Наука и образование
Профессия — столяр: как готовят специалистов в Красноярском многопрофильном техникуме
Учить и воспитывать подростка «с особенностями» — это призвание.
Простая, на первый взгляд, профессия «столяр» требует сложных знаний и навыков. Здесь нужно обладать хорошим глазомером и ловкими руками, уметь читать чертежи, составлять эскизы, строгать, сверлить, пилить... Сейчас в Красноярске есть всего три места, где учат этой востребованной профессии. Одно из них — техникум имени Астафьева. Причём там из подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) готовят столяров для строительных компаний. При этом педагогам и наставникам приходится не только учить ребят, но и помогать им решать непростые для такого возраста житейские проблемы.
Когда глаза горят
Учебные мастерские техникума наполнены запахом сосны и шумом различных механизмов для обработки дерева. Только станков здесь шесть видов — фуговальный, рейсмусовый, торцовочный, циркулярный, комбинированный, пилорама… Сейчас здесь работает группа студентов с ОВЗ. Прямо на наших глазах груда необрезных досок превращается в нечто полезное в хозяйстве — складные табуретки, игрушки, оконные рамы, столы и даже двери. Впрочем, некоторые учащиеся успевают даже выточить из дерева любимых героев компьютерных игр.
— Как только ребята начинают делать первые успехи, приходит азарт, — рассказывает Виктор Слепцов, наставник и мастер производственного обучения. — Недавно собирали табуретки. К окончанию задания у учеников глаза горели, а когда стали лаком покрывать собственноручно сделанные изделия, то совсем приободрились. Или вот у меня стоит шкатулочка под документы — это тоже наши ребятишки сделали.
Виктор Адамович человек скромный, поэтому не сразу признался, что в этой шкатулке хранятся многочисленные грамоты, благодарственные письма и даже несколько сертификатов эксперта «Абилимпикс» — конкурса профессионального мастерства для людей с ОВЗ. Среди наград есть благодарность от губернатора Красноярского края за высокие достижения на национальном чемпионате рабочих профессий для специалистов возрастной категории 50 плюс «Навыки мудрых». Там наш герой заработал медальон мастерства.
Снять диагноз
Прежде чем допустить студентов к производству изделий из дерева, им чётко объясняют технику безопасности. Затем подростки осваивают ручные инструменты вроде рубанка или стамески. Следующая стадия обучения — работа на станках.
Понятно, что получить такие навыки людям с ОВЗ непросто. Однако, как показала практика, обучение рабочим профессиям приносит некоторую пользу здоровью — развивает реакцию и мелкую моторику рук.
— Несмотря на свои особенности, эти дети успешно учатся и на занятиях достаточно исполнительные, — рассказывает Виктор Слепцов. — В конце концов у ребят появляется вера в себя. Бывали даже случаи, когда моим ребятишкам снимали диагнозы. Недавно созванивался со своим выпускником, он вернулся из армии. Высокий, симпатичный парень. Ему сняли диагноз «ОВЗ» (обычно это лёгкие формы. — Прим. автора), он пошёл служить. Другой мой выпускник из той же группы права на вождение получил.
Конечно, все ребята очень разные, и каждый из них особенный по-своему. Найти подход к этим непростым ребятам Виктору Адамовичу помогает богатый жизненный и профессиональный опыт. Всё своё детство наш герой провёл в одном из леспромхозов Емельяновского района. Вначале парень из многодетной семьи просто смотрел, как люди работают, а потом отцу-бригадиру помогал — стелить деревянные полы, дома из бруса строить.
— Всегда был связан с деревом, как и мои родители, — вспоминает Виктор Слепцов. — У меня в детстве всегда были деревянные рогатки, пистолеты и автоматы. Успешно окончил школу, затем Сибирский технологический институт. Потом 15 лет отработал в столярном цехе на железной дороге и ещё столько же был в школе трудовиком, работал заведующим мастерскими. Теперь вот работаю в техникуме с детьми с ОВЗ. Чувствую, сил у меня ещё много.
Найти и привести на занятие
Среди молодых людей с ОВЗ хватает воспитанников детских домов, и почти у всех непростая жизненная ситуация. Здесь нужно быть не столько педагогом, сколько наставником. Так что Виктору Слепцову часто приходится давать почти отеческие советы и делиться с запутавшимися детьми простым человеческим теплом.
— Возможно, найти взаимопонимание со студентами мне помогает то, что в детстве у меня была похожая жизнь, — считает Виктор Адамович. — У нас в семье четверо пацанов. Родители всё время на работе — где тут усмотреть за всеми? Фактически мы росли на улице, сами отвечали друг за друга. Теперь я преподаватель, и мне приходится следить за своими подопечными. Держу постоянную связь с родителями или другими родственниками, если они есть, конечно. Если кто-то отсутствует на занятии, всегда звоню, интересуюсь: «Где ты, почему не приходишь?» Если у студента проблема с посещаемостью, еду в общагу, чтобы проведать и привести на урок. Главное — установить доверительные отношения с детьми и чтобы они к тебе привыкли. Кроме того, я всегда любил работать в коллективе — у нас столярная бригада была 10 человек, а здесь чем не коллектив?
Виктор Адамович считает, что подросткам с ОВЗ стоит не бояться своих диагнозов, а смело пробовать поступать к ним в техникум. Реальная профессия в руках — это возможность честно зарабатывать на жизнь. Причём устроиться на работу не так уж и сложно — у многих строительных компаний есть специальные квоты на трудоустройство людей с ОВЗ.
— Перед выпуском я разговаривал с ребятами — предлагал им объединиться и открыть своё дело, — рассказал Виктор Слепцов. — Сейчас же легко можно взять любой электроинструмент и выпускать ходовые изделия. Столярок в городе осталось мало, а им нужно где-то набираться опыта, закрепить практические навыки, встать на ноги.
Справка
Один из самых известных выпускников Красноярского многопрофильного техникума — знаменитый русский писатель Виктор Петрович Астафьев. В 1940-е годы это заведение называлось школой фабрично-заводского обучения № 2 (ФЗО). Позже его объединили с городским железнодорожным училищем. Как и многие сегодняшние студенты техникума, красноярский писатель был воспитанником детского дома и перенёс целую череду лишений. В ФЗО Виктор Петрович получил рабочую специальность «составитель поездов».