Новости

УКРЕПЛЯЙ ЗДОРОВЬЕ САМ!

УКРЕПЛЯЙ ЗДОРОВЬЕ САМ!

УКРЕПЛЯЙ ЗДОРОВЬЕ САМ!Мы представляем вам новую рубрику, в которой намерены встречаться с людьми, представляющими различные взгляды на пути развития физической культуры и спорта (ФКиС), утверждения в обществе здорового образа жизни. В силу их жизненного опыта, рода деятельности, знаний убеждения и идеи гостей рубрики могут отличаться от тех, что сейчас главенствуют в спортивном сообществе. Но и круг людей, вовлеченных
в спортивное сообщество, велик и неоднороден. И каждый
из нас — тренер, спортсмен, журналист, чиновник, спортивный врач — видит процессы, происходящие в отрасли,
по-своему. Но все мы желаем, чтобы в нашем городе, крае, стране множилось число россиян, выбирающих здоровый образ жизни и получающих от собственных активных занятий легкой атлетикой, спортивными играми или туризмом радость и жизненный тонус. Первопроходцем рубрики является доктор педагогических наук, профессор Валерий Усаков.

Валерий Иосифович фигура самобытная не только в науке, он один из авторов краевого закона о спорте, пропагандист и популяризатор идей олимпизма, собиратель и хранитель истории спорта Красноярска и всего нашего необъятного края, автор книг “Олимпийское созвездие Красноярья”, “Красноярский спорт от “А” до “Я”. Разговор мы начали с обсуждения тем, связанных со стратегией развития ФКиС, которая была утверждена правительством страны в августе.

— Валерий Иосифович, насколько верно в документе определены проблемы, узкие места развития физической культуры и спорта в нашей стране?

— Лишь в той степени, в какой это видно невооруженным глазом и лежит на поверхности. Спросите любого: “Каков уровень здоровья юных, да и взрослых россиян?”. И вам ответят, что никакой. Это же очевидно. Если из 10 молодых рожениц только две рожают более или менее здорового малыша, а служитьв авиацию можно попасть и с искривленным позвоночникомлордозом или кифозом, то много ли ума надо для того, чтобы записать в общероссийскую “Стратегию” эту проблему? Она очевидна, а вот причины, пути и механизмы ее устранения в документеопределены не совсем верно. “Стратегия” нацеливает конкретного человека: государство создаст все условия, чтобы он был здоров, — построит залы, бассейны, стадионы, увеличит количество часов физической культуры в школе и вузе, создаст научно обоснованные программы для занятий, обеспечит медицинский контроль и прочее. Но ничего не говорит о том, что укреплять свое здоровье должен каждый человек сам — персонально. При незакрепленной идее в методологии индивидуального здоровья человека, несформированной самой методологии все остальное, хорошо там написанное, становится эфемерным.

— Из перечисленных там целей и задач какие должны быть решены в первую очередь?

— К сожалению, постановка задач в “Стратегии” не выдерживает никакой критики. Посудите сами. Задача номер один — создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в первую очередь подрастающего поколения. Задача номер три — модернизация системы физического воспитания среди различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях.

Непонятно. Мы будем строить новую систему? Какую? На каких фундаментальных научных основах? Какие принципы будут заложены в эту новую систему? Что будет еенесущей конструкцией? Каковы будут ее структурные элементы? Или все же станеммодернизировать системустарую?

Помните: как корабль назовешь, так он и поплывет? Думаю, с задачами, подобным образом сформулированными,далеко в налаживании дел в этой важной отрасли общественного развития намуплыть не удастся.

Есть серьезные сомнения по основным целевым ориентирам. Так, “Стратегия” предполагает увеличить число систематически занимающихся физкультурой и спортомс 15,9 процента в 2008 году до 30 процентов к 2015-му. Общеизвестно, что этот показатель напрямую связан с уровнем жизни населения. Сейчас в стране кризис, и только в 2009 году еще 24 млн россиян стали получать зарплату ниже прожиточного минимума. А ведь прогноз развития российской экономики не так оптимистичен, как заложенные в “Стратегии” ориентиры. И уж совсем абсурдна финишная цифра-ориентир: 50 процентов занимающихся в специализированных спортивных учреждениях в общей численности данной возрастной категории. Да у нас просто такого количества здоровых детей нет (и не скоро появится), чтобы их “специализировать” в области спорта. Ведь больных в специализированных спортивных учреждениях не должно быть по определению. Но если даже предположить, что у нас будет такое количество здоровых детей, зачем они там нужны? Ведь в специализированных спортивных учреждениях должны быть дети одаренные. Зачем изнурять огромными нагрузками тех, кто никогда не достигнет больших вершин в спорте? Только у нас в крае 10—12 тысяч детей ежегодно покидают ДЮСШ, не выдерживая плановых нагрузок. Никто из них не вернулся в оздоровительную физическую культуру, потому что, кроме отвращения от нагрузок, они ничего не получили. Спорт — это многотрудное занятие, и далеко не каждый, даже одаренный ребенок выдерживает тренировочные и соревновательные нагрузки. Меня никто не может упрекнуть в нелюбви к спорту, я — за спорт, в том числе и детский. Но давайте грамотно ставить задачи и определять ориентиры. Уверен: если правильно сформулировать общественно необходимую потребность государства в спортсменах, защищающих честь страны, региона, то алгоритм подготовки спортивного резерва будет и прозрачен, и понятен. По крайней мере — реален.

В свете уже упомянутой первой задачи не совсем понятно возвращение в новую систему комплекса ГТО. Ведь в старой системе этот комплекс был. Молодежь не знает, но наше-то поколение помнит, как школы, вузы, колхозы, заводы соревновались — у кого больше будет сдавших нормы комплекса ГТО. В период развитого социализма в стране с населением 250 млн человек было подготовлено 280 млн значкистов ГТО. При этом все койки в больницах в стране были заняты. Мы хотим вернуться к этому?

Или — что значит “укрепить статус органов местного самоуправления как организационной основы структуры управления развитием ФкиС в стране”? Проще говоря, вернуть районные спорткомитеты в структуру органов местной власти. Как это сделать, если более 80 процентов муниципалитетов в стране имеют собственных доходов менее 50 процентов? За счет чьих доходов будут содержаться чиновники от спорта?

К слову, “Стратегия” не определяет главного. Мы в стране спорт будем развивать на основе каких экономических отношений — новых рыночных или старых социалистических? Судя по механизмам реализации, заложенным в этот документ, мы будем сидеть в положении шпагата, а проще говоря — нараскоряку. Так ведь и надорваться немудрено.

Сказать, что в “Стратегии” все плохо, нельзя. Есть и правильные, хорошие идеи. Например, рекомендуется: федеральному центру заключать договоры с субъектами о совместной подготовки членов сборных команд страны по различным видам спорта; разработать систему мер по усилению ответственности лиц, виновных в применении запрещенных препаратов, мер по социальной защите спортсменов, по их пенсионному обеспечению и т. п. Таких правильных предложений в более чем 40-страничном документе 90 процентов. Беда лишь в том, что стратегическими их назвать можно с большой натяжкой.

— Действительно ли нам нужна новая система ФкиС, чем она должна отличаться от тех, что мы уже “проходили”? А может быть, достаточно просто увеличить финансирование отрасли?

— В наследство от Советского Союза нам досталась добротная система физического воспитания. Она хороша тем, что базируется на фундаментальных научных основаниях. Самым слабым звеном этой системы, и в советские времена, а особенно сейчас, является управление. Безграмотные управленческие решения, такие, как ограничение возраста спортсменов для попадания в сборную страны, запрет на строительство спортивных сооружений, объединение СДЮСШОР в многопрофильные, перевод ДЮСШ из системы образования в систему Минспорта и другие глупости, разрушительны не только для старой системы, они губительны и для любой новой — какие бы деньги в спорт ни вкладывались. Давайте к управлению привлечем профессионалов. Тогда, по крайней мере, и колесо изобретать в очередной раз не придется.

— Много внимания в документе уделено детскому и молодежному спорту. Правильно ли расставлены акценты?

— На этот вопрос я уже частично ответил. Акценты расставлены не везде верно. Это обусловлено не совсем верной постановкой задач. Отсюда и концептуальные перекосы в тексте. Стратегически детский спорт, а, на мой взгляд, он действительно должен быть массовым, следует сосредоточить в системе образования. А вот подготовку спортивного резерва следуетосуществлять в рамках специализированных ДЮСШ. Попасть туда должны самые одаренные и мотивированные на достижение самых высоких олимпийских вершин дети. При этом давайте не забывать и про экономику. Если ребенок, занимающийся в спортивном клубе своей школы, стоит сотни рублей в год, в ДЮСШ — тысячи, то в СДЮШОР — уже сотни тысяч. А член сборной команды России по самому “дешевому” виду спорта — в три-пять раз дороже подготовки доктора наук по самым наукоемким специальностям. Давайте учиться грамотно тратить народные деньги.

— Может ли физкультура в школе стать и домкратом здоровья, и трамплином в большой спорт?

— Социологические исследования интересов, потребностей и мотивов известных в стране спортсменов говорят о том, что путевку в большой спорт 80 процентов из них получили в школе — из рук и уст учителя физической культуры. Однако в соотношении с остальными выпускниками таких даже не единицы, а тысячные доли процента. Оник школьной физической культуре, да и к учителю, ее преподающему, относятся, мягко говоря, скептически. В чем причина? Кто виноват? Ведь еще 30 лет тому назад урок физической культуры в структуре других предметовзанимал у детей первое место. А теперь его нет даже в десятке. Причин, к сожалению, много, и в газетной статье их все осветить не представляется возможным. Но вот в свете разговора о “Стратегии” к этому вопросу вернуться надо. Я уже говорил, что самым слабым звеном системы являются управленцы. Это они заставляют учителя физкультуры силой приводить детей на массовые городские и краевые соревнования и конкурсы. Это они вынуждаютучителей физической культуры заниматься не свойственным им делом: продавать то лотерейные билеты, то карточки конкурса “Стартуют все!”. Вы знаете, сколько на это у учителя уходит времени, а главное — сил, которые он мог бы употребить с пользой для ребенка? Ичто говорит учитель, продавая карточку ребенку: “Приходи, ты сможешь выиграть автомобиль”. Он же не говорит о том, что ребенок получит хорошую дозу здоровья. Ведь тогда зачем покупать карточку, если все знают, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги? Педагогическая наука давно доказала, что самыми провальными стимулами в мотивации детей являются материальные. Уберите из детского спорта призы в виде утюгов и чайников, награждайте детей красивыми дипломами и медалями, дарите им хорошие книжки, заносите их фамилии в Книги почета школ, приводите их в пример другим, и тогда не надо будет в стратегиях писать мифические проценты систематически занимающихся физической культурой. Давайте дадим учителю право самому решать, чему и как учить ребенка. Если учитель грамотный, он быстро увидит, чего не хватает ученику: умений (техники видов спорта) или физическихкачеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости). Уверен, хороший учитель найдет ту золотую середину, которая гармонизирует и дух, и тело ребенка.

Мы много говорим о том, что кадры решают все. Из всех общеобразовательных предметов самой провальной в школе остается физическая культура. Причин много. Но одна, немаловажная, — мы учителя физической культуры в упор не видим. Даже очень хороших и грамотных. За последние 30 лет в Красноярском крае ни один учитель физической культуры не стал заслуженным учителем России. Мы как собираемся выходить из этого серьезно трудного положения? Без лидеров, маяков? Их у нас что, нет?!

— Насколько реально вернуть спорт в трудовые коллективы?

— Эту проблему надо решать в свете интересов и потребностей конкретного человека и работодателя. Диалектика здесь очевидна. Прописана она может быть в трудовом договоре и носить взаимовыгодный характер. В России корпоративная физическая культура в самом зачатке. Но, уверен, будущее у нее светлое. Опять же, грамотных управленцев для этого подготовить надо, и все будет хорошо. Главное, чтобы сам человек хотел быть здоровым. Остальное — дело техники.

— Что бы могли предпринять региональные и муниципальные власти, не дожидаясь указаний из центра?

— Думаю, что в нашем крае никто из центра директив и не ждет. Мы достаточно самостоятельны в принятии решений по развитию физической культуры и спорта. Красноярский край — в числе лидеров по делегированию спортсменов в сборные команды России. Хорошо, если бы центр компенсировал нашему бюджету часть затрат на подготовку сборников. Эти деньги мы смогли бы направить на развитие детского спорта и олимпийских идеалов. Именно в них заложено неистребимое желание человека раздвигать горизонты.

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА