Проспект культуры
В красноярском музее В. Сурикова рассказали о современном искусстве стран Азии
Посетители узнали о разнице в современном искусстве азиатских стран.
“Трудности перевода” — так назвала свою лекцию искусствовед и руководитель музейно-образовательного центра Красноярского художественного музея имени Сурикова Ксения Ильченко. Она рассказала о разнице в современном искусстве азиатских стран и о самых ярких представителях данного течения.
Например, в Китае нет художественной цензуры, и творцы могут критиковать политических деятелей своей страны. Однако есть несколько официальных правил: нельзя оскорблять лидеров зарубежных стран и членов компартии или говорить о Сычуаньском землетрясении, которое произошло в 2008 году.
— С конца 1970-х годов выросло немало художников, которые успешно совмещают китайский традиционализм с западными художественными приёмами. Чжан Хуань, например, наносит на своё тело иероглифы, Юэ Миньцзюнь рисует страшные картины с многократно повторяющимся оскаленным автопортретом, — рассказала Ксения.
Но самым известным художником стал Ай Вэйвэй. Его творчество неотрывно связано с Китаем, а работы кажутся нарочито простыми, если не понимать контекста. Например, “Семена подсолнечника” — это более 100 миллионов фарфоровых семян подсолнуха. Работу представили в октябре 2010 года в галерее Тейт Модерн. На фото видно, что семечки полностью покрывали пол громадного Турбинного зала музея (около 1 000 квадратных метров) слоем в 10 сантиметров. Каждое семечко было изготовлено и расписано вручную: процесс занял 2,5 года, а к работе привлекли более 1 600 человек, которые создали около 150 тонн семечек.
За много столетий фарфор стал почти синонимом Китая и одним из важнейших символов этой страны. И масштабная инсталляция Ай Вэйвэя создавалась в очень символическом месте — “фарфоровой столице” Китая Цзиндэчжэне, где мастера производят потрясающие керамические изделия почти 2 000 лет. Предлагая посетителям выставки ходить по “ковру” из фарфоровых подсолнечных семечек, Вэйвэй обращал внимание на то, как во всём мире ценится китайский фарфор, при этом создающие его люди работают за небольшие деньги. Также художник ассоциирует миллионы семян подсолнечника с китайским народом. Во времена культурной революции правителя Мао Цзэдуна изображали на плакатах в виде солнца, а жителей страны в виде подсолнечников, тянувшихся к нему. Фарфоровые семена Ай Вейвея символизируют жителей Китая, похожих внешне, но разных внутри.
Творчество современных художников Китая имеет чёткое направление — пережить “травмы прошлого”, тяжёлые исторические события, переосмыслить их. Иная “картина мира” в Малайзии, где современное искусство получило развитие лишь в 1957 году, когда страна обрела независимость, а до этого времени самовыражение живописцев подвергалось жесточайшей цензуре, даже самые невинные выставки могли стать причиной крупных разбирательств и отставок. В 1998 году малайзийские художники открыли для себя возможности перформанса, социальной и политической критики в произведениях.
Ахмад Заки Анвар отдаёт предпочтение фотореализму, в который добавляет мистики и восточных аллегорий. Так, в работе “Банан и яблоко” он раскрывает табуированную тему физических взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В Индонезии придерживаются позиции, что “художник должен быть голодным”. Здесь не очень рады всплеску интереса к современному искусству на торгах, потому что это отвлекает живописцев от творчества. Самый известный художник из этой страны, Ниоман Масриади, пишет картины в гротескно экспрессивном стиле, передавая свои впечатления от наблюдений за жизнью соотечественников, часто изображая последних в виде супергероев или персонажей комиксов или мультфильмов.
Искусство Тайваня зачастую посвящено проблемам мировой интеграции страны. Местные художники стараются проявить самобытность в творчестве, чтобы выделиться на фоне китайских, малайзийских и индонезийских соседей. Одним из ярких представителей стал Чен Чи Чанг, который представил в 2001 году на Венецианской биеннале неоднозначную и философскую работу — напечатанные в натуральную величину фотографии пациентов психиатрической больницы при храме Дракона, который в то же время является крупнейшей птицефабрикой в Тайване.
— Главный метод лечения больных — трудотерапия. Дни они проводят, будучи попарно скованными цепями, которые снимают только на время сна. При этом личные предпочтения и взаимоотношения между скованными не учитываются. Чен Чи удалось запечатлеть некоторых из 700 пациентов больницы, — отметила сотрудница музея.
Южная Корея стала развивать современное искусство в 1969 году, переняв многие западные ценности. Тогда был основан Национальный музей современного искусства и прошла первая выставка в Сеуле во дворце Кёнбок. В Японии подобный музей появился позже — в 1989 году в Хиросиме. Исконные традиции в Стране восходящего солнца до сих пор остаются сильнее модных заимствований. Классический японский эстетический принцип “моно-но аварэ” (“печальное очарование вещей”) все ещё актуален для местных художников, поэтому они создают творения, которые требуют созерцания.
— Самый известный художник Такаси Мураками работает на размывание границ между элитарным искусством и коммерческим, он стремится сделать искусство доступным любому человеку, — рассказала Ксения Ильченко. — В 1996 году Мураками придумал персонажа по имени Мистер ДОБ, как нового Микки Мауса или Чебурашку. После художник начал помещать изображения персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, чтобы любой японец мог приобрести себе талисман.