Новости

Бонус для производителя

Бонус для производителя

Бонус для производителяЗаконопроект “О торговле” и продавцы, и производители, и покупатели ждут уже несколько лет. Каждый возлагает на него свои надежды. Наконец свершилось — документ передан правительством России на рассмотрение в Государственную думу. Окончательный вариант законопроекта предполагает отмену бонусов на вхождение продукта в торговую сеть, способствует снижению порога доминирования ритейла, но не определяет механизма государственного регулирования торговой надбавки.

Затягивание законотворчества (закон “О торговле” готовился более трех лет) эксперты объясняют тем, что ведомства — Министерство промышленности вкупе с ритейлерами — никак не могли договориться с федеральной антимонопольной службой и товаропроизводителями. Тем не менее все понимали: назрела необходимость дать местным аграриям зеленую улицу. Первым шагом к урегулированию отношений производителей и продавцов стало так называемое джентльменское соглашение — о добросовестном отношении друг к другу представителей рынка. Руководители крупных торговых сетей решили освободить от уплаты большей части бонусов двадцать наименований социально значимых продуктов питания. А также обязались рассчитываться за них в течение двух недель.

Новый законопроект усиливает эти положения. В существующей редакции торговцы не смогут требовать с производителя начальный взнос для размещения продукции на полках — так называемый “входной билет”. Отменяется и навязывание эксклюзивности поставок товара только в одну сеть магазинов. Как пояснил председатель Правительства РФ Владимир Путин, представляя документ, цель законопроекта — “выстроить сбалансированные, цивилизованные отношения по всей цепочке — от производителя до прилавка — и в первую очередь навести порядок в такой чувствительной сфере, как торговля продуктами питания”. “Необходимо искоренить практику дискриминации производителей, прекратить длительную задержку оплаты за поставленную продукцию, — продолжил премьер. — Закончить всевозможные поборы или, как их называют сами участники рынка, бонусы, без уплаты которых даже качественный и востребованный товар не имеет сегодня шансов появиться на полках крупных торговых сетей”. С другой стороны, производители должны научиться “соответствовать самым строгим требованиям качества продукции, повышать эффективность своего производства, снижать затраты”. Для этого, по словам премьера, в законодательство вводятся “нормы прямого действия, регулирующие сроки оплаты поставок продовольственных товаров и запрещающие дискриминацию их производителей”. Согласно проекту закона торговым сетям запрещается задерживать оплату поставляемой продукции. Кроме того, подтверждается уведомительный порядок начала торговой деятельности, не связанной с предоставлением лицензии.

Законопроект также описывает “определенный перечень недопустимых практик со стороны хозяйствующих субъектов”. Дискриминация будет караться штрафом от 500 тысяч до одного миллиона рублей.

Как считают в управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, сговор в торговле существует не только в крупных сетях. Для Красноярска более актуальны недопустимые практики, применяемые продавцами малых форм — обычных магазинов и павильонов.

— Здесь тоже есть согласованные действия, связанные с надбавками и договоренностями по разделу территории, — говорит заместитель руководителя УФАС по краю Олег Харченко. — Нами рассматриваются дела о сговоре на самых разных рынках. Например, снековой продукции.

Как говорит Олег Харченко, речь идет о сотнях дел, сформированных антимонопольщиками после анализа продовольственных рынков края. В списке статей — согласованные действия, координация рынка, нарушение Федерального закона о защите конкуренции.

Новый документ, который планируется принять на осенней сессии Госдумы, возможно, урезонит незаконные требования продавцов. Но снизит ли движение цен по восходящей — вопрос.

Правительство, дорабатывая законопроект, сделало непредсказуемый жест в сторону ритейлеров — отказалось регулировать торговые наценки, хотя, по свидетельству производителей, именно они являются основополагающими при формировании конечной цены на товар. На одной из встреч с депутатами Госдумы Татьяна Канивец, главный бухгалтер завода “Дымовское колбасное производство”, рассказывала: “Наши расходы на сырье, из которого мы делаем молочные сосиски, составляют 110 рублей. С учетом всех прочих затрат готовые сосиски мы отгружаем в сеть по 187 рублей за килограмм. Из этой суммы 39 рублей с килограмма возвращаем сети — это их условие. В результате завод зарабатывает 38 рублей, а продавцы — 120, поскольку сосисочками нашими они торгуют по 267 рублей за кило”. О том, что торговые надбавки превышают все мыслимые размеры премьер имел “счастье” убедиться лично, когда инспектировал ближайший супермаркет. Путин тогда возмущался: “Вы покупаете свинину за 160 рублей, а продаете по 335. Торговая наценка 120 процентов!”. И уже в ходе заседания правительства Владимир Владимирович резюмировал: “Трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системами кто-то позволил бы себе установить торговую наценку на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор”. Однако регулировать наценку государство отказалось, предоставив решать самим продавцам, какую прибыль должна иметь сеть от размещенного на полках товара.

Впрочем, пионеры сетевой торговли парируют — ставку делают на повышение скорости оборота товарной массы за счет снижения уровня цен. В ход идет оптимальное размещение товаров внутри магазина, маршрутизация потоков покупателей, чтобы обеспечить спонтанную покупаемость, и комплектация ассортимента (например пиво рядом с солеными сухариками или снеками).

— Мы за ценами и наценками следим лучше государства, — говорит генеральный директор одной из торговых сетей Олег Сипетый. — В кризисной ситуации мы заметили, что покупатели проводят больше времени в магазине, не бросают все подряд в корзину, а изучают ценники. Понятно, что нам пришлось поработать с ценами.

Кому “выгоден” будет новый закон “О торговле”, так это местным товаропроизводителям, считают красноярские депутаты. Тем более, по признанию руководителя местного ритейла, самим продавцам выгодно выполнять пункты федерального документа, касающиеся продвижения местного сельхозпроизводителя (законопроект устанавливает норму: торговая сеть обязана резервировать не менее 20 процентов полочного пространства для продуктов, произведенных на территории региона, в котором находится магазин).

— В этом случае мы меньше зависим от внешнего рынка, — говорит директор красноярской сети супермаркетов. — Вот только продукция краевых фермеров не всегда готова к продаже.

Это действительно так, констатируют в департаменте экономики администрации Красноярска. Специалисты этой структуры уже давно задумались об оказании помощи пригородным фермерам в реализации их продукции и доведении ее до нужных стандартов.

— Мы сейчас разрабатываем нормативную документацию по созданию логистических площадок и центра, куда сельский предприниматель имел возможность осенью привезти свою продукцию и реализовать ее оптом, — говорит заместитель руководителя департамента Наталья Борисова. — А дальше — на логистической площадке продукция будет обрабатываться, замораживаться и перерабатываться, чтобы соответствовать стандартам крупных торговых сетей.

Впрочем, и предприниматель должен придерживаться определенных правил, понимать, что обязан производить продукцию хорошего качества. Только в этом случае новый законопроект сработает в его пользу.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА