Проспект культуры
В красноярском театре Пушкина готовят реквизит для премьеры по роману Нодара Думбадзе
Продолжаем следить за тем, как создается постановка «Я, бабушка, Илико и Илларион».
Два конструктора, два сварщика, два работника столярного цеха, четыре декоратора, три бутафора… Всего шестнадцать человек трудятся над созданием декораций для нового спектакля драматического театра. Сейчас завершается изготовление фурок. Напомним, это передвижные конструкции, в данной постановке они “играют” осколки двух мостов или скал.
— Работа над фурками — коллективная, так задумка художника воплощается в жизнь, — рассказывает Михаил Баранов, начальник столярно-поделочного цеха Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. — Сначала наш инженер-конструктор по эскизам сделал чертежи. Затем мы закупили металл, сварили из него основы.
Получились две высокие металлические конструкции, для перемещения к ним прикреплены колёсики. На сварку ушло около двух недель, до этого примерно такое же время заняла работа конструкторского бюро.
— Это безопасные, надёжные конструкции, на одной фурке может находиться до восьми человек, она выдерживает такую нагрузку, — поясняет Михаил Александрович. — Затем отдаём их декорационному цеху в покраску. После чего специалисты поделочного цеха “зашьют” ступени. Они выполнены из поликарбоната.
Металлические части покрасят в тёмно-серый цвет, а ступени будут прозрачными.
— Художник поставил задачу: сделать конструкцию визуально максимально прозрачной, лёгкой, воздушной. Чтобы была возможность через неё работать со светом, — говорит Юрий Мизенин, заместитель директора по постановочной части. — Фурки являются основными элементами сценографии, все мизансцены завязаны на них. Поэтому наша задача как можно быстрее изготовить их, чтобы артисты могли репетировать: располагаться на этих площадках, выстраивать мизансцены, размещать остальной реквизит. Предстоит сделать ещё одну большую конструкцию, она будет нависать над сценой. Это декоративно-оформительский элемент, он несёт смысловую, а не функциональную нагрузку, артисты непосредственно с ней не работают. Это подвесной потолок — конструкция из металла, дерева. Широкие резиновые полоски создадут иллюзию зарослей виноградной лозы, что добавит национальный колорит.
Планируется, что фурки будут полностью готовы после 20 марта, ближе к началу апреля изготовят навесную конструкцию. Сейчас параллельно в бутафорском цехе создают реквизит: ветви с яблоками, большой сундук, элементы костюмов…
— Нам нужно было сделать две гибкие ветви яблони, — говорит Татьяна Янгуразова, заведующая бутафорским цехом. — На эскизе артист держит её в руках как удочку, такого эффекта мы и добивались. Поэтому взяли за основу ветви обычную удочку, обмотали её пенополиуретаном, подрезав его, чтобы получилась необходимая форма. Сверху надели чулок, так добиваемся фактуры дерева. Сучки сделали из проволоки. Затем покрасим ветви акриловой краской.
На большие ветви прикрепят веточки с листочками, их купили готовыми, и большие яблоки. Их вырезают из пеноплекса.
— Сначала склеиваем несколько листов пеноплекса, даём им высохнуть. Затем делим на куски, из которых канцелярским ножом вырезаем яблоки, — рассказывает Татьяна Викторовна. — Далее загрунтуем их и покрасим. Яблоки будут красными с жёлтыми бочками. По размеру они побольше обычных, такие арбузные яблоки. Чтобы из зрительного зала было хорошо видно.
Татьяна Янгуразова работает в театре с 1995 года, она создавала реквизит для множества постановок. Одной из самых трудоёмких была работа над панно для спектакля “Горя от ума”.
— Мы несколько месяцев вырезали его из пеноплекса. Нужно было создать на сцене фойе знаменитого дома на Котельнической набережной, — вспоминает она. — Художником “Горе от ума” также был Никита Сазонов, с ним мы работаем и над этой премьерой. Тогда он отмечал: такие сложные художественные работы, как панно, в Москве сейчас делают редко. Все упрощается: используют печать на сетке, ткани.
Татьяна Викторовна отмечает: работать с Никитой Сазоновым очень комфортно, а с режиссёром Дмитрием Турковым она ранее не сотрудничала.
— Но судя по тому, как на техническом совете представляли и принимали спектакль, это грамотный режиссёр. Также над спектаклем работает интересный композитор, здесь будет необычное музыкальное оформление, — г__оворит заведующая бутафорским цехом.__ — На техническом совете режиссёр и художник рассказывают свою историю, приносят эскизы, макеты, по которым нам предстоит работать. Сейчас изображения нередко отправляют нам на телефон, так проще. Кто желает, может почитать произведение, по которому готовится постановка, чтобы было интереснее работать. Я обычно так и делаю.
На этот раз Татьяна Янгуразова посмотрела одноимённый художественный фильм и послушала аудиокнигу.
— В целом бутафории для этого спектакля не так много, — отмечает она. — Будут сундук и три чемодана, плетёные бутылки, сумка в форме вымени из белого меха. Также сделаем рога козы и заячьи уши, которые прикрепим к грузинским головным уборам, их уже заказали. Всё должно быть готово хотя бы за неделю до премьеры, чтобы артисты успели поработать с реквизитом.
Акцент
Художественный фильм “Я, бабушка, Илико и Илларион” был снят на киностудии “Грузия-фильм” в 1963 году. Он рассказывает о жизни Зурико. В предвоенной Грузии мальчик учится в школе, впервые влюбляется, затем провожает на войну односельчан и встречает Победу. После школы он едет учиться в Тбилиси, а потом возвращается в село к первой любви и друзьям.