Безопасность и правопорядок
Как не попасться на уловки телефонных мошенников
Лучший способ предотвратить финансовые потери — не разговаривать с мошенниками.
Банк России сообщил, что в 2022 году мошенники украли с банковских счетов граждан нашей страны 14,1 миллиарда рублей. При этом вернуть удалось только 618,4 миллиона рублей, или 4,4 процента от украденных средств. Это минимальный показатель за последние годы. По мнению экспертов ЦБ, низкий уровень возмещения объясняется тем, что злоумышленники всё активнее используют методы социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства или раскрывают свои банковские данные.
Касается каждого
Если думаете, что финансовые мошенники — это где-то там далеко, хочу вас разочаровать. Недавно моей коллеге позвонил некий “капитан юстиции из Москвы” с южным акцентом и сообщил, что пару дней назад была зафиксирована попытка снять средства с её личного счёта по доверенности. По данному факту возбуждено уголовное дело, необходимо уточнить некоторые данные. Хорошо, что рядом сидел муж. Опытный юрист уточнил, что капитаны юстиции бывают только в Следственном комитете, а уголовные дела по подобным фактам возбуждают исключительно после предварительной проверки сотрудниками полиции, и занимает это гораздо больше времени, чем двое суток.
Известно, что основной инструмент финансовых мошенников — это различные виды психологического воздействия, в результате которого человек добровольно переводит свои деньги на левые счета или раскрывает банковские данные. В основном такие махинации проводят с помощью телефона. Чаще всего используются сценарии звонков от “специалистов службы безопасности банка”, “сотрудников правоохранительных органов” и “Центробанка”. ЦБ в прошлом году передал компаниям-операторам более 756 тысяч номеров телефонов, которые использовали злоумышленники. Это в 1,7 раза больше, чем было годом ранее. Закон обязывает сотовых операторов блокировать “серые” сим-карты, причём ответственность компаний за подмену номеров довольно серьёзная.
Также финансовые мошенники стали активно использовать социальные сети и мобильные приложения. В прошлом году Банк России инициировал блокировку 1 942 страниц в сетях “ВКонтакте” и “Одноклассниках”, а также 23 приложения в App Store, Google Play и в других онлайн-магазинах.
По информации ВТБ, в феврале 2023 года более половины звонков мошенников совершались в мессенджерах. Злоумышленники пользуются доступностью оформления аккаунтов, низкой стоимостью звонков через интернет и возможностью скачать в свой профиль логотип или название известной компании, которое будет отображаться на экране телефона при звонке мошенника.
Как на нас давят
Надо признать, злоумышленники довольно грамотно выбирают способы психологического давления на потенциальную жертву. Например, на человека вдруг обрушивается вал телефонных звонков, во время которых “законные” представители различных компаний пытаются получить как можно больше личной информации. Также могут организовать массовую рассылку электронных писем и сообщений со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты банков, финансовых организаций, компаний и интернет-магазинов. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из состояния покоя и отключить логическое мышление. Клиента пугают, торопят, пытаются заинтересовать или обрадовать внезапной выгодой. При этом аргументы мошенников выглядят довольно правдоподобно, поскольку в разговоре используются популярные новости или события.
Сложность возврата украденных средств в случае, если человек самостоятельно подтвердил все заявленные операции, в том, что вернуть деньги законным образом очень сложно. Банк не может отказать клиенту, который хочет совершить какие-либо действия — получить кредит, закрыть счёт и забрать деньги. “Формально человек действительно здесь сам виноват, что своими руками перевёл деньги аферистам, — объяснил Сергей Голованов, главный эксперт “Лаборатории Касперского”. — Известны случаи, когда клиента пытались остановить и сотрудники банка, и полиции, но безрезультатно.
Как не попасть в сети
• Никому не сообщайте данные своей банковской карты. Сотрудники банков и госструктур никогда не запрашивают такую информацию по телефону. Когда вам вдруг с неизвестного номера позвонит “сотрудник” банка или правоохранительных органов с сообщением о попытке оформить кредит на ваше имя или о подозрительной операции, не торопитесь. Если вас начинают пугать и требуют каких-либо немедленных действий, положите трубку. Затем самостоятельно позвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты или на его официальном сайте.
• Не совершайте каких-либо действий по счёту, если вам звонят с просьбой или требованием немедленно перевести деньги на какой-либо “защищённый” или “специальный” счёт.
• Совершайте покупки в интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте её ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты необходимых товаров и услуг.
• Если вы обнаружили операцию, которую не совершали, а также в случае, когда доступ к вашему компьютеру и смартфону могли получить посторонние лица, немедленно обратитесь в контактный центр своего банка. • В случае если с вашего счета всё-таки сняли денежные средства, необходимо писать заявление в полицию и обращение в банк.
Комментарий
Наталья Табаринцева, управляющий ВТБ в Красноярском крае, Республиках Хакасия и Тыва:
— Сценарии злоумышленников постоянно обновляются, подстраиваются под текущую ситуацию. Наиболее распространёнными схемами мошенничества остаются социальная инженерия и фишинг (вид обмана с целью получения доступа к логинам и паролям от личного кабинета). Главная цель мошенников — получить доступ к личной информации и средствам клиентов банков. Новая схема, которую специалисты ВТБ выявили недавно: мошенники стали предлагать работу якобы с органами государственной безопасности для борьбы с преступностью, а на самом деле всё сводится к тому, что обманутый участвует в схеме обналичивания похищенных средств. Главное правило — не доверять звонкам, особенно в мессенджерах, даже если вы видите знакомый логотип. Перепроверяйте информацию — позвоните в банк самостоятельно по телефону, указанному на обороте вашей карты. Со своей стороны, ВТБ оперативно выявляет новые схемы злоумышленников, ищет более эффективные способы для приостановки клиентских операций и их блокировки в случае появления нетипичных или сомнительных транзакций. У пользователя сегодня есть возможность применить настройки безопасности в мобильном или интернет-банке: скрыть баланс счетов и установить лимиты по операциям, быстро заблокировать свою карту и учётную запись, если есть подозрение о мошенничестве.
Нюанс
На этой неделе московский пенсионер устроил скандал со стрельбой после телефонного разговора с финансовыми мошенниками. Пожилому человеку сообщили, что его данные попали в открытый доступ по вине сотрудников одного из банков. Пенсионер пошёл разбираться в местное отделение банка, поругался и решил припугнуть нерадивых работников с помощью пневматического пистолета. Естественно, его задержали. В настоящее время по факту стрельбы идёт проверка.