Новости

И посеять, и продать

И посеять, и продать

И посеять, и продатьКрасноярск — крупнейший в регионе рынок сбыта продовольственных товаров. Но этот рынок до сих пор складывался стихийно, и отнюдь не в пользу красноярских крестьян, которым сегодня трудно конкурировать с федеральными брендами и многочисленными производителями из других регионов.

Возможно ли изменить ситуацию и совместить интересы местного сельского бизнеса и власти? Этой теме был посвящен круглый стол, состоявшийся в редакции газеты “Городские новости”. Администрацию города на этом обсуждении представляли: заместитель главы Красноярска — начальник департамента экономики Татьяна Зеленская и заместитель начальника департамента экономики Наталья Борисова. Точку зрения ритейла обрисовала руководитель одной из крупнейших торговых сетей Красноярска — компании “Каравай” — Эльвира Манакова. С позиции производителей оценивал ситуацию директор ООО “Моменталь” (знакомого красноярцам по молочным бочкам на улицах города) Андрей Козиков. В качестве экспертов выступили также: депутат Законодательного собрания края Валерий Сергиенко и член краевого совета “Деловой России” Александр Миллер.

Татьяна Зеленская:

И торговлю, и пищевую отрасль сегодня можно отнести к числу наиболее стабильных экономических секторов. Конечно, рост продаж товаров длительного спроса, в том числе автомобилей, резко упал. Но остаются весьма востребованными товары первой необходимости. Поэтому вполне логична политика кооперации города с производителями нашего ближайшего окружения. Вряд ли имеет смысл говорить о тех акциях, которые уже широко известны, например организации продаж в городе деревенского молока. Традиционной для города является и организация осенних ярмарок выходного дня, где представлена продукция пригородных районов. Однако здесь есть один большой недостаток — сезонность.

Сегодня необходимо от временных акций переходить к системным мероприятиям. И поможет нам в этом логистический центр, который должен стать узлом управления потоками товаров местных производителей. Информационным, финансовым, материальным центром, координирующим всю систему — от вспашки до продаж.

После долгих предварительных переговоров, в том числе с частными компаниями, мы увидели, что участникам рынка, даже крайне заинтересованным в создании такого узла управления, очень сложно договориться друг с другом. Поэтому решили использовать имеющиеся возможности муниципалитета. Сейчас готовим проект, выбираем помещения, виды оборудования. Необходимо проработать инфраструктуру: определить, где у нас будут склады, какой станет логистика левого, правого берега. Уверена, когда сетевые компании увидят, что город “вкладывается” в проект (кстати, мы хотим заявиться и на краевые субсидии), процесс пойдет быстрее.

Эльвира Манакова:

— Проблема сбыта неразрывно связана с темами переработки, фасовки, четко определенных сроков и объемов поставок. Нужно пройти целый перечень этапов, связанных с подготовкой товара для прилавка. Причем важно понимать, что продукция должна серьезно готовиться не только для торговых сетей, но и для общепита. Поэтому в рамках создания логистических комплексов возникает и задача создания комбинатов переработки: социального питания, индустриального питания
и т.д. Сегодня готовится соглашение с минсельхозом о создании экспериментальной логистической площадки на базе нашей компании, такое же соглашение разрабатывается с департаментом экономики. Осенью весь подготовительный этап будет пройден. И очевидно, что в Красноярске будет работать не один такой комплекс. Сейчас много подобных проектов, и, естественно, все эти усилия надо объединить.

Одной из самых серьезных проблем на пути создания логистических центров является нехватка средств. Поэтому-то и нужно опираться на действующие площадки, превращая их в элементы единой структуры.

Андрей Козиков:

— Логистический проект назрел уже давно, и его необходимо внедрять в жизнь. Он облегчит жизнь и производителям, и переработчикам, и тем, кто занимается реализацией. От лица ряда переработчиков могут сказать, что у нас есть сегодня и производственные площади, и возможность мыть, резать, чистить, упаковывать продукцию согласно последним технологиям и модным направлениям, которые позволяют продлевать сроки хранения и реализации. Поэтому для нас вопросом первостепенной важности является тема пунктов реализации. Нужно обеспечить рынок сбыта. Эти вопросы без помощи власти решить будет очень сложно.

Надо сказать, что такая помощь уже ощущается. Мы около месяца назад выходили на инвестиционный совет с проектом установки павильонов шаговой доступности, в которых продавались бы продукты именно местных производителей, переработчиков. Получили поддержку от администрации города, и сейчас идет оформление мест под торговлю.

Наталья Борисова:

— Мы готовы оказывать местным производителям и финансовую помощь, в частности субсидировать подключение к электросетям. В городской программе поддержки малого и среднего бизнеса есть на это средства. Сегодня имеется возможность и возмещать часть затрат на приобретение основных средств. Кстати, этот механизм уже реализован в проекте “Доступное молоко” для приобретения бочек.

Эльвира Манакова:

— Я думаю, что в рамках нашего разговора стоит обсудить еще один немаловажный вопрос — введение такого понятия, как бренд продукции Красноярского края. Это очень важно, потому что наша продукция, которая зачастую превосходит по качеству то, что предлагают производители других регионов, потребителю просто не известна. Мы начали выставлять эти товары на своих полках, и тут же столкнулись с проблемой — люди все же предпочитают покупать упаковки с логотипами известных марок.

Валерий Сергиенко:

— То, что происходило у нас до сих пор, это не просто откат, а вытеснение отечественного производителя с рынка.

А ведь Красноярский край — уникальная с точки зрения обеспечения продовольствием территория. Мы много говорим о больших запасах нефти, угля, всего что угодно. Но забываем, что обладаем еще и большим массивом сельскохозяйственных земель. И у нас достаточно благоприятные условия для производства сельхозпродукции. В советские времена край убирал по 3,5 миллиона тонн зерна в год. Мы уже производили более миллиона тонн молока и по 78 килограммов мяса на душу населения. Овощей выращивали столько, что обеспечивали капустой Дальний Восток, включая весь Тихоокеанский флот, Якутию, поставляли ее в Ставропольский край и Ростовскую область, не говоря уже о Москве и Ленинграде. Поэтому именно мы сами обязаны обеспечить продовольственную безопасность Красноярского края.

На последней сессии Заксобрания депутаты приняли закон в поддержку местного товаропроизводителя. Правда, пока он не работает, так как еще не внесены соответствующие изменения в закон о бюджете. Но даже одно то, что такой правовой акт есть, — достаточно ясный сигнал нашим сетям о необходимости переориентироваться на продукцию местного производителя.

Вот только пока пищевой комплекс края слишком отсталый. Он не соответствует сегодняшним потребностям того же ритейла. Манакова не потому не берет местную продукцию, что не является патриотом края, а потому, что мы не готовим этот товар к прилавку. Мы должны обеспечить и качество, и цену. Почему мы из бочки можем продавать молоко по 16—20 рублей за литр, а когда оно проходит через крупных переработчиков, то цена возрастает до 30 с лишним рублей?

Все это следствие: старую систему взаимодействия мы разрушили, а новой не создали.

Александр Миллер:

— Поверьте, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Мы опять говорим о том, сколько продаем, как продаем, как упаковываем. Не спорю, заниматься этим надо. И, конечно, не задача города решать многочисленные проблемы села — это тема края. Но! У нас за последние пять лет почти в пять раз увеличился лимит на иностранных рабочих. Сегодня почти все овощи — это производство гостей из Китая, Кореи. Под Красноярском возведены целые города из теплиц, и их продукция значительно дешевле, чем наша. Очевидно, что в угоду дешевизне страдает качество, а иногда и безопасность, однако выбор все равно делается в пользу более доступного товара. И встает вопрос: как сегодня тому, кто производит действительно экологически чистый, отвечающий всем требованиям продукт, продвигать его на рынке? У крестьян нет средств для этого. Ведь как возникает бренд? Его надо в первую очередь запатентовать в федеральном институте интеллектуальной собственности. Для этого нужны деньги. Потом свою марку надо постоянно раскручивать: участвовать во всевозможных выставках, ярмарках и т.д.
Это работа не одного дня и даже не одного года. Это система, которой у нас сейчас в принципе нет.

Эльвира Манакова:

— Я с вами полностью согласна. На последнем обсуждении перед сессией ЗС я особо поддержала идею маркировки “Продукция Красноярского края”, потому что это очень важно. У наших производителей нет денег на продвижение, и тем более на конкуренцию с федеральными брендами, с их гигантскими бюджетами. Первый шаг, который очень быстро может принести пользу, — региональная торговая марка. Тем самым у сетей появится возможность эту продукцию продвигать. Чрезвычайно важна и информационно-маркетинговая роль логистических центров. Если Минусинск сегодня предлагает продукцию, как минимум, на 50 процентов дороже, чем инорегиональные производители, то, даже выставляя ее на полки безо всякой торговой наценки, мы все равно не достигнем нужного результата. Ведь другие производители предлагают товар, аналогичный по качеству, но дешевле.

Валерий Сергиенко:

— Задача логистического центра — это не только направлять потоки товаров, уже переработанных, но и дать сигнал крестьянину: а сколько нам надо вообще-то помидоров вырастить. По какой цене и кто эти помидоры купит? Сколько и кто купит молока?

В 1999 году я был на чикагской зерновой бирже. Так там в августе 1999-го продавали уже урожай 2000 года. И каждый знал, сколько он посеет, кто у него купит и по какой цене. Этот фьючерсный контракт является основанием для получения кредита в банке. Наш же крестьянин может получить кредит только под залог коров.

Вы знаете, что у нас сегодня есть в крае лишнее молоко? Мы весь 2009 год кормим им свиней, не знаем, куда его еще девать. У нас относительное перепроизводство этого продукта. По той цене, по которой можно произвести, его нельзя продать. При этом крестьянину платим 6,5 рубля за литр молока, причем базисной жирности 3,4 процента. Затем его разводим до полутора процентов и предлагаем горожанину почти за 30 рублей. Это все — отсутствие системы продовольственного рынка.

Хорошо, что мы хотя бы заговорили о необходимости этой работы. Сегодня, насколько мне известно, проект логистического центра практически готов, и его надо запускать, пусть он даже несовершенный. Все можно будет доработать уже на практике.

Андрей Козиков:

— Валерий Иванович обозначил проблему фьючерсов — продажи контракта на продукты, которые будут произведены в будущем. Сегодня производитель должен четко понимать, сколько чего он посадит и вырастит завтра. И главное — кому продаст. Мы сами столкнулись с проблемой парадоксального характера. Для поставок общепиту нам понадобилось восемь тонн картофеля с сертификатом. Мы хотели найти местного производителя, но оказалось, что сертификаты имеют только корнеплоды из Средней Азии. Что же касается наших аграриев, то одни говорили: у меня есть картофель, но нет сертификата, — другие: у меня есть сертификат, но я давно не сажу картофель — никто его не берет.

Что же касается регистрации торговой марки, то на самом деле в этом нет ничего страшного. Мы занимались регистрацией нескольких товарных брендов, и они все успешно прошли процедуру.

Татьяна Зеленская:

— Сегодня есть фирмы, которые подготовят все документы, так что проблема вовсе не в этом. Речь о том, что марку можно зарегистрировать, но потом она будет никому не нужна. Ведь главное — продвижение бренда. А это действительно не под силу местному производителю в настоящее время.

Валерий Сергиенко:

— Тем более: если в регистрации ничего особенно сложного нет, то надо регистрировать марку, а затем всем нам вместе доказывать потребителям, что красноярское — это отличное. Проблема бренда — серьезная и важная. Но куда серьезнее то, о чем мы говорили с самого начала — создание системы, связывающей производство, заготовку, переработку и реализацию, оптовое звено и розничную сеть. Именно этим должны сегодня заниматься и городская, и краевая власти, и предпринимательское сообщество. В прошлом году я был в Краснодарском крае — у них те же проблемы. Они изучили две системы продвижения товаров на рынок: итальянскую и турецкую. И пришли к выводу, что существующая в Турции система логистики продовольствия наиболее подходит в наших условиях. Они купили эту систему и сейчас пытаются ее адаптировать к местным условиям.

Итальянцы в свое время тоже предлагали нам разработать логистическую систему края, справедливо предсказывая трудности, которые возникнут, когда крестьянину придется не только производить, но и самому продавать.

Развивать производство в рыночных условиях, не зная, где твой рынок, никто не может. Поэтому опять возвращаюсь к логистическому центру. Он должен сказать: сколько, чего, какого качества нам необходимо. Эту задачу транслировать крестьянину, переработчику, закупщику, работнику торговли. Вот задача организаторов краевого, городского уровня.

Татьяна Зеленская:

— Притом, что все прекрасно понимают значимость вопроса, процесс, как я уже говорила, идет очень непросто. Мы долго искали подходы ко всем участникам рынка, вели переговоры и хотели скоординировать усилия на принципах частно-государственного партнерства. Были попытки даже подготовить трехсторонние соглашения. Опыт показал: для того чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, нужна инициатива власти. Поэтому сегодня мы пошли по другому пути, опираясь на свою собственность, на свои субсидии и закон Красноярского края. Не для того чтобы перетянуть одеяло на себя, а для того чтобы поверили партнеры. Чтобы представители частного бизнеса увидели: процесс пошел. А после мы с полным правом сможем сказать: вот теперь предприниматели могут присоединяться.

Кому-то надо делать неблагодарную работу, которая связана с информацией, маркетингом, оборудованием, местом, удобным для всех. И самое главное — заниматься информационным полем, которое может соединить всех производителей, чтобы они нашли свою нишу. Эту задачу мы и взяли на себя. Проект обсуждался в министерстве сельского хозяйства края, и они нас уже поторапливают, потому что тоже ориентируются на краевой закон, о котором говорилось. И пока для полномасштабной реализации закона нет денег, у нас как раз и есть временной лаг, чтобы подготовиться, оценить свои возможности и собственность муниципалитета, проработать механизмы реализации проекта. Могут быть варианты, но главное, что мы нашли ту базу, которую можно в этот проект включить.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА