Проспект культуры

Как кошки помогают увлечь школьников живописью

Преподаватель ИЗО лицея № 11 создает оригинальные копии известных картин.

Как кошки помогают увлечь школьников живописью
В планах у педагога — создать серию открыток со своими акварелями.

Руслан Рыбаков

По образованию Мария Быкова, учительница изобразительного искусства лицея № 11, — архитектор. По словам педагога, в школу она пришла работать в 2006 году, чтобы присматривать за своим ребёнком-подростком.

— Надо было смотреть во все глаза, — смеётся учительница. — Образование позволяло. Изначально пришла вести черчение, а там и ИЗО подтянулось. Архитектор ведь не может не уметь рисовать. У нас в Красноярском краеведческом музее, например, есть экспозиция Леонида Александровича Чернышёва, по проекту которого построено здание музея. В ней представлены великолепные акварели, выполненные рукой архитектора. Умение видеть пространство — основа такой профессии.

Как заметила Мария Николаевна, практически все архитекторы, в том числе и она сама, умеют что-то делать руками, например, вязать или шить — весь свой гардероб учительница изготавливает себе сама.

Работать педагогом ей нравится.

— Школа — это стабильно и увлекательно. Да и жизнь сама мне подавала знаки, что именно здесь моё место. В 2016 году на некоторый период я уходила, чтобы стать модельером, потому что всегда любила шить. Спустя совсем небольшое время сломала руку. Ну какой мастер ателье без рабочей конечности? Восстановилась и вернулась в лицей.

По словам наставницы, не все ученики понимают, зачем нужны уроки изобразительного искусства, если не хочешь стать художником.

— Такая тенденция угнетает, конечно. Но говорю ребятам, что им и не нужно быть живописцами! Я их делаю грамотными зрителями, которые умеют видеть, имеют широкий кругозор и чувство вкуса. У нас нет такого: “Ребята, за окном осень — рисуем это время года!” Многие дети, с кем я успела проработать хотя бы год, потом приходят и рассказывают, что благодаря моим урокам поступают в разные учебные заведения. Например, в архитектурный техникум, — поделилась Мария Николаевна. — Ради таких детей и трудишься в школе. Остальные, конечно, тоже со временем начинают подтягиваться, стараться — срабатывает чувство конкуренции. Мы организовываем выставки, в конкурсах участвуем. Это стимулирует.

Сама Мария Николаевна любит рисовать и вне школы. Основная тема в акварелях педагога — пародии на известные картины эпохи Возрождения, где вместо лиц… морды кошек или собак. И даже попугаи.

Учительница объясняет такое увлечение тем, что полностью копировать полотна не хочется, она стремится лишь отработать технику. Поэтому персонажами её работ и становятся домашние животные друзей и знакомых.

— Выбираю любимцев именно потому, что такие изображения интереснее дарить. Так что у меня остались лишь картины с моей кошкой и попугаем, — смеётся Мария Николаевна. — Чаще всего на уроках мы рисуем акварелью, поэтому и в своих работах вне школы я использую именно эту технику.

Сначала педагог выбирает “основу” — картину, которую хотелось бы повторить, а уже затем питомца. Наставнице нравятся работы “с историей”. Одной из таких стала “кошачья” пародия на произведение Ренуара “Ребёнок с кнутиком”.

— В оригинале это мальчик, в XIX веке их одевали именно так. А в моем исполнении — кот моей дочки. Сперва она дала ему женское имя, потому что не смогла определить пол. Позже оказалось — мальчик! И эти две темы в моей голове хорошо сочетались, поэтому родилась вот такая картина, — поясняет Мария Николаевна.

Таким же образом были видоизменены портреты Марии Магдалины, Филиппа IV и других персонажей.

— Картины я нахожу не в интернете. У меня много книг с репродукциями, поэтому сначала выбираю идею, рисую, распределяю композицию, подбираю звериного “героя”, а уже потом дорисовываю мордочку, лапки, другие части тела. Бывает, что задумала, например, чёрного кота, а для фона лучше подходит белый или рыжий. Так и работаю, — поделилась педагог. — Даже на уроках мне помогает моё увлечение. Мы проходим различные эпохи в живописи. Вот принесу своего “котика”, и у ребёнка проснётся интерес к Ренессансу, возникнут вопросы, например, почему такая одежда или кто в оригинале изображён на картине.

Но одними портретами Мария Николаевна себя не ограничивает.

— Иногда тянет написать натюрморт — на даче, на пленэре. Атмосфера располагает, но и работать приходится быстро — свет уходит, да и цветы имеют тенденцию увядать. За пару часов получается что-то выполнить, — рассказывает учитель. — А дома, бывает, купишь фрукты для будущей картины, отвернёшься — арбуз съеден, от бананов одни шкурки… Приходится из остатков придумывать композицию!

Один из любимых натюрмортов — самовар, около которого лежит несколько ягод клубники.

— Некоторые работы связаны с какими-то воспоминаниями, — отмечает Мария Николаевна. — Эта — об очень засушливом лете, и горсть ягоды — весь урожай, который удалось собрать. На ветках висели иссушенные ягоды, их даже птицы не клевали!

В планах у педагога — создать серию открыток со своими акварелями.

Нынешний год объявлен Годом педагога и наставника. “Городские новости” вместе с главным управлением образования Красноярска на страницах издания и на сайте gornovosti.ru рассказывают об учителях, воспитателях, педагогах дополнительного образования, тренерах, которых особенно отмечают дети, родители учеников и коллеги. Это материалы об уникальном опыте, профессиональных достижениях, интересных увлечениях и любви к своему делу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА