Новости

Гуляй, школяр!

Гуляй, школяр!

Гуляй, школяр!К началу учебного года с новой силой разгорелась дискуссия об организации процесса обучения и возможности сокращения летних каникул. По мнению экспертов, целых три месяца отдыха не идут на пользу школярам  и только прибавляют работы педагогам.

C инициативой сократить летние каникулы выступил губернатор Амурской области и по совместительству глава рабочей группы Госсовета по вопросам молодежной политики Олег Кожемяко. Возглавляемая им группа экспертов пришла к выводу, что необходимо изменить привычный график школьных каникул. Руководитель Приамурья озвучил мнение о том, что летние каникулы должны начинаться с первого июля и продолжаться не более двух месяцев. А недостающий летний месяц можно добавить к каникулам внутри учебного года. Объясняется это тем, что все время отдыха учеников распределено неправильно. Например, в мае дети учатся совсем мало из-за праздничных дней, а в сентябре повторяют пройденный материал за прошлый год. Получается, основной учебный материал школьники проходят за семь месяцев.

Глава рабочей группы считает, что к молодежи нужно относиться более бережно: по подсчетам экспертов, через десять лет ее численность может сократиться на 11 миллионов человек. При этом он обратил внимание на “опасную тенденцию”: дети поступают в школу практически здоровыми, а заканчивают обучение с двумя-тремя хроническими заболеваниями. Причина — чрезмерная нагрузка в школе.

Российские летние каникулы — одни из самых длинных в мире — 120 дней в году. Причем отдых распределен неравномерно, поэтому нет никакого криминала в том, чтобы сделать учебным один из летних месяцев или хотя бы его часть.

В этом плане имеет смысл изучить зарубежный опыт организации каникул, считает Кожемяко. Три месяца безделья подряд — за границей нонсенс.

Заграница нам поможет?

В Германии, например, сроки и продолжительность летних школьных каникул устанавливаются земельными правительствами самостоятельно. Страна поделена на несколько зон, где каникулы начинаются в разное время. Это сделано для того, чтобы уменьшить пробки на автобанах в южном направлении и избежать дефицита билетов. Как правило, летние каникулы в Германии длятся шесть календарных недель и приходятся на июль — август. Кроме того, почти три недели продолжаются рождественские каникулы, примерно по 20 дней — пасхальные и майские, и по неделе школьники отдыхают в ноябре и марте.

Во Франции, Великобритании, Ирландии и большинстве других стран Европы летние каникулы составляют всего два месяца — июль — август. Кроме того, дети отдыхают на Рождество три и на Пасху две недели. В американских школах на обучение приходится в среднем 180 дней в году. Учебный год начинается в конце августа или начале сентября и заканчивается в июне. Во время учебного года бывают каникулы в ноябре (на День благодарения), декабре (на Рождество) и в апреле (на Пасху). Самый напряженный учебный график в школах Японии, Южной Кореи и Тайваня — по 220 дней в году.

— Я была на стажировке в Англии и Голландии: у них принципиально по-другому разбит учебный год, — рассказывает Ирина Осетрова, директор красноярского лицея © 9. — Да, они заканчивают учиться в июне или начинают в августе, но там пасхальные каникулы длятся почти месяц, и дети очень долго отдыхают в рождественские праздники. Прежде чем вводить что-то новое в России, проект необходимо обкатать в качестве эксперимента. У нас насчитывается тринадцать видов образовательных учреждений. Плюс к этому сегодня каждая школа формирует собственную образовательную программу. Поэтому в качестве подготовительного этапа здесь в первую очередь необходимо, чтобы каждая школа самостоятельно спланировала свою учебную деятельность: нужно, посоветовавшись с родителями, сформировать образовательную программу на все месяцы, сделать раскладку учебных часов. Нельзя забывать и про режимные и сезонные особенности жизни ребенка в разное время года.

Стоит подумать и как быть с факультативными и дополнительными занятиями? В лицее © 9, например, в июне начинает работать выездная летняя школа, то есть, по сути, образовательная деятельность продолжается и после окончания учебного года, правда, в игровой форме. К чему отнести подобные внешкольные занятия: к учебе или отдыху?.. В общем, вопросов больше, чем ответов, и все они требуют скурпулезной проработки. Перед тем, как ввести новый распорядок школьной жизни, должна быть проделана огромная работа различных ведомств, считает Ирина Геннадиевна: образования, медицины, санитарных и социальных служб.

Согласно закону

— По закону “Об образовании” школьникам необходимо отучиться столько времени, сколько предусмотрено базисным учебным планом, — рассказывает Светлана Попова, начальник отдела общего и дополнительного образования главного управления образования администрации Красноярска. — На сегодняшний день у нас существует постановление Правительства РФ об общеобразовательных учреждениях от 2001 года, где написано, что продолжительность учебного года на 1-й, 2-й и 3-й ступенях общего образования должна быть не менее 34 недель без учета государственной итоговой аттестации, в 1-м классе — не менее 33 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для учащихся первых классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Так что, согласно закону, школьная вольница должна быть не менее девяноста дней в году, в реальности же каникулы длятся сто двадцать. То есть закон вполне позволяет не только перераспределить, но и сократить свободное время российской детворы. Другой вопрос — приживется ли это, и как общественность воспримет новшество.

— Тема довольно сложная, — говорит Татьяна Шевченко, психолог центра диагностики и консультирования © 1. — Думаю, что сокращение летних каникул может спровоцировать социальный взрыв. Ведь у нас развернута целая инфраструктура (государственная и коммерческая), связанная с детским отдыхом. И насколько наша система готова к подобным нововведениям — большой вопрос. Россияне по своей сути консервативны и глобальные перемены воспринимают довольно болезненно. Что касается ребятишек, то, конечно, резкий переход на новый учебный план тяжело отразится на физическом и психологическом состояниях детей. У них уже сформирован стереотип, что занятия начинаются 1 сентября, и вдруг они должны выйти в школу в августе... Сразу осознать и принять это им будет очень трудно, потребуется время, возможно, несколько лет, чтобы перейти на новый график. Что касается того, что сокращение перерыва в учебе поможет детям легче войти в школьный процесс (якобы за два месяца забудется меньше усвоенных знаний, чем за три), то это — чепуха. Детский мозг устроен так, что практически в первый день каникул ученики выкидывают из головы все, чему их учили целый год.

На генетическом уровне

Идея сократить летний отдых школьников обсуждается не первый год. Перестроить каникулярное время предлагали и специалисты московского департамента образования, и депутаты Госдумы, и даже мэр столицы Юрий Лужков. По мнению градоначальника, сделать несколько недель июня учебными необходимо было хотя бы потому, что далеко не все родители способны обеспечить ребенку подходящий досуг на три месяца. В результате школьники бесцельно шатаются по улицам города, а это прибавляет работы и милиционерам и сотрудникам ГИБДД. Некоторые школы пошли на лужковский эксперимент, некоторые — отказалось. Но в результате московский опыт сошел на нет. Камнем преткновения стала городская инфраструктура. Увеличивая каникулы весной, власти столицы, как оказалось, обрекли школьников на те же самые шатания по улицам — в театрах не идут детские спектакли, нет скидок в домах отдыха — в общем, детвору нигде не ждут. Летом же, напротив, для них открыты все двери. Практика показала, чтобы изменить ситуацию, нужны годы.

Впрочем, дело не только в невозможности организовать детский отдых. Наладить учебу в июне представляется преподавателям весьма непростым делом.

— Как педагог с большим опытом могу сказать, что работать с детьми в июне бесполезно, — говорит Валентина Федосова, учитель истории лицея © 6. — Даже в мае они уже не способны воспринимать информацию. Сколько себя помню, а пошла я в первый класс в 1949 году, летние каникулы всегда были три месяца. Мне кажется, что существующий календарь образовательного процесса оптимален: система складывалась десятилетиями и давно обкатана. У нас биоритм “учеба — летние каникулы” уже заложен на генетическом уровне. Летом, которое в Сибири довольно короткое, дети должны отдыхать, ведь к концу учебного года они подходят почти на последнем издыхании — программы сейчас очень сложные и насыщенные. То же самое касается и учителей. Психологическая нагрузка у нас большая — недаром учителям положен отпуск в два месяца. А если летние каникулы сократят, то когда отдыхать педагогам? Ведь летом всем сразу уйти в отпуск не получится — кто-то все равно должен остаться в школе — принимать экзамены, работать в пришкольных лагерях, готовить учебное заведение к 1 сентября, заниматься ремонтом и так далее.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА