Проспект культуры
В красноярском театре кукол прошли первые показы спектакля «Легенда о Великом инквизиторе»
Этот спектакль прежде всего о свободе — свободе выбора человека, свободе творчества.
Первые показы спектакля “Легенда о Великом инквизиторе” состоялись в Красноярском театре кукол. В основе постановки — одноимённая притча из романа Фёдора Достоевского “Братья Карамазовы”.
Над спектаклем работала творческая группа из Санкт-Петербурга, которая хорошо знакома красноярскому зрителю: режиссёр Руслан Кудашов и художник Марина Завьялова. В разные годы они готовили в краевой столице три постановки для взрослых: “Хармс”, “Егоркина былина” и “Затворник и Шестипалый”.
“Легенда о Великом инквизиторе” — одно из наиболее глубоких и философских произведений русской классической литературы. Как считал сам Достоевский, этот эпизод, “нелепая поэмка”, написанная героем Иваном Карамазовым, стала кульминационной точкой романа “Братья Карамазовы”.
— Текст Достоевского — пророчество о прошлом, будущем и настоящем, о времени, в котором мы постоянно совершаем одни и те же ошибки. В очередной раз обречённо соблазняемся теми же искушениями, которые уводили и уводят человека с истинного пути. Что с нами происходит? Кто мы такие? Почему мы снова и снова продаём свою свободу? Зачем мы вновь и вновь поддаёмся искушению построить новый Вавилон, обречённый быть разрушенным? — размышляет режиссёр Руслан Кудашов.
По словам артиста-кукловода Ивана Захарова, сыгравшего инквизитора-телеведущего, для него этот спектакль прежде всего о свободе — свободе выбора человека, свободе творчества.
— Ещё он о предательстве, — подчеркнул Иван Захаров. — В нашей постановке есть образ Иешуа, Христа, мученика или Мессии, который можно интерпретировать по-разному… А есть антагонист — Инквизитор. Он утверждает, что людям не нужна свобода, и достаточно убедителен в этом. Но мы понимаем, что образ Христа вне всего этого. Он совсем другого “веса”, такой силы, на которую никто не может повлиять. И как бы Инквизитор ни был умён, силён или облечён властью, это никак не влияет на его совесть и человеческие качества. Он, конечно, воздействует на людей, но, по сути, остаётся тем же предателем, иудой.
Артист-кукловод Даниил Комаров отметил, что было очень комфортно работать с таким опытным режиссёром, как Руслан Кудашов: “У Руслана Равильевича достаточно живой ритм работы и всегда есть чёткий план, что и как мы делаем. Все спектакли, над которыми мы трудились, создаются в рекордно короткие сроки, поскольку он действующий режиссёр Большого театра кукол в Санкт-Петербурге и не может приезжать надолго”.
Спектакль “Легенда о Великом инквизиторе” — размышление о вечных философских вопросах: о вере, добре и зле, о свободе выбора. Руслан Кудашов обращается к жанру философской притчи, поскольку, по его мнению, это как раз позволяет говорить со зрителем о вечных ценностях и общечеловеческих категориях, прикоснуться к фундаментальным вопросам бытия.
Начинается спектакль с того, что в тюремной камере трое “исполнителей” заключают образ Христа в виде рыбки в аквариум, окуривая всё вокруг дымом, делая прямую отсылку к огню инквизиции. После появляются и сами куклы вершителей закона, причём в трёх образах.
Первый — “каноничный”, в ярко-красной рясе, в какие в XV веке облачались инквизиторы и монахи. Второй похож на революционера Че Гевару, его легко можно узнать по форме и берету, тоже в красных оттенках. Третьим стал современный образ телеведущего или стендап-комика — с микрофоном, модной причёской, но тоже в красном костюме.
Ростовыми куклами “инквизиторов” сперва виртуозно управляют артисты-“исполнители”, заставляя тех разговаривать с “подсудимым” и поигрывать в руках крохотными человеческими фигурками. Но в какой-то момент ростовые куклы начинают двигаться самостоятельно, заставляя зрителей в зале замереть от недоумения. Оказалось, внутри образов инквизиторов спрятаны живые артисты, которые под конец спектакля скидывают с себя одеяния и выглядят детьми: красные рубашки и шорты на подтяжках, белые гольфики... Режиссёр высмеивает “судей”, показывая своё к ним отношение и таким образом обличая их настоящую сущность.
Весь спектакль — вечный монолог инквизиторов, сопровождающийся чёрно-белым видеорядом на двух телевизорах. Отметим, что весь текст главы романа дословно воспроизводится в спектакле.
— Очень интересная постановка, мне понравилась, — отметил зритель Николай. — Потрясающая сценография, сразу настраивает зрителя на определённую атмосферу. Куклы просто выше всяческих похвал. Они казались настолько реалистичными, что в какой-то момент я подумал, что это живые люди. Когда инквизиторы сами встали и начали двигаться по сцене, я понял, что они действительно живые. Вот такая получилась магия — сначала артисты создают иллюзию управляемых фигур, затем заставляют опешить от их самостоятельности, а после рассмеяться, потому что внутри ростовых кукол всё это время были спрятаны артисты-кукловоды.
“Великий инквизитор” — вставная притча в пятой книге “Pro и contra” второй части романа Фёдора Достоевского “Братья Карамазовы”. Этот фрагмент опубликован в июньском номере 1879 года журнала “Русский вестник”. Притча представляет собой аллегорический рассказ Ивана Карамазова на тему христианской свободы воли, свободы совести; она заключает в себе изложение взгляда писателя на общество, православие, католицизм и занимает ключевое место не только в романе, но и во всей системе философских ценностей писателя.