Новости

Соперникам подножки не ставят

Соперникам подножки не ставят

Через два месяца в силу вступят поправки к 178-й статье Уголовного кодекса России, которые ужесточают наказание за недобросовестную конкуренцию. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, комментируя законодательные новшества, заявил, что после вступления изменений в силу возможности сесть в тюрьму аппаратчику или бизнесмену, которые уж чересчур распоясались, значительно расширяются.

Через два месяца в силу вступят поправки к 178-й статье Уголовного кодекса России, которые ужесточают наказание за недобросовестную конкуренцию. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, комментируя законодательные новшества, заявил, что после вступления изменений в силу возможности сесть в тюрьму аппаратчику или бизнесмену, которые уж чересчур распоясались, значительно расширяются.

Например, чиновникам, которые радеют “родному человечку” из любимых и близких им коммерческих компаний за определенную мзду, грозит шесть лет лишения свободы и штраф в миллион рублей — в том случае, когда их действия привели к уничтожению или повреждению чужого имущества, либо повлекли за собою особо крупный ущерб (более 3 миллионов рублей), либо дали возможность получить незаконный доход — свыше 25 миллионов.

В УФАС также отмечают, что ценовой сговор (а красноярцы хорошо знают, что местные антимонопольщики научились доказывать это весьма сложное и скрытое правонарушение) теперь также карается отсидкой в местах не столь отдаленных. Много в новшествах и других примеров ужесточения кары за подлые приемы конкуренции, но одним из самых актуальных, пожалуй, становится вот что: правоприменители смогут влиять на колебания цен, возникающие в результате картельных сговоров. Это, напомним, нерыночный и довольно гнусный поступок: соберутся предприниматели в ресторане или сауне, “перетрут”, как они выражаются, “вопрос” и без экономически обоснованных мотивов взвинчивают цены. А народ страдает и клянет на чем свет стоит того чиновника, который не моргнув глазом выдал лицензию на коммерческую деятельность…

Красноярский край знает немало случаев подобной закулисной возни. Местное управление ФАС не менее десятка раз слушало дела о ценовом сговоре оптовых и розничных торговцев бензином (абсолютный рекорд профильного штрафа в новейшей России поставили именно красноярские антитрестовские борцы, заставив вернуть некий топливный торговый дом в казну 77 миллионов рублей). Не счесть в этом управлении и дел по странным конкурсам, “хлебным” или “транспортным” картелям… В это трудно поверить, но в кабинетах антимонопольщиков разгораются даже адвокатские битвы за право применить тот или иной эскиз памятной медали. Уж тут-то, казалось бы, какие лазейки для незаконного “навара” могут быть? Ан нет, и здесь наш бизнес научился проковыривать дыры в законодательстве.

По словам красноярского финансового аналитика Виктора Прохорова, ничего удивительного в этом нет:

— Новые поправки к закону о недопущении, устранении или ограничении конкуренции вызваны одной-единственной целью — формированием антикоррупционного пакета, за который, судя по всему, государственная власть взялась всерьез. Ее, по-русски говоря, достали многочисленные мошенники… В том числе и чиновники на местах. Я знаю такой пример — на проводимом недавно федеральном конкурсе с ценой вопроса в миллиарды рублей мелкие клерки по наущению коммерческих лоббистов аккуратненько вписывали в документы “нежелательных” участников тендера вместо слова “зерно” — “зирно”. И все. По закону претендент отстранялся от соперничества, а побеждала нужная коррумпированному сановнику фирма.

Накал антимонопольных войн на рынках края, как говорят руководители регионального УФАС, достиг апогея. Количество профильных нарушений выросло в разы, утверждает глава краевого управления Валерий Захаров. Согласно статистическим данным, с 160 до 279 увеличилось в 2008 году количество жалоб, поступивших в УФАС в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, с 68 до 265 выросло количество рассмотренных административных дел, с 51 до 153 — число выданных управлением предписаний. Такой интенсивности работы службы не было никогда, комментирует тему заместитель руководителя Олег Харченко. Информационные агентства приводят слова Захарова: “Экономический кризис породил ряд нарушений антимонопольного законодательства, которые в обычное время являются минимальными. Сейчас же их количество возрастает в режиме вертикального взлета. Это и факты недобросовестной конкуренции, и шоковая, переходящая грани фола реклама, и злоупотребления чиновников властью в пользу приближенных бизнес-структур”.

Последние новости борьбы против трестов удручают — проблема охватывает множество различных сегментов экономики. За недобросовестную конкуренцию оштрафована на сто тысяч рублей известная страховая компания — с котировками и ценами бес попутал. Возбуждены дела против шести региональных аэропортов, в том числе и красноярского, “по признакам недобросовестной конкуренции в сфере обеспечения авиакомпаний топливом”. Руководители уклонялись от предоставления перевозчикам возможности хранить собственное авиатопливо в портах-нарушителях. Учитывая, что аэродром — объект повышенной опасности, трудно даже сказать, какой логикой руководствовались такие топ-менеджеры.

— Как же побороть эту административно-коммерческую опухоль, грозящую всей экономике? — размышляет вслух Виктор Прохоров. — В некоторых регионах России, где структура промышленности и сельского хозяйства состоит из сравнительно небольших предприятий, запустить механизм нормальной рыночной конкуренции проще. Но только не у нас. В Красноярском крае специфика конкурентной борьбы уникальна — регион строился как конгломерат гигантских заводов военно-промышленного комплекса, как единые цепочки отраслевых предприятий (химической, электронной и металлургической сфер). В итоге возник феномен так называемой олигополии — присутствия в сегменте рынка двух, максимум трех компаний. А это уже не соперничество. Это, как правило, закулисная договоренность с благословения чиновника. Можно констатировать, что нашему краю в плане соблюдения нового закона придется труднее прочих территорий.

В Москве считают, что первыми кандидатами на скамью подсудимых должны стать такие нарушители антимонопольного законодательства, как производители лекарств, нефти и продуктов питания. То есть товаров, отсутствие которых в период кризиса смерти подобно.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА