессиональные сообщества», «Бизнес и предпринимательство» и «Госслужащие». Причем мы старались мыслить в разрезе принятой недавно Стратегии развития Сибири до 2035 года, то есть опирались на местные действующие реалии и практики.
— Какие конкретные предложения правительству или предпринимательскому сообществу были инициированы по результатам обсуждений?
— Тут важно понять, что форум не заканчивается, когда уезжают участники, работа продолжается. И нам важно понять, как прозвучавшие предложения практически интегрировать в экономику. Насколько они интересны бизнес-сектору, органам власти, не нарушают ли законодательство РФ? Конкретно в этом году вынесено 20 предложений, большая часть из них будет оформлена в резолюции по итогам форума и разослана участникам как вполне готовая инструкция к действию. Но есть такие важные вопросы, которые требуют дальнейших консультаций или даже лоббирования. Например, прозвучало предложение о приравнивании стажировок и производственных практик к трудовому стажу. Не секрет, что работодатели предпочитают нанимать на работу опытных сотрудников. И вот приходит бывший студент, молодой специалист с чистой трудовой книжкой, кто его возьмет? А у него на самом деле уже есть и опыт работы на производстве, и стажировка на солидном предприятии, но эта информация о нем нигде не отражена. А если это время будет зачтено в стаж, это значительно упростит трудоустройство.
— Какое из мероприятий молодежной площадки вызвало наибольший интерес у участников?
— Если судить по соцсетям, то больше всего просмотров было у пленарного заседания с участием губернатора Александра Усса. Но остальные форматы были не менее интересны и собирали аудиторию. В очном формате мы продолжаем настаивать, что молодежная площадка – это когда ты вне зависимости от своего статуса можешь у любого эксперта или спикера спросить совета, получить поддержку или консультацию. Для этого помимо общего зала мы устроили зоны делового общения, и этот формат понравился и участникам, и экспертам. Опять же нельзя сказать, что все спикеры воспринимались одинаково. Некоторые вызывали различные реакции у участников обсуждения, но для этого и существует диалог. Если бы все позиции совпадали и всем все нравилось, наверное, тогда мы были бы неэффективны.
— Появились ли какие-то идеи на следующий год? Может, намечается новый интересный формат?
— Эти решения принимаются в процессе в течение года. Мы соберем фокус-группу, где попытаемся этот срез интересов сделать. В этом году тема профессиональных траекторий оказалась как никогда востребованной. Мы говорили о том, что нужно делать для непрерывного бесшовного образования, как понять какое направление деятельности выбрать, чтобы не получилось так, что ты четыре года учишься, а потом работаешь там, где тебе неинтересно. И тема для следующего года также появится в процессе обсуждения.
Могу сказать, что мы точно оставим формат школьных сессий и формат свободного общения. Для некоторых взрослых это может казаться необычным, но для молодежи возможность свободно задавать вопросы и услышать конкретные советы — это точно важно.
— Как сегодня реализуются инициативы участников молодежной площадки, которые обсуждались на прошлых форумах?
— Молодежная площадка не выносит решений, например, о строительстве нового терминала аэропорта. Это не наша компетенция. У нас задача – самоопределение, самореализация молодежи. Мы должны дать некий срез по определенной теме для молодого человека и определить, что он дальше может сделать. Если сейчас наши молодые участники пойдут трудоустраиваться в компании Красноярского края, это и будет результатом работы молодежной площадки. Но случаются и конкретные эффекты. Например, в прошлом году мы обсуждали тему космоса и современных технологий, к нам приезжал известный блогер, популяризатор науки Денис Прудник, и потом он написал книгу о космосе. Или в 2012 году мы активно продвигали тему проведения Универсиады в Красноярске. Понятно, что эта идея реализовалась благодаря усилиям многих структур, но мы были услышаны.
— В этом году к нам приехали участники из 43 регионов. Какая делегация была наиболее активной и больше всего запомнилась?
— Ребята из Запорожской области. Их было всего четверо, но они разделились по ключевым направлениям, и каждый делал срез по своей теме, тщательно собирал информацию. Они показались самыми замотивированными: им действительно важно, как устроена работа с молодежью. Мы провели для них экскурсии по городу, по молодежным центрам, чтобы они смогли понять саму систему, как организовать взаимоотношения внутри молодежного сообщества. Они вообще очень практично подошли к поездке, ведь им только предстоит у себя создавать что-то подобное. Мы и сейчас продолжаем общаться в соцсетях, они попросили выслать им материалы форума, чтобы показать своим друзьям. Для нас это очень ценно.
— Молодежная площадка КЭФ позиционируется как крупнейшая в стране. Это действительно так?
— Это правда. Ни сочинский, ни питерский, ни дальневосточный форумы не могут соревноваться с нами, и дело даже не в количестве участников, а в том, что весь первый день форума мы готовим самостоятельно, сами ставим задачи и ищем пути решения. Конечно, у нас есть огромный шарм КЭФ, огромный лимит доверия со стороны правительства региона. У нас есть пул экспертов, спикеров, известных людей, но хозяева площадки – это молодые люди. И это самая живая площадка: на каждом треке вопросов спикерам из зала было настолько много, что мы не укладывались в тайминг, но даже по окончании мероприятия экспертов не отпускали и продолжали с ними общение. И в этом главная ценность диалога – в возможности услышать друг друга.