Новости

Пик-пик на обочине

Пик-пик на обочине

Пик-пик на обочинеЧерепахи, уверяют зоологи, могут жить более столетия. Для слонов, как и для людей, статистически оправданным остается срок в 80 лет. Продолжительность ходового ресурса автомобиля, как утверждают автопрактики, приблизительно равна жизни кота, собаки или лошади и составляет от 15 до 18 лет.

Отдельные случаи появления на наших улицах и сегодня самостоятельно передвигающихся “побед” — вовсе не повод, чтобы усомниться в выше приведенных возрастных выкладках. Хотя бы потому, что ведь куда чаще в городских дворах можно увидеть совершенно иное: намертво прописанные, навсегда потерянные для передвижения автотранспортные средства. Кавалергарда век не долог…

Для российского автовладельца вопрос о том, как избавиться от состарившейся машины, остается более чем проблематичным. Действительно: куда девать хозяину отслужившее свое, полностью выработавшее ресурс авто? На пункт приема металлолома лишенную собственного хода машину еще нужно умудриться доставить — не утюжок и даже не самовар, знаете ли. К тому же есть очень оправданное опасение, что услуга автоэвакуатора может значительно превысить сумму, вырученную за сдачу металла. Да и всякий ли нынешний приемный пункт согласится принять автометаллолом…

По данным МВД, сегодня в России зарегистрировано более 38 миллионов автомашин. Более половины из них уже перешагнули десятилетний возрастной рубеж, а значит, приблизились к пограничной черте, за которой зримо маячат проводы на автопенсию.

По одним данным, около 400 тысяч российских автомобилей сегодня так и остаются не снятыми с официального учета, другими словами, они попросту брошены своими владельцами. ГИБДД полагает, что в России насчитывается почти 1,5 млн машин, которых по всем ресурсным прикидкам сегодня следовало бы классифицировать как недвижимые. Правда, другой цифры, сколько из этих “автостарушек” ушло под пресс или подверглось разборке, не может назвать и ГИБДД. Надо полагать, что для подавляющего их большинства последним местом пристанища становятся все те же дворы, пустыри и обочины.

Перспективы дальнейшего автопрогресса успокоения, к сожалению, не приносят. Не забывайте, что с конца восьмидесятых — начала девяностых годов на наши российские просторы устремился поток подержанных иномарок. Сегодня и они по своему возрасту приблизились к финишному пенсиону. На возможность их перепродажи владельцам уповать не приходится. Как считаете, куда в итоге отправятся отъездившие свое иномарки?

Вопросами дальнейшей судьбы обреченных автомашин озадачился Владимир Путин, поручивший Минфину, Минпромторгу и Минэкономразвития разработать систему выплат за переданные на утилизацию автомобили старше 10 лет.

Первоначально предполагалось, что автовладельцы, решившие сдать свои автомобили в утиль, могут рассчитывать на компенсацию в 1 000—1 500 долларов. Правда, использовать эти деньги они обязаны по прямому назначению — для приобретения новой автомашины.

Расторопнее остальных оказалось Министерство природных ресурсов и экологии, уже подготовившее соответствующие законодательные поправки. Минприроды предлагает закрепить за автохозяевами обязанность по утилизации их машин. Проектом предусматривается, что автовладельцы, сдавшие старые автомобили, получат бонус в размере 50 тысяч рублей для покупки обязательно новой и обязательно отечественной автомашины. Тех же, кто проигнорирует процедуру утилизации, оставив свою отслужившую машину “без присмотра”, ждет штраф — “за несоблюдение правил размещения потерявших потребительские свойства автомобилей”.

С одной стороны, налицо проявленная министерством забота о расчистке наших дворов от автохлама, об обновлении автопарка, о поддержке отечественного автопроизводителя. С другой стороны, забота эта не может не вызвать ряда вопросов. Например: способна ли реально выручить сумма в 50 тысяч рублей автовладельца со средним достатком при покупке нового, пусть и отечественного автомобиля? Из какого кошелька будут отсчитываться эти бонусные 50 тысяч? Из государственного бюджета или бюджетов местных? Есть большое подозрение, что все же из местных. А это значит, что ожидаемое получение бонуса для многих законопослушных автовладельцев так и останется ожиданием.

— Одними федеральными законами проблему ржавеющего в наших дворах автохлама не осилить, — считает специалист управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Наталья Морозова. — Необходимо параллельно решать вопросы, связанные не только с системой финансирования, но и с созданием сети промышленных предприятий по утилизации. А сегодня их попросту нет. Индустрия по переработке автомобилей у нас отсутствует. Имеющиеся пункты по приему автопокрышек и аккумуляторов, частные гаражные фирмы, занимающиеся частичной разборкой, не в счет, они, конечно же, не могут рассматриваться как серьезная промышленная база. А без налаженной промышленной сети по утилизации старых автомобилей любая попытка решить проблему посредством принятия закона рискует остаться декларацией.

Между тем проект, предложенный Министерством природных ресурсов и экологии, уже направлен в соответствующие ведомства. Для согласований. И нам остается лишь ожидать: чем завершится эта автоинициатива…

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА