Красноярск исторический
Ностальгия: Какую обувь предпочитали советские люди
Доставали дефицитный товар по-разному.
Долгое время в СССР было два критерия хорошей обуви: практичность и прочность. Потрёпанные стоптанные туфли не выбрасывали, а передавали по наследству. Будочки сапожников никогда не пустовали. А возможность подобрать босоножки под цвет дамской сумочки была из области фантастики.
Устойчивый каблук
После революции большинство жителей (причём и мужчины, и женщины) носили почти одинаковые ботинки и сапоги. Потом, в 1940-х, народ донашивал военную обувку. Молодёжь обзаводилась парусиновыми тапочками, которые полагалось для пущего форса начищать зубным порошком. И только в 1950-е советские люди получили возможность выглядеть модно и элегантно.
Ценился тогда широкий, устойчивый, средний каблук — высотой семь сантиметров. В то же время появились высокие ботиночки с оторочкой каракулем.
Обувь выпускалась по очень жёстким требованиям к технологии. В основном ее делали из натуральной кожи, её не проклеивали, а прошивали крепкими нитками. То есть изделия были очень добротными, но особой эстетикой не отличались, как и разнообразием. Главным же недостатком считалась неудобная колодка.
— Старшая сестра моей мамы слыла невероятной модницей по тем временам, — рассказывает домохозяйка Валентина Белослудцева. — Не знаю, где она достала туфельки на шпильке, помню только, что они были отечественного производства. Я очень любила в отсутствие тёти наряжаться в её обувку и кривлялась перед зеркалом. А сама она, хоть и важничала, по вечерам снимала свои модные туфли прямо в подъезде и поднималась в квартиру босиком. Настолько неудобными они оказались для долгой носки. Всё дело было в колодках.
В 1960-е вместе с модой на мини-юбки появились босоножки на высокой платформе. Они выгодно подчёркивали стройность ног, но достать их можно было только у фарцовщиков или в магазинах “Берёзка”, где продавались импортные товары. Вскоре появились сабо (текстильный верх, деревянная подошва) и туфли, в том числе мужские, на каучуковой подошве, говоря по-молодёжному, на “манной каше”. Заказывать такую обувь приходилось у кустарей-одиночек.
Зато Италия!
Жёны партийных работников и “выездные” товарищи могли себе позволить изящные заграничные босоножки и сапожки, остальные же граждане СССР продолжали носить скромные изделия советских фабрик. Импортную обувь покупали по блату, переплачивая вдвое, а то и втрое. Ещё вариант: заранее, с ночи, занять очередь в магазин и отмечаться в специально составленном списке.
— Я закончила 8-й класс с одними пятёрками, и родители решили побаловать меня поездкой в Москву, к родне, — говорит воспитатель детского сада Ирина Михеева. — В Красноярске тогда был сплошной дефицит на всё, на магазинных полках только уксус и школьная форма. Неудивительно, что я целыми днями торчала в столичных торговых точках. Надо же было и себе что-то модное добыть, и родственников не забыть. В общем, все деньги истратила на покупки, Москву толком и не посмотрела. Зато, отстояв в очереди пять часов, приобрела шикарные итальянские демисезонные сапоги для себя! Размер, правда, достался не мой, приходилось до самого тепла надевать шерстяные носки, но — Италия! Девчонки в классе падали от зависти.
Покупатели сметали с полок весь более или менее приличный товар, времени на примерку не тратили. Если туфли оказывались маловаты, разнашивали, держали над паром, мазали глицерином или растительным маслом. В не по размеру большую обувь подкладывали вату или толстые стельки. В общем, выходили из положения кто во что горазд.
Отечественная кожаная обувь была стопроцентно натуральной, но популярностью особой не пользовалась. Дело в том, что в СССР её изготавливали на “среднестатистическую” ногу, без учёта высоты подъёма, ширины ступни и полноты ноги.
Сын был счастлив
Из социалистических стран наиболее развитыми в кожевенно-обувной отрасли были Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия.
— В самом начале 1980-х меня как командира одного из лучших студенческих строительных отрядов института наградили льготной путёвкой в Будапешт, — вспоминает врач-стоматолог Сергей Кротов. — Сказать, что мы все были в шоке от тамошних магазинов, — ничего не сказать. Особенно потрясла меня детская обувь. Наше-то поколение донашивало за старшими братьями сандалии и валенки, а тут... К тому времени я был уже женат, рос сынишка, купил ему маленькие кроссовочки. С размером промахнулся, как водится. Но это было не страшно — скоро подрастёт. Бориска мой каждое утро кидался примерять обновку, а когда кроссовки стали впору, страшно гордился и даже мыл их только сам. Кстати, жена через год поехала в Чехословакию и накупила там обуви фирмы “Цебо”, очень у нас популярной.
Доставали дефицитный товар по-разному. Иногда шли на прямой обман.
— Никак не могла купить туфли на каблуке, — делится продавец Ольга Сафронова. — Тогда в театрах переобувались, и мне всегда было очень стыдно за свою непрезентабельную сменную обувь. В итоге договорилась с приятелем, и мы подали заявление в ЗАГС, а там нам вручили справку, по которой я приобрела в магазине для новобрачных белые туфли, а Виктор — достойный пиджак.
В 1970-х в Союз пришла мода на сапоги-чулки. Вообще, придумал их Ив Сен Лоран ещё в 1963 году. Но его модели были слишком вызывающими, очень высокими, поэтому в СССР прижился более простой вариант: невысокий каблук и голенище до колена. Позже появились сапоги-чулки замшевые и кожаные. Однако в памяти советских модниц навсегда останутся “наши” — из жатой лаковой кожи.
Нюанс
Первые сапоги на молнии появились в Советском Союзе. Представлены они были в том же году, что и первый атомный ледокол, — в 1959-м. Правда, демонстрировали первые женские сапоги на молнии отнюдь не в Мурманске, а в Париже, во время Недели русской моды. Автором идеи была советская художница Вера Аралова, трудившаяся в Общесоюзном доме моделей одежды.