Проспект культуры

В Музее Б. Я. Ряузова открылась выставка художника Владимира Белоусова

В экспозиции 30 произведений на азиатскую тему.

В Музее Б. Я. Ряузова открылась выставка художника Владимира Белоусова

Люди в юрте мирно пьют чай. Мечеть стоит прямо посреди степи. Шаман проводит камлание на национальном празднике... Всё это можно увидеть в новой экспозиции “Азия” Музея художника Б. Я. Ряузова.

Автор работ — Владимир Белоусов. На своей персональной выставке он представляет около 30 произведений. Их можно разделить на две части — по технике написания и по времени создания.

image description
image description

Первая — серия литографий, выполненных Владимиром Белоусовым в начале его творческого пути, в 80-х годах прошлого столетия, по впечатлениям поездок по Хакасии, Туве, Бурятии. Вторая часть — новый цикл (уже не графический, а живописный) “Люди степи”, написанный в 20-х годах века нынешнего и посвящённый Казахстану. Там художник родился, прожил более 25 лет и познакомился с выдающимися людьми, благодаря которым определился в своем призвании.

— Мой прадед со стороны отца строил мосты и железные дороги в центральной России в начале XX века, — рассказывает Владимир Алексеевич. — Мне ещё удалось увидеть старый альбом с бурыми фотографиями об этом строительстве. Инженеры в кителях и форменных фуражках, рабочие с тачками на отсыпке, общие снимки с сотнями людей, мосты. В 30-е годы прадеда, глубокого старика, сослали со всем семейством в Караганду. Род матери вышел из Феодосии и за время жизни многих поколений прошёл через Украину и Дон и остановился в Казахстане.

Так что Азия для художника более близка и понятна, чем многим из нас. Она — часть его жизни. С буддистской философией, шаманскими представлениями об устройстве мира. С юности Владимира Белоусова интересовали вопросы: чем отличаются люди разных национальностей и что может их сблизить? Зрители ищут ответы вместе с автором. И через его взгляд понимают: людей всегда и везде волновали одни и те же вещи. То есть мир устроен по разным материальным законам, но по одинаковым духовным.

image description
image description

Владимир Алексеевич никому не навязывает свою точку зрения. Он беседует с нами, условно говоря, негромко, спокойно, но как-то убедительно. И ещё очень заметно, что автору вообще интересны люди. По его собственному признанию, “и испанские цыганки, танцующие фламенко, и торговки рыбой на волжской пристани”.

Вот литографии, навеянные хакасским праздником Тунпайрам: “Шаман”, “Лучница”, “Вечер”. Фигуры и сюжеты скорее угадываются, чем опознаются. Смешивание цветов, импровизация. Белоусов, к слову, считает, что литография — это джаз. “Вроде на одном камне работаешь, но нельзя предугадать, что в итоге получится, — говорит он. — Интересен сам процесс, а результат чаще всего непредсказуем”.

Живописные работы — другие. Никакого буйства красок, приглушённые тона: “Мечеть в тени”, “Платье”, “Зеркало”, “Морковин, художник и поэт, ловец бабочек в Туве”, “Караганда”, “Люди в скалах”. Яркий национальный колорит в картинах “Янгишар”, “Такыр”, “Саукеле”. А всё вместе — необычайно целостная картина Азии в частности и мира в целом.

image description
image description

Владимир Белоусов — член Союза художников России. Родился 24 января 1954 года в Караганде (Казахстан). Окончил местный политехнический институт, работал в НИИ ГИПРОГОРМАШ, одновременно занимался в изостудии. Затем окончил художественное училище в Красноярске, преподавал там же более 25 лет.Выставка “Азия” будет работать до 2 апреля. А 26 марта в 15 часов состоится творческая встреча с Владимиром Белоусовым. Предварительная запись по телефону 211-26-20.

В тему

Литография — разновидность печатной графики, где оттиск получают с поверхности специального камня. Технику случайно изобрёл актёр-любитель Алоиз Зенефельдер в Богемии в 1796 году. Считается, что он по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковой глыбе, и тот отпечатался, также случайно, на влажной ткани. Зенефельдер понял, что запись можно тиражировать.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА