Новости

Как отец родной

Как отец родной

Как отец роднойПрезидент нашей страны Дмитрий Медведев объявил главам крупнейших конфессий России, что поддерживает предложения о введении института военных священников. Уже в этом году в бригадах и дивизиях Российской армии начнут службу штатные служители культа.

Глава государства отметил, что “все имеют право на получение духовной поддержки от близких им людей в соответствии со своими духовными воззрениями. Как вариант можно подумать о том, что, если более десяти процентов личного состава бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения”.

Идея сотрудничества церкви и армии не нова. Русские воины шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству. Так, в 1380 году князь Димитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву у святого игумена земли русской Сергия Радонежского. Позднее утвердился русский воинский призыв: “За веру, царя и Оте-чество”. Юридическое закрепление места военного духовенства в русской армии произошло при Петре I. По Уставу воинскому 1716 года, при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года повелено было на каждом корабле Военно-морского флота иметь по одному иеромонаху. К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около пяти тысяч лиц из числа военного духовенства. Период советской власти стал поворотным: ни о какой религии в армии и, в принципе, в жизни граждан речи идти не могло. Хотя и тогда были исключения из правил.

…До сих пор красноярские прихожане рассказывают историю архимандрита Нифонта. В сражениях офицер Николай Глазов не раз проявлял мужество и героизм, за что был награжден орденами и медалями. С боями дошел до Будапешта, где в марте 1945 года был тяжело ранен. Рядом с ним взорвалась граната, осколки буквально изрешетили его тело. Офицеру перебило коленные суставы. Военным хирургам пришлось удалить их, на всю жизнь Николай Глазов остался инвалидом. Однако, по воспоминаниям близких, он достойно переносил свои физические недуги — никто никогда не слышал от него жалоб, до последних дней жизни он сохранял бодрость духа.

В госпитале он пообещал: если выживу, буду до конца дней служить Богу.

После долгого лечения будущий пастырь уехал на родину, в Кемерово, где стал руководить церковным хором, а с 1947 года нес послушание в Киево-Печерской лавре, где постригся, получив имя Нифонт. Затем иеромонах учился в духовной семинарии, после — в Московской духовной академии, по окончании которой был направлен к нам в город. Несколько десятилетий, до самой смерти, архимандрит Нифонт был благочинным церквей Красноярского округа.

Показателен один из эпизодов его жизни. Однажды отец Нифонт благословлял выпускников командного училища. На груди у него были прикреплены награды, полученные во время Великой Отечественной войны, он очень дорожил ими. Будущие защитники Родины были настолько впечатлены общением с батюшкой, что на следующий день многие из них пришли принять крещение…

Как отец роднойВ начале 90-х годов прошлого века в армии стали появляться общественные организации, такие, как “Движение за духовное возрождение армии”. В 1992 году центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства обороны выяснил, что к числу верующих себя относят 25 процентов военнослужащих. Через два года Министерство обороны РФ и патриархат заключили совместное заключение о сотрудничестве. Представители остальных традиционных конфессий тогда обиделись, заявив, что Россия — государство многонациональное, а, значит, верующие всех религий должны быть в одинаковом положении. Нынешнее предложение Дмитрия Медведева внесло долгожданный знак равенства.

— Во-первых, хорошо, что решено приглашать в армию представителей всех традиционных религиозных конфессий, — отмечет Андрей Лещенко, депутат Законодательного собрания Красноярского края. — Во-вторых, очень рад, что православная церковь идет в народ. В принципе, понятно, почему федеральные власти пошли на такое сотрудничество. В современном мире религия играет огромную роль, влияет на умы людей. Для примера можно привести сложные отношения мусульман и старой Европы. Исходя из нынешней ситуации, нужно, чтобы и православие имело свою жесткую позицию на мировой арене. Я сам служил семь лет — с 1988-го по 1995 годы. В том числе и заместителем начальника пограничной заставы. В те годы даже мысли не допускалось о том, что религия может как-то официальным образом войти в жизнь военных. Мы находились рядом с церковью, ребята помогали ее настоятелю в каких-то бытовых делах. Хотя у нас служили много парней из сельской местности, некоторые из них были верующими.

Протоирей Иоанн Боев оценивает новый проект президента положительно. “Долгие годы армия была без духовно-нравственной поддержки, — отмечает он. — Хотя в последнее время благодаря соглашению между министерством и патриархатом мы взаимодействовали с воинскими частями, проводили таинства, участвовали в присягах. По своему опыту могу сказать: ребята жаждут общения с нами”.

Задумывая вернуть военных священнослужителей в армию, власти рассчитывают таким образом бороться с дедовщиной, вернуть в части покой и порядок. Священник выступит в роли воспитателя и психолога. “В принципе, это наша прямая обязанность — выслушивать людей”, — отмечает Иоанн Боев. При этом церковь настояла на том, чтобы священники, войдя в штат частей, остались людьми гражданскими. Что логично: проект задуман в интересах солдата, а ему будет комфортнее поделиться личными проблемами с батюшкой в рясе, а не с батюшкой-офицером.

— Осуществить предложение президента вполне реально. Раз нам поставлена такая задача, значит, с ней справимся, — считает Евгений Ремизов, временно исполняющий обязанности военного комиссара Красноярского края. — Могу сказать, что нередко батюшки переносят все тяготы службы вместе с военными, находятся с ними в “горячих точках”. Например, в знаменитой псковской парашютной дивизии был свой батюшка. Он и в атаки ходил, но не убивал — религия не позволяет. Поддерживал моральный настрой солдат.

В пресс-службе УВД города нам рассказали, что уже несколько лет идет сотрудничество с представителями разных конфессий. В частности священнослужителей приглашают на занятия по профессиональной служебной подготовке, на которых проходят беседы на самые разные темы. Например, однажды темой для обсуждения стали семейные ценности. На встречи с милиционерами приходили и католические, и православные батюшки, и муфтий.

Планируется, что первых батюшек “призовут” на службу в расположенные за пределами России соединения и на базы: в Армении, Таджикистане, на Украине, в Киргизии, Абхазии и Южной Осетии. Почти одновременно ими укомплектуют войска Северо-Кавказского военного округа. А после этого и основные части на территории всей страны. К 2010 году планируется создать церковные отделы в округах, на флотах и в центральном аппарате Минобороны.

Пока негативных комментариев в отношении инициативы президента и церкви не наблюдается. Каждая сторона видит в таком сотрудничестве свои плюсы. Верить или не верить — решение сугубо индивидуальное. Но хорошо, что у служащих ребят появится возможность рассказать о своих проблемах человеку, далекому от приказов и строгих формуляров.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА