Общество

Только с разрешения учителя. Нужна ли видеосъёмка на школьных уроках?

Разбираемся в плюсах и минусах видеосъемки.

Только с разрешения учителя. Нужна ли видеосъёмка на школьных уроках?

Хихикающие подростки, разгневанный педагог — в соцсетях мы нередко наблюдаем видео таких сцен, снятых детьми на телефон. Понять из короткой записи, кто прав, кто виноват и из-за чего произошёл конфликт, сложно. Но именно возможность съёмки на камеру смартфона часто позволяет хулиганам провоцировать педагога.

В неприглядном свете

Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова выступила с инициативой о запрете фото- и видеосъёмки на школьных уроках без разрешения директора или педагога. По её словам, такие изменения могут быть внесены в закон “Об образовании”.

Предложение родилось из обращений педагогов, которые выступают против съёмок во время занятий.

— Дети не должны думать о том, когда они достанут телефон и начнут снимать какую-то ситуацию, — пояснила Ольга Казакова.

По её словам, педагоги объясняли, что иногда дети специально создают такие ситуации, когда учителя можно выставить в неприглядном свете, записать на телефон, а потом обсуждать на переменах, дома, публиковать видео или фото в интернете.

— Конечно, это абсолютно негоже. Это недостойно вообще подхода к педагогам, к педагогическому труду. Издеваться и смеяться над учителем нельзя, — подчеркнула парламентарий.

Если дети этого не понимают, необходимо создать условия, когда сделать съёмку вовсе невозможно. По мнению Ольги Казаковой, предлагаемые изменения помогут защитить учителя. Сейчас законопроект об особом статусе педагога разрабатывается в Министерстве просвещения.

— Важно вернуть учителю уважение, — пояснила свою позицию председатель комитета.

За вами следят

Вопрос видеосъёмки на уроках в педагогическом и родительском сообществах обсуждается уже давно. Примерно с того момента, как у детей появились смартфоны с камерами, а в школах — системы видеонаблюдения и стало возможным фиксировать происходящее.

У видеосъёмки есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, она помогает в разрешении конфликтных ситуаций. Но это при условии, что, например, звучащие фразы не вырваны из контекста. Минус — возможность провокаций, публичных обсуждений тех, кто присутствует на видео, и того, что происходит. Также есть педагоги, недовольные наличием смартфонов у учеников на уроках. Дети, играя с телефонами, отвлекаются, а в случае замечания сразу начинают снимать диалог. Один из вариантов, звучащих от родителей, — установить в классах систему видеонаблюдения, которая бы позволяла транслировать занятия в режиме онлайн или делать запись уроков. Те, кто выступает с такой инициативой, убеждены, что порядочному человеку скрывать нечего, и он должен спокойно согласиться на такой “видеоприсмотр”. То есть родитель в любой момент сможет зайти в программу и посмотреть, что происходит на занятии. Предполагается, что наличие записи будет дисциплинировать всех участников образовательного процесса и позволит вовремя предотвращать конфликты.

Пусть посмотрят!

— В нашем классе было несколько конфликтных ситуаций, — рассказывает Татьяна, мама восьмиклассницы. — Ученики обвиняли в грубости учителя, родители требовали уладить конфликт, педагоги в свою очередь поясняли, что ведут неадекватно себя как раз дети. Звучало предложение поставить камеры в классе, чтобы подтвердить жалобы детей. Я в итоге лично присутствовала на одном из уроков. После него поняла, что камеру установить необходимо! Как раз для того, чтобы некоторые родители могли убедиться, насколько невоспитанны их дети. Подростки хамили педагогам, несмотря даже на присутствие на уроках постороннего человека.

Вопрос со съёмкой — спорный и деликатный. Много нюансов: кем ведётся, в каких целях, где потом будет использоваться?

— В нашем учреждении система видеонаблюдения охватывает все помещения, где в течение дня находятся дети: коридоры, холл, территорию. Это позволяет обеспечивать безопасность учеников. Но на самих уроках видеозапись не ведётся, — рассказывает Светлана Ромащенко, директор красноярской Мариинской женской гимназии. — “Видеоприсмотр” за педагогами считаю уже лишним. Скрывать учителям нечего, но постоянный контроль будет некомфортным для любого человека.

В красноярской гимназии № 2 есть практика видеосъёмки урока в качестве дистанционного обучения. Если ребёнок из-за болезни вынужден долго отсутствовать, то по просьбе родителей педагог подключает веб-камеру на занятии. Находясь дома, ученик видит и слышит объяснения учителя, выполняет задания вместе с классом удалённо. Директор гимназии Ирина Штейнберг рассказала и о конфликтной ситуации, которую удалось решить благодаря видеотрансляции урока. Родители считали неправым педагога, тот в свою очередь приводил в аргумент плохую дисциплину детей. Запись подтвердила, что учитель делал всё верно, в чём мамы и папы смогли убедиться лично. Но в этом случае съёмка была всё же разовой мерой. Ирина Геннадьевна убеждена, что постоянный видеоконтроль за учителями неуместен. Далеко не все готовы к такой публичности.

— Считаю, что во всём нужно сохранять разумность. Запретить пользоваться телефонами в образовательных учреждениях невозможно, сегодня дети должны быть постоянно на связи с родителями, — считает Олеся, мама ученика начальной школы. — Но смартфонами на уроках дети могут пользоваться с разрешения педагога, например, если нужно зайти на какую-то учебную платформу или сфотографировать задание. А вот по поводу съёмки уроков — если это не в образовательных целях, то я против. Не понимаю, зачем это. Не считаю нужным и правильным следить за учителем моего ребёнка. Знаю родителей, которые обсуждают при детях и внешний вид педагога, и его манеру разговаривать. Видеосъёмка даст ещё большую возможность для сплетников, которым больше нечем заняться, как следить за учителем. Такой контроль — неприятная ситуация для человека. Сейчас и без того проблема с педагогами, а так мы и вовсе отпугнём специалистов от работы в школе.

Акцент

Нужны ли в школах камеры видеонаблюдения? А в скверах и парках? Жители Красноярского края могут высказать своё мнение об установке камер видеонаблюдения в школах и общественных местах. Для этого Минцифры запустило сразу два опроса на портале “Активный гражданин”. Чтобы участвовать, нужно зайти на сайт, используя логин и пароль портала “Госуслуги”.Мнения собирают до 6 апреля.

Фото: Вера Агербаева

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА