Персона

Татьяна Егорова: «Нам доверяют самое ценное - своих детей»

Лучший воспитатель года о том, как удивлять и радовать малышей.

Татьяна Егорова: «Нам доверяют самое ценное - своих детей»

На многочисленные поздравления с победой Татьяна Егорова, воспитатель детского сада № 11, отвечала до четырёх утра. Ей хотелось лично поблагодарить каждого, кто радовался её успеху. Звание лучшего воспитателя года, по её словам, стало неожиданностью. К такому публичному признанию она не стремилась, просто вот уже тринадцать лет с удовольствием ходит на свою работу.

Моя любимая няня

image description
image description
Фото: Дмитрий Шабалин

По образованию и первой профессии Татьяна Карловна бухгалтер. В её семье никто ни в школе, ни в детском саду не работал. Она даже и думать не могла, что когда-нибудь получит звание лучшего воспитателя города. До декрета работала с финансами и документами. Когда старшей дочери было шесть лет, а младшей два года, женщина решила трудоустроиться в детский сад. Обратилась к заместителю руководителя учреждения — обещали рассмотреть её вопрос. Вскоре Татьяне Карловне предложили место младшего воспитателя. Как такового педагогического опыта у неё не было, но общение с детьми нравилось.

К работе с малышами новая няня подошла творчески и ответственно. Она всегда знала, чем занять ребятишек, как успокоить, по-матерински следила за ними. Её отношение заметила напарница и воспитатель группы, опытный педагог Елена Белоносова. В профессии она уже более тридцати лет и хорошо разбирается в людях. Елена Петровна настояла, чтобы любимая няня детей развивалась как специалист, росла профессионально. Так, Татьяна Карловна прошла обучение и стала уже воспитателем. Со своей наставницей они работают в паре и сейчас. Вот так, вместе, они уже тринадцать лет, с того дня как Татьяна Егорова пришла в сад.

— Я сразу отметила и то, как она заботливо одевает на прогулку детей, и как придумывает игры для них, — говорит Елена Белоносова. — Поняла, что у неё получится стать хорошим педагогом.

Научить доброте

image description
image description
Фото: Дмитрий Шабалин

Самое ценное для воспитателя в работе — детские эмоции, которые ей удаётся вызвать. Радость, любопытство, восторг, удивление — Татьяна Карловна разделяет с ребятами все их искренние реакции, с удовольствием смотрит на мир вокруг глазами малышей.

— Сегодня детей сложно чем-то удивить, — говорит воспитатель. — Ребятам доступны разные развлечения, разный досуг. Но когда малыши заходят в группу, видят на полу следы Деда Мороза, ведущие к окну, смотрят на улицу, а там во дворе Дедушка приветливо им машет рукой — они испытывают море эмоций. Вроде бы всё просто, а восторга и удивления много.

И так Татьяна Карловна подходит ко всему в работе. Например, из совершенно простых предметов создаёт целый мир. Одну из таких наработок она и представила на профессиональный конкурс. Это сундучок с зелёными верёвочками. Простые отрезки общей протяжённостью несколько метров. Оказалось, что с этим простейшим игровым инвентарём можно развлекать, обучать и развивать детей. В зависимости от задумки верёвочки превращаются в силуэты животных и сказочных персонажей, границы городов и сказочных царств, цветочные поляны. Так развиваются мелкая и крупная моторика, воображение и творческое мышление, способность работать в команде и договариваться и множество других полезных умений и навыков. Татьяна Карловна уверена, что с помощью подручных предметов можно быстро организовать увлекательную игру или занятие. Мячик, коробка, кубики, скакалка — чтобы удержать внимание и интерес детей, не нужны смартфоны и планшеты. Ребятишки с радостью включаются в то, что предлагает им воспитатель.

Но своей задачей педагог считает не только интеллектуальное и творческое развитие детей. Ей хочется, чтобы ребята учились доброте, сочувствию, умели слышать друг друга, относились к людям с уважением.

— В течение жизни ты при необходимости можешь освоить любые навыки: компьютерную грамотность, языки, профессии. Но человечность всё же закладывается в раннем детстве, — считает Татьяна Егорова. — При этом просто слова на ребят не действуют, они должны перед собой видеть правильные примеры поведения взрослых.

Зачем и почему?

image description
image description
Фото: Дмитрий Шабалин

Труд педагога сложный. Он требует колоссальной эмоциональной отдачи, к концу дня накапливается и физическая усталость. Но сложностей, с которыми невозможно было бы справиться, в своей работе Татьяна Карловна не видит. Ей нравится то, чем она занимается. Когда собственные дочери выросли, педагог не стала менять сферу деятельности. Сейчас она уже и не представляет себя без педагогики, говорит, что как раз сложно было бы работать с документами и цифрами. А в детском коллективе каждый день наполнен чем-то новым, у воспитателя есть возможность развиваться творчески. Единственный вопрос, который возник ещё в самом начале: как грамотно выстраивать взаимодействие с малышами с ограниченными возможностями здоровья? Когда двое таких детей, имеющие ментальные особенности, попали в её группу, это был совершенно новый опыт. Татьяна Егорова быстро научилась работе с особыми малышами, и теперь в коллективе одинаково комфортно чувствуют себя все.

Находясь с детьми, нужно быть готовым к разным вопросам. Воспитателю постоянно приходится отвечать на “Почему?”, “Как?”, “Зачем?”. Она не стесняется признаться, если чего-то не знает. Если нужно, то вместе с ребятами ищет ответ.

— Только раз меня поставили в тупик вопросом. Девочка спросила меня: “А чем вы занимаетесь на работе?” Я в ответ: “А ты как считаешь?” “Показываете картинки и завязываете детям шапочки”, — уверенно ответила малышка. Вот так ребёнок кратко и по-своему сформулировал суть работы воспитателя, — смеётся Татьяна Егорова.

Доверяют самое ценное

image description
image description

Каждому педагогу необходимо выстраивать партнёрские отношения с родителями воспитанников. Здесь много разных моментов, которые могут приводить к спорам. Когда ребёнок впервые идёт в детский сад, у мам и пап немало тревог, которыми они делятся с педагогами.

— Иногда со стороны кажется, что вопрос, который волнует родителей, совсем незначительный, — говорит Татьяна Карловна. — Например, какую футболку надеть на ребёнка после сна. Но ты понимаешь, что для родителя, который доверил тебе самое ценное — своего малыша, это действительно сейчас важный вопрос. Поэтому стараюсь всё обсуждать, если нужно — успокаивать, объяснять, где принципиальный момент, а где можно прийти к компромиссу. Это порой непростая работа, но ты должен быть готов к ней в детском коллективе.

Лучшая оценка труда — тёплые слова, благодарность родителей и выпускников сада, когда через годы люди поддерживают с тобой отношения, рассказывают о школьных успехах детей.

— Так получилось, что моему мужу срочно пришлось уехать по работе с церемонии награждения. Мой телефон он не смог мне передать и увёз с собой, — смеётся Татьяна Егорова. — Домой я попала уже поздно вечером, и телефон буквально разрывался от сообщений. Было особенно приятно читать поздравления от родителей детей, которые уже давно выпустились из сада.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА