Стадион

Константин Майоров: «Мало поставить цель, необходимо в неё поверить. Мы поверили»

Капитан «Сокола» о пути к финалу, популярности и роли психологии.

Константин Майоров: «Мало поставить цель, необходимо в неё поверить. Мы поверили»
Константин Майоров лидирует по победным шайбам в плей-офф, их у него четыре.

“Сокол” — в финале Кубка Петрова. Серия с воскресенским “Химиком” стартует уже 16 апреля. Хоккеисты сейчас нарасхват. Красноярск в глобальном плане узнал, что у него, оказывается, есть хоккейная команда, и теперь с жадностью поглощает информацию о ней и игроках. Однако свалившаяся популярность никак не влияет на Константина Майорова. Кэп в плей-офф в полном порядке. Забивает, отдаёт и приносит победы в овертаймах. Однако личная статистика для Майорова ничего не значит на фоне главной цели, которой и он, и весь “Сокол” сейчас живут.

Организму не до волнения

— “Сокол” в финале. Есть ощущение, что вы уже сделали нечто фантастическое?

— Нет такого ощущения. И у всех в команде такое же мнение. Никто не остановился, на лаврах почивать не собирается. Впереди финальная серия, и мыслей о промежуточном успехе нет. Мы на каждый матч выходили и будем выходить играть и побеждать. Впереди самые главные семь поединков, из них надо выиграть четыре. Цель понятна и ясна, к ней мы и идём.

— Это абсолютно правильные слова. Но неужели не потряхивает? Ведь объективно для большинства игроков это главная серия в карьере.

— Если об этом думать, то как раз и затрясёт. Я стараюсь не допускать таких мыслей. Скажу лично за себя. Финалов у меня не было, но было много полуфинальных матчей и серий, в которых приходилось играть все семь поединков. По собственному опыту знаю, что излишняя накрутка приводит к нервозности, а она всегда мешает. Секрет прост. На каждую игру, на каждую смену ты должен выходить с желанием биться, обыграть, сделать всё правильно и принести пользу команде, и тогда никакого потряхивания не будет. Надо готовиться к финальным играм, как и к любым другим, ведь они такие же, их необходимо выиграть, забить больше, чем соперник, и бороться в каждом эпизоде.

— Тебе помогает опыт, а как с давлением справляется молодёжь?

— Те, кто постарше, стараются успокоить молодых. При этом каждый из нас должен быть расслабленным для внешнего давления, но сконцентрированным внутри и не расхлябанным. В психологическую яму себя загонять нельзя, но и чересчур спокойным быть не получится. Ведь на самом деле и я, и любой другой хоккеист переживают перед каждой игрой. Но когда ты выходишь на лёд и чётко понимаешь, что тебе нужно делать, организму становится не до волнения.

Узнают в такси и магазинах

— Тебя стали узнавать на улицах?

— Кстати, да, стали. Таксисты те же, или в магазине. Желают победы, говорят, что болеют за нас. То, что люди пошли на хоккей и трибуны полны, лучшее подтверждение качества нашей работы. Значит, делаем всё правильно, играем так, как нравится народу, и показываем результат. Наверное, это главная оценка всего сезона “Сокола”. У Красноярска есть хоккейная история, есть местные игроки, которые выступали и выступают на высоком уровне, и хотелось бы, чтобы наш вклад в развитие хоккея в городе не ограничился этим сезоном, чтобы всё продолжалось и развивалось дальше.

— Думаю, опроси пару месяцев назад 100 случайных людей на улицах города, знают ли они о “Соколе”, процентов 70, а то и больше развели бы руками. Сейчас о вас знают все, вы просто везде: в соцсетях, на ТВ, на радио, в газетах. Каково ощущать себя звёздами миллионного города? Ты более или менее был известен и до, но многих игроков ещё вчера не знал никто, а сейчас они нарасхват. Как это испытание славой на них отражается?

— Я не замечал прямо критических случаев, чтобы молодёжь ходила и нос задирала. Если вдруг что-то подобное появлялось, то ребята постарше пресекали, спускали с небес на землю. Объясняли, что после одной победы ты не должен чувствовать себя звездой, завтра проиграешь, о тебе никто и не вспомнит. Надо правильно оценивать всё, что происходит, и всегда стремиться к большему. Хоккей — наша игра, наша работа, мы выходим на лёд и для себя, и для болельщиков.

Приятно, когда тебя хвалят, но это не должно быть первоочередной задачей, всего лишь оценка твоей хорошей работы. А завтра должен выходить на лёд и снова доказывать. Если чуть задержишься в лучах славы, можешь там и остаться. Нельзя давать себе слабину ни в коем случае. У нас есть цель, мы ещё вообще ничего не выиграли. Вот победим в последнем матче, и тогда можно немного отдохнуть и насладиться моментом, но не сейчас.

— Я недавно опрометчиво предположил, что только красноярские кроты не знают про “Сокол”, в группе команды болельщики поправили, оказывается и они уже знают. Сейчас на трибунах много народу, который раньше не интересовался не только вами, но и хоккеем вообще. Я понимаю, зачем они туда идут. Это круто — ощутить атмосферу ожидания чуда, прикоснуться к победам и стать их частью. Думаю, что многие ощущают себя как в сказке. Ведь в реальности “Сокол” вылетал в первом раунде, а сейчас он в финале. Как ты думаешь, долго ли это продлится, независимо от результата финала? Останется ли ощущение чуда, чувство единения с командой на следующий сезон, зритель уже не уйдёт с хоккея?

— Те, кто был с командой и до этого сезона, точно никуда не уйдут. А останутся ли остальные, зависит от самого “Сокола”. Люди приходят за эмоциями, если будут победы и позитив, они продолжат ходить на команду. Я считаю, что мы сделали задел на будущее. Если “Сокол” и впредь будет выигрывать и бороться за самые высокие места, интерес ещё больше станет. Но как оно произойдёт на самом деле, одному богу известно. Миллионный город, вся инфраструктура на уровне, и, чтобы привлечь людей на трибуны, надо побеждать. Всегда выигрывать невозможно, но зрители должны предвкушать успех команды в матче с любым соперником, и вот за этим предвкушением они и будут приходить на хоккей. Русские люди вообще любят победителей. Повседневная жизнь забирает много сил, и человек идёт на хоккей перезагрузиться, поверить в чудеса, порадоваться вместе с командой или огорчиться, но всё равно оставаться с ней единым целым. И мне хочется верить, что Красноярск по-настоящему заболел хоккеем, и на матчах “Сокола” болельщики и дальше будут получать те эмоции, что они искали.

Хоккейный бог и удача

— Давай перенесёмся в начало межсезонья. Сборы, комплектование команды, смена руководства. Если бы тебе тогда сказали, где вы окажетесь 16 апреля, в день первого финального матча, поверил бы? Только честно.

— Скажу так, были ощущения, что в этом сезоне что-то будет интересное. Конкретного понимания, насколько далеко всё зайдёт, не было, но то, что этот сезон станет не совсем обычным, чувствовалось. Подобрался хороший коллектив, сплочённый, все вместе, все рядышком, и постепенно появилась уверенность, что мы точно что-то можем.

В межсезонье был заложен фундамент, появилась особая атмосфера в коллективе, тренерский штаб прекрасно поработал, и мы с ходу вошли в регулярный чемпионат. Будто пазл сложился, мы не просто держали уровень, а прибавляли, избежали серьёзных спадов. Все ребята, думаю, это прочувствовали. Можно назвать всё происходящее чудом, но за ним стоит колоссальная работа. В “Соколе” всё на высоком уровне, подготовка к матчам, разбор игры соперника и остальное. Всё вместе привело к такому результату на сегодняшний день.

У меня в карьере были команды, от которых меньше чемпионства никто и не ждал, а всё заканчивалось в первом раунде. Заранее ничего невозможно предсказать. Многое зависит от коллектива, от психологии игроков и от удачи, без неё никак. Если честно относишься к себе и своему делу, выходишь на лёд и чётко выполняешь поставленные задачи, то и фарт придёт. Хоккейный бог всё видит, и если мы сейчас здесь, то заслужили его благосклонность. Другое дело, что и не нужно его гневить, чтобы он не мешал, нужно по-прежнему всё из себя вытаскивать, проживать каждый матч, как последний, чтобы и дальше всё было в наших руках, а удача нам по-прежнему сопутствовала.

— Ты буквально снял у меня с языка вопрос про удачу и хоккейного бога. Вы красавцы, конечно, работали, готовились, прошли уже большой путь, всё отдавали для этого результата, но ведь и ваши соперники делали то же самое. Они доходили и до седьмых матчей вместе с вами, и до бесконечных овертаймов, но побеждал в них “Сокол”. Глубоко убеждён, что как бы ты тяжело ни работал, сколько бы усилий ни прикладывал, но без благосклонности фортуны в спорте вообще и в хоккее в частности никуда.

— Я про это и говорю. Если вдруг запустишь в себя мысль, что ты сильнее и точно победишь, начнёшь относиться к сопернику свысока, то ничего не получится. Капелька слабины, и всё закончится, толком не начавшись. А если ты настроен правильно, если веришь в себя, но и соперника уважаешь, то многое получается.

Седьмые матчи проходят на психологии. Мы уже сыграли шесть раз подряд, знаем всё друг о друге, а победит в седьмой встрече и пройдёт дальше тот, кто ментально сильнее. У кого психология окажется крепче именно в этом поединке. Раз мы выиграли две семиматчевые серии, значит, были этого достойны и готовы к таким победам. Меньше ошибались, чем соперник, ведь гол в хоккее — это всегда плод чьей-то ошибки, индивидуальной или командной. Нам очень помогла первая серия с “Молотом” в плане психологии, появилась та самая вера в себя, что помогает двигаться дальше. Окончательно, наверное, осознали ту цель, к которой мы движемся. Мало просто сказать: мол, мы готовы чего-то достичь, — необходимо в это поверить, мы поверили. А как будет дальше, жизнь покажет, главное, что каждый из нас готов отдать всё и даже больше на льду во имя этой цели.

— Чем седьмые матчи отличаются от всех остальных?

— Лично для меня седьмые матчи уже не такие особенные, много их было. Знаю, как к ним готовиться. Вначале присутствуют переживания от ожидания. Лезут мысли в голову, как начнёшь, как всё сложится. Но уже научился так настраивать себя, чтобы голову очистить от подобного, иначе не сможешь показать свой максимум. За годы в хоккее окончательно убедился, что если ты здоров и в хорошей форме, но играешь плохо, то проблема — в твоей собственной голове. В этом вопросе никто извне не поможет, только самонастрой и самоподготовка.

Без работы никуда

— Эта регулярка стала одной из самых неудачных в твоей карьере по личной статистике. Ты в плей-офф уже забросил шайб больше, чем за весь гладкий чемпионат. Плюс четыре победных гола, две шайбы в овертаймах. Ты специально готовил себя к плей-офф?

— Хоккей — командная игра, так складывается в плей-офф, что для меня партнёры находят момент и получается забить. В “Соколе” каждый может решить исход матча, все заряжены и хотят победить. А что в принципе моя результативность повысилась — видимо, подошёл к плей-офф в нужных кондициях, и физических, и эмоциональных. Очень хочется выиграть заветный кубок. Много сезонов позади, и ранее трофеев не было, и с первого матча плей-офф так себя зарядил, выходишь и работаешь, делаешь всё, что можешь. А мои голы — заслуга всей команды, дело случая, что именно я завершил усилия партнёров, а не кто-то другой.

— Второй матч с “Рубином”. Третий овертайм. Что ты сразу почувствовал, когда забил победный гол, — радость или облегчение от того, что всё закончилось?

— Ох и тяжеловато было. Истощение уже, изнеможение. Мы играли два матча за два дня, а здесь столько овертаймов, будто третий матч без перерыва. Когда мы забили, в первую секунду радость сумасшедшая, а потом просто лёг на лёд и смотрел, как ребята подбегают. Кричу Жене Астанкову: “Придержи, чтобы не упали на меня, уже не выдержу”. Хотелось сорвать с себя форму и отдохнуть, но в раздевалке я очень долго сидел в ней, просто встать не мог. Изнуряющий матч, нужно было время, чтобы просто осознать, что мы это сделали. Работали, гнули свою линию, вратари подтащили. Удалось вынудить соперника на ошибку, ведь он тоже играл очень хорошо. А вообще, несмотря на полное истощение сразу после игры, от такой победы будто появляются дополнительные силы и ещё большее желание двигаться дальше.

— Ты постоянно повторяешь про работу, но на мой скромный взгляд, нынешний “Сокол” — это не только про неё. Вы играете и творите. Некоторые голы просто шедевральны. В плей-офф все пашут: и “Молот”, и “Торос”, и “Рубин”. Но вы их превзошли в том числе потому, что именно переиграли в хоккей. Откуда что взялось всего за сезон?

— Ну работа же. Без неё никуда. У нас же с прошлого сезона остались ребята. И те же Скворцов с Кожуховыми почему такие красивые голы забивают? Потому что изучили друг друга досконально. И на тренировках то же самое, что показывают в играх, именно отрабатывают. Когда ты бесконечно что-то оттачиваешь, потом всё получается автоматически, у тебя мозг сам срабатывает. Не нужно думать, что сделаешь в том или ином эпизоде. И всё это приходит только через работу на тренировках и над собой, через чёткое выполнение тренерской установки. Я же уже говорил, что соперников мы разбираем досконально, знаем, что и когда они делают. За эту информацию впитанную спасибо нашим тренерам. Они отшлифовали наши навыки. Подобрали пятёрки оптимальные на сегодня. Это наша общая работа.

— “Рубину” в первом гостевом поединке вы проиграли 0:8. Правильно ли я понимаю, что при 0:3 подспудно решили: дескать, ладно ребята, вы сегодня сильнее, посмотрим, кто будет сильнее завтра? Со стороны это выглядело как классическая ловушка. Пресловутый шаг назад ради двух вперёд.

— “Рубин” приехал домой, проигрывая 0:2 в серии, ему некуда было отступать, ещё и болельщики гнали вперёд весь матч, памятуя в том числе о матче в регулярке, который мы 7:1 выиграли. Они полетели с первых минут, и мы это ждали, всё на предматчевой установке говорилось, но совладать со сверхмотивацией тюменцев не смогли. Думаю, что не восстановились после трёх овертаймов в предыдущей встрече. Такой счёт — стечение обстоятельств. “Рубин” выплеснул себя полностью, а мы после игры с ребятами собрались, поговорили. Сегодня проиграли, но завтра есть возможность исправиться. И не важно, с каким счётом уступили, главное — забыть об этом и победить в следующем матче. Так и получилось.

Таким и должен быть тренер

— К сожалению, мне до сих пор не удалось познакомиться с вашим главным тренером. Павел Николаевич Десятков кажется максимально суровым человеком, а какой он на самом деле?

— Павел Николаевич серьёзный и целеустремлённый, того же требует и от нас. В целом наш тренер общительный человек, очень справедливый, комфортный и понимающий. Он всегда чувствует своих игроков и лишнего давления на нас не оказывает. Когда что-то делаем не так, то всё высказывается по делу. Десятков со стороны действительно выглядит суровым, но я считаю, что таким и должен быть тренер. Есть коллектив, он главный в нём и за всё отвечает.

— Некоторые его решения по ходу плей-офф выглядели неожиданными, но они работали, тот же внезапный выход Астанкова в твоём звене с “Рубином”. А в итоге он отдал тебе голевой пас в третьем овертайме. Да и вообще по сезону звенья прилично тасовались, пока не были найдены оптимальные варианты. Ты переиграл со множеством партнёров, как всё это воспринималось?

— Воспринималось адекватно. Я хоккеист. Моя задача — играть. А задача тренера построить эту игру и найти лучшие сочетания. Порой было некомфортно выходить с разными партнёрами, ведь надо время, чтобы сыграться, почувствовать друг друга. Но никакого негатива не было. Если так, значит, так. Всё для блага команды. И огромная заслуга Десяткова и его штаба, что они всё-таки нашли и прочувствовали те самые сочетания, которые заиграли. Вообще, я за свою карьеру выходил в одной тройке, в пятёрке с таким большим количеством игроков, что уже смена партнёров воспринималась не так остро. Адаптировался, зная себя, свою работу, пытался подстроиться под партнёров, где-то помочь им. Не переживал и не нервничал, выходил и играл.

— Ты сейчас в числе лучших снайперов и бомбардиров плей-офф, но подозреваю, что эта гонка для тебя ничего не значит.

— Совершенно верно. Личная статистика тогда хороша, когда она работает на команду. Главное — побеждать, а кто забивает и отдаёт, не столь важно. Лёха Князев и Богдан Потехин лидировали в регулярке в гонке бомбардиров, но не поехали на последний матч с АКМ. Мы уже тогда готовились к плей-офф, и результат этого поединка мало что значил. Не знаю, что внутри у них было, но чисто внешне они никаких признаков расстройства не показывали. Лучший бомбардир регулярки — это всё-таки сиюминутный результат, а мы все вместе нацеливались на что-то большее. Богдан Кубок Гагарина выигрывал, и он прекрасно знает, что личная статистика в плей-офф уходит на второй план.

— В завершение. Для нормально ориентированного мужчины семья — это святое. Дети, родители, жена. Я сам отец и знаю, какой день всегда будет самым счастливым в жизни. Но сейчас не о семье. Если только о хоккее. Этот год самый счастливый для тебя?

— Для меня каждый год, день, час и минута в хоккее счастливые. Каждый момент нашей жизни важен, и, если происходит что-то интересное и яркое, нужно благодарить Господа за это. Жизнь не может состоять только из приятных моментов, но она моя, и другой не будет. Ценю то, что было, есть, и на сегодняшний день мы дошли до такого рубежа, когда хочется поставить даже не точку, а восклицательный знак, чтобы потом не пришлось ни о чём жалеть.

Досье

Константин МАЙОРОВ

Хоккеист, центральный нападающий.

Дата и место рождения: 25 мая 1988 года, Альметьевск.

Карьера: выступал за “Ладу” (Тольятти) (РХЛ, КХЛ и ВХЛ), “Нефтяник” (Альметьевск) (ВХЛ), “Дизель” (Пенза) (ВХЛ), “Буран” (Воронеж) (ВХЛ), “Югру” (Ханты-Мансийск) (КХЛ), “Рубин” (Тюмень) (ВХЛ), “Тамбов” (ВХЛ) и “Зауралье” (Курган) (ВХЛ).

Перед сезоном 2021–2022 подписал контракт с красноярским “Соколом”.Полуфиналист ВХЛ с “Дизелем” (2 раза) и “Рубином”.

Фото: Григорий Накалюжный

Читайте также:

«Я даже прослезилась от радости!» — редакция Gornovosti о том, как болеет за «Сокол»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА