Красноярск исторический
Мой Красноярск. В честь кого названы улицы в Николаевке?
Выясняем, чьи имена и какие события запечатлены на карте города.
В этом проекте мы попытаемся сделать наш город еще более ярким и выразительным. Многие красноярцы, не говоря уж о гостях города, даже не задумываются, почему улица, на которой они живут или работают, названа именно так. Кто эти люди, чьи имена сегодня так привычны нашему слуху? Или что за события происходили на этом месте, если навсегда увековечены в памяти города? Сегодня мы посмотрим на карту Николаевки.Фото: фотоальбом "Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870—1970 гг."
Это один из самых старинных районов Красноярска с богатой историей. Первые дома появились здесь в середине XIX века, и это была самая настоящая окраина города. Но вскоре началось строительство железной дороги, вдоль которой стали селиться рабочие и их семьи. На рубеже XIX—ХХ веков это был уже густонаселенный микрорайон, хотя дома здесь были в большинстве своем деревянные, в отличие от каменного центра. Название «Николаевская слобода» жители выбрали сами: долго не думали и назвали свой район в честь действующего императора.
Сегодня микрорайон активно перестраивается, разработан план комплексной территориальной застройки. По соседству со старинными деревянными избами появляются новые высотные дома. Но улицы остаются прежними.
Улица Копылова
Это центральная транспортная артерия, связывающая разделенные железной дорогой части города. До 1921 года эта улица называлась Боярской, а переименовали ее в честь Николая Мироновича Копылова (1880—1919), активного участника борьбы за советскую власть в Енисейской губернии.
Копылов родился в Красноярске в 1880 году, служил на флоте, был участником Черноморского восстания 1905 года. Потом вернулся домой, работал столяром в паровозоремонтном депо. Но революционных идей не оставлял, активно участвовал в большевистском подполье, которое имело большую ячейку в железнодорожно-ремонтных мастерских. После победы революционеров в 1917 году возглавил ПВРЗ, но потом началась Гражданская война и он стал командиром красного партизанского отряда.
Погиб в 1919 году недалеко от села Можары на берегу реки Большой Кемчуг. Колчаковцы окружили остатки отряда, но Копылов отказался сдаваться и застрелился.
Улица Парадовского
До революции улица или никак не называлась, или иногда Николаевской. Но в 1921 году шло активное переименование городского пространства в связи с победой революции, и улицу нарекли в честь Александра Феликсовича Парадовского. Это был известный инженер. Он родился в Санкт-Петербурге в 1867 году, окончил там технологический институт, активно участвовал в прокладке железных дорог по России, в том числе в Красноярске, где и осел в 1907 году. Здесь он организовал и возглавил железнодорожное техническое училище.
Александр Феликсович был страстным популяризатором науки, человеком прогрессивных взглядов. И еще – он стал первым в Красноярске мотоциклистом! До революции являлся сторонником социал-демократов, накануне октября 1917 года вступил в партию большевиков. После революции в 1918 году его назначили комиссаром Красноярской железной дороги.
В мае этого же года в Мариинске вспыхнул белочехословацкий мятеж, и Парадовский вместе с сотней красногвардейцев на бронепоезде отправился на его подавление, но позже был вынужден отступить. Вместе с известными революционерами Адой Лебедевой, Григорием Вейнбаумом и Яковом Дубровинском бежал из Красноярска на пароходе, но в районе Туруханска мятежники их догнали и арестовали. 25 октября 1918 года Александр Парадовский был расстрелян.
Улица Корнеева
Эта улица появилась на карте города только в 1928 году и была названа в честь Иосифа Сталина. Но в 1937 году в честь Сталина назвали нынешний проспект Мира, и улицу пришлось переименовать в Курейскую (Курейка – поселок, где Сталин отбывал ссылку). А в 1965 году улица стала носить имя Героя Советского Союза Афанасия Корнеева.
Афанасий родился в 1922 году в Нижнеингашском районе, до войны работал в колхозе. В 1941 году по призыву ушел на фронт. Воевал на Сталинградском, Юго-Западном фронтах, на Украине и в Белоруссии. 1 августа 1944 года вместе со своим взводом форсировал реку Висла в Польше. Захватив рубеж противника на противоположном берегу, взвод укрепился на рубеже и успешно отражал контратаки немцев. Под руководством Корнеева взвод уничтожил десятки фашистов и продержался до прихода основных сил Красной Армии.
Афанасий Корнеев погиб в бою 2 августа. В 1945 году удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
Улица Ладо Кецховели
В настоящее время улица является границей между Октябрьским и Железнодорожным районом. До революции это была окраинная дорога за Николаевкой и называлась Спасской улицей. А в 1921 году ее переименовали в честь русского революционера Бакунина. Улица знаменита тем, что на ней впервые за железнодорожными путями были построены кирпичные пятиэтажные хрущевки.
Носить имя знаменитого революционера Ладо (Владимира) Кецховели улица стала в 1951 году. Ладо был другом детства Иосифа Сталина, так же как и будущий отец народов обучался в семинарии, где и увлекся революционными идеями. За активную революционную борьбу его изгнали из Тифлиса, он переехал в Киев, но от своих взглядов не отказался. Был арестован, но бежал обратно в Грузию.
С 1901 года вместе со Сталиным выпускал газету «Борьба», которая пропагандировала крайне левые радикальные идеи. Понимая значимость пропаганды, уже активный член РСДРП Кецховели начал налаживать сеть подпольных типографий по всей стране.
В 1902 году его арестовали, однако в тюрьме он поднял восстание среди заключенных и был застрелен охранником при подавлении бунта. В советское время Кецховели считался одним из выдающихся примеров принципиальности и мужества борцов против царской власти.
Улица Белопольского
В Николаевке жили, в основном, работники железной дороги, наиболее активно поселение росло в период строительства железнодорожного моста через Енисей. Район застраивался хаотично, рабочие стремились поселиться поближе к месту работы, поэтому Николаевка росла вдоль Енисея вплоть до Афонтовой горы. На рубеже XIX—ХХ веков работа на строительстве железной дороги считалась довольно прибыльной. В надежде на какой-нибудь заработок к месту строительства потянулись крестьяне из окрестных деревень. Они не были квалифицированными железнодорожниками, но выполняли подсобные работы: строили дома, копали траншеи, ровняли улицы. Селились они на севере Николаевки, и впоследствии их разросшееся поселение прозвали Алексеевкой – в честь сына Николая II.
Часть Алексеевки, которая примыкает к железнодорожным путям, и до сих пор не перестроена. А вот от Алексеевки, которая располагалась над обрывом, практически ничего не осталось. Сейчас на улицах Менжинского, Новосибирской, Толстого, Куйбышева построены многоквартирные дома. Есть здесь улица, на которой находятся всего два дома, и носит она имя Ильи Белопольского.
До революции это был важный переулок, так как по нему текла маленькая речка, впадающая в Качу. Когда строили железную дорогу, под путями речку заключили в трубу. А переулок назывался Георгиевский. В 1921 году переулок переименовали в улицу Белопольского.
Илья Белопольский родился в Одессе в 1884 году. С 1903 года стал активным членом революционного движения, за что в 1910 году угодил в ссылку в Сибирь. Жил сначала в Канске, в 1915 году перебрался в Красноярск и устроился на кожевенный завод. С апреля 1917 года стал редактором первой в Сибири большевистской газеты «Сибирская правда». Также возглавил центральное бюро профсоюзов Красноярска. Как и его соратники Парадовский и Вейнбаум, в 1918 году был арестован восставшими белочехами и расстрелян в тюрьме.