Новости

Питие определяет сознание

Питие определяет сознание

Питие определяет сознание“А не хлопнуть ли нам по рюмашке?” — в нашей стране алкоголь давно перестал быть вредной привычкой. Это скорее наша национальная традиция. Привычные ассоциации с Россией — матрешка, гармошка и, конечно, водка… Однако за этим проявлением русского характера кроется страшная напасть. “Алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия”, — заявил президент Дмитрий Медведев.

Сегодня Россия является одним из лидеров по потреблению горячительных напитков. Эксперты уверены: без принятия самых экстренных мер деградация России, ее народа, неизбежна.

Государство уже предпринимало разные попытки оторвать людей от бутылки — ввели запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, ограничили рекламу градусосодержащих напитков на телевидении. Но, как признал глава государства, “ни о каких изменениях говорить не приходится”.

Между тем Россия постепенно переступила черту, за которой алкоголизм стал самым настоящим врагом нации. “Наши демографические проблемы в значительной степени связаны с потреблением алкоголя, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Все это вынуждает сегодня задуматься не просто о разовых мерах, а о полноценной программе по борьбе с алкоголизмом среди населения”.

Дмитрий Медведев ставит три главные задачи. Во-первых, необходимо остановить рост потребления алкогольных напитков. Во-вторых, президент считает, что государству надо активнее заниматься профилактикой алкоголизма и продвижением здорового образа жизни в молодежной среде.

И, в-третьих, глава государства призвал задуматься о новых мерах регулирования производства и оборота пива и слабоалкогольных напитков, особо отметив, что последствия таких решений должны быть тщательно проанализированы и просчитаны.

“Жизнь доказывает: одними административными запретами проблему не решить”, — заметил Медведев.

О реализации антиалкогольной кампании, объявленной президентом, мы решили поговорить в редакции “Городских новостей” в рамках круглого стола. Как вывести страну из-под “градусной” зависимости? На эту и другие темы рассуждали: депутат Законодательного собрания Юрий Швыткин, заместитель начальника департамента социальной политики администрации Красноярска Денис Антонов, депутат городского Совета Петр Константинов, директор центра профилактики наркомании Юлия Табакова, заместитель начальника отдела участковых уполномоченных милиции и дел несовершеннолетних УВД Красноярска Александр Кардава, заместитель директора — главный пивовар филиала “Балтика-Пикра” Александр Вершинин.

— Сегодня нельзя не согласиться с тем, что алкоголизация нашего общества стала носить массовый характер. Что до статистики, которую опубликовал ВОЗ — цифры на самом деле удручающие. Почему так происходит? Действительно ли пьянство стало нашим национальным достоянием?

Александр Вершинин:

— Несмотря на то, что я выступаю от лица производителей пива, в большей степени я на стороне президента. Проблема в том, что наша страна не отличается культурой пития. У нас существуют традиции выпивки по любому поводу и даже без повода. В том числе на улице и в общественных местах. В Европе, например, ни один уважающий себя человек не станет выпивать на улице, на него будут смотреть искоса. У нас считается нормой, что подросток может приобрести пиво. Даже законы не помогают нам бороться с этим.

Ужасающе выглядит структура потребления алкоголя в нашей стране: две третьих — это крепкие напитки и одна треть — легкие, где содержание спирта не превышает девяти процентов.

Мы, безусловно, должны стремиться уменьшить потребление алкоголя до восьми литров, но и структура потребления должна перейти именно в сторону слабоалкогольных напитков. Вопрос “пить или не пить”, думаю, обсуждать не стоит. Это право выбора каждого. Однако в обществе нужно повышать социальную значимость каждого человека, чтобы он не хотел, что называется, “напиться и забыться”.

Петр Константинов:

— В Европе не обсуждается вопрос. Выпить за столом там действительно элемент культуры. У нас другие традиции — мы не ищем повода и не знаем меры. Если говорить о культуре выпивки, то кто должен прививать ее — школа, вуз, армия?.. Как, например, отучить людей пить пиво на улице? Кстати, можно, подобно тому, как на пачке сигарет пишут о вреде курения, на пивной этикетке написать: “Не рекомендуется употреблять в общественных местах”?

Александр Вершинин:

—Наша компания проводит акции, направленные на снижение доступности алкогольной продукции. “Есть 18? Подтверди!” — это слоган, которым мы руководствуемся при продаже пива. Несколько лет назад мы сами организовали специальную акцию “Пивной дозор” — сотрудники “Балтики” совместно с общественностью и СМИ лично проверяют торговые точки и смотрят, есть ли там факты продажи пива несовершеннолетним подросткам, проводят разъяснительную работу с продавцами, расклеили сотни тысяч предупреждающих стикеров. Если вдруг мы сталкиваемся с нарушением, то к этой торговой точке могут быть применены меры.

Юрий Швыткин:

— Одним лишь запретом проблему не решишь. Необходим комплекс мер. Некоторое время назад депутаты Заксобрания выходили с инициативой — определить места общественного питания, в которых не разрешалась бы розничная продажа, в том числе розлив и потребление пива. К великому сожалению, суд отменил данный закон, потому что он противоречит федеральному законодательству. Однако на сегодняшний день вселяет оптимизм то, что региональным властям будет предоставлена некоторая возможность регулировать условия и порядок продажи алкогольной продукции. Думаю, перечень мест, где будет ограничена розничная продажа алкогольных напитков, расширится. В первую очередь за счет прилегающих к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям территорий. Также расширится перечень мест, где будет запрещено употреблять спиртное. В частности — в подъездах, на лестничных площадках и в лифтах жилых домов.

К слову сказать, необходимо также будет пересмотреть систему административных взысканий. Сегодня, например, за факт продажи алкогольной продукции несовершеннолетним или за распитие пива в неположенном месте предусмотрены мизерные штрафы. Стоит подумать о том, чтобы ввести уголовную ответственность за продажу алкоголя подросткам! Кроме того, надо увеличить возрастной ценз и разрешать потреблять спиртное не с 18 лет, а с 21 года. И, бесспорно, среди нашей молодежи надо пропагандировать здоровый образ жизни.

Александр Вершинин:

— Мы все союзники в деле, которое называется антиалкоголизация нации. И наше предприятие за то, чтобы не продавать пиво несовершеннолетним. И за то, чтобы его не потребляли на улице.

Если говорить о штрафах — сейчас это действительно мизер. Почему сегодня все стали пристегиваться ремнями безопасности? Да потому, что штраф вырос, и люди стали бояться наказания. По той же причине водитель не станет лишний раз рисковать, пересекая двойную сплошную. Человек в России любит дубину! Чем строже карательная мера, тем она действеннее.

Пока же для нас норма питие и на улице, и в маршрутке, и, к сожалению, в подъезде… А это видят дети, которые понимают, что это дозволительно.

— Запреты, штраф — это хорошо и, возможно, в какой-то степени эффективно. Однако не стоит забывать: любые ограничения приведут к тому, что люди станут искать обходные пути. Не приведет ли это к расцвету наркомании? Как сделать так, чтобы борьба с одним злом не породила второе, третье?..

Юлия Табакова:

— Необходимо найти подход и к продавцам, и к потребителям алкогольной продукции — в первую очередь к подросткам и их родителям. Причем метод запугивания не действует, нужно вести разъяснительную, если хотите — идеологическую — работу. Прежде всего в обществе необходимо формировать образ здорового человека, показывать то, что будет положительно влиять на растущее поколение.

Пока мы видим только людей, потребляющих спиртное везде и всюду. Алкогольная доступность и вседозволенность могут привести к тому, что подрастающее поколение будет считать выпивку нормой жизни. Вот идет мужчина: в одной руке пиво, в другой — сигарета. Ребенок воспринимает атрибуты как элемент взрослости, он хочет быть похожим на этого современного молодого человека. Результат не заставит себя долго ждать. Пройдет время, и этот ребенок, в свою очередь, станет плохим примером для других детей… Нам нужен другой образец для подражания!

Петр Константинов:

— В России сложилась фундаментальная культура, которая основана на пьянстве. Не обойтись без выпивки на свадьбе, мы заливаем горе на похоронах, на проводах в армию непременно нужно надраться… Нам необходимо изменить парадигму культуры! Это сложно. Надо менять систему ценностей. Вспомните позитивный образ дяди Степы, созданный в свое время Михалковым. Долгие годы он был образцом для подражания и благотворно сказывался на имидже милиции. Потом этот образ размылся, а нового так и не возникло.

Юрий Швыткин:

— С меня можно брать пример. Я никогда не пил, не пью и не буду пить. Не знаю вкуса ни водки, ни вина, ни пива, ни даже шампанского. Это мои внутренние убеждения. Конечно, сказалось и воспитание родителей, и военное образование. Дисциплина, потребность в физически крепком организме выработали определенные стереотипы. А сейчас это просто сила привычки.

Юлия Табакова:

— Семья играет важную роль. Но сегодняшних родителей еще самих надо воспитывать, а это сложно. Не каждый из них понимает, чего хочет его ребенок. Взрослых надо учить общению с детьми, научить слышать и слушать. Необходим диалог между поколениями, чтобы ребенок прислушался к совету старшего, а не стал делать все наоборот. Ведь зачастую пьянство среди подростков — это ответная реакция на непонимание в семье.

Денис Антонов:

— Поскольку мы затронули воспитательный аспект, это касается и социальной политики, которая проводится в городе. Отмечу, в Красноярске делается ставка на профилактику употребления алкогольных напитков. В этой части, мне кажется, наша задача заключается в том, чтобы будущему гражданину общества найти себя в полезном для общества качестве. В этом отношении немаловажное значение имеет организация досуга. Значительное внимание мы стараемся уделять работе различных кружков, спортивных секций, пропаганде здорового образа жизни. Я убежден, что проблема употребления алкоголя — это проблема сознания человека прежде всего.

— Но доступ к секциям сегодня имеют не все. Их не хватает, а есть ребята, чьи родители не могут оплачивать дополнительные занятия.

Денис Антонов:

— Совершено точно могу сказать, что по состоянию на 1 сентября наши секции заполнены на сто процентов. Что касается досуговых программ, приоритетным направлением является развитие спорта по месту жительства. Эта работа проводится нами совместно с городским спорткомитетом. Мы стремимся если не в каждом, то в ближайшем дворе создать спортплощадку. Сделать занятия спортом массовыми и доступными.

— Хорошо, если в каждом дворе появится такой оазис здоровья. Останется выдворить оттуда и из подъездов домов любителей выпить, тем более закон это будет предусматривать.

Александр Кардава:

— Нам это под силу! И мы полностью поддерживаем данную законодательную инициативу. Основная обязанность участкового уполномоченного — профилактика правонарушений, в том числе связанных с распитием алкоголя и появлением в общественных местах лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Есть разграничения между употреблением и злоупотреблением. Как правило, те, кто пьют в подъездах, именно злоупотребляют. Отсюда — неадекватное поведение, нарушение общественного порядка, антисанитария, наконец.

— Есть ли специальные телефоны, по которым могут обратиться жители в случае, если в их подъезде случился “праздник”?

Александр Кардава:

— 02, а также телефон отделения милиции, в чье оперативное подчинение входит территория дома.

Петр Константинов:

— Сегодня на каждом подъезде много рекламы — такси, ремонт и более интимные предложения. А можно ли на каждый подъезд повесить табличку с телефоном собственного участкового? Чтобы человек знал, к кому обратиться.

Александр Кардава:

— Это нужно и можно сделать, правда, если финансы позволят. Однако мы не сидим сложа руки — проводим сходы граждан, собрания жильцов, даем информацию о работе участковых в ТСЖ, чтобы в случае необходимости люди знали, куда обращаться за помощью. Кроме того, хотелось бы оговорить возможность нашего участия в акции “Пивной дозор”.

Александр Вершинин:

— Мы были бы рады такому взаимодействию. Надо принимать серьезные меры, чтобы не допускать продажу пива несовершеннолетним. Отмечу, это, пожалуй, главное, с чего нужно начать!

Еще один момент, который стоит обсудить — регулирование цен. В настоящее время активно обсуждается идея увеличения акцизов на пиво. В три раза! При этом без увеличения акцизов на крепкий алкоголь. Получается, что разница между бутылкой пива и бутылкой водки сократится. Что будет выбирать человек с достатком ниже среднего? Ответ очевиден. Возвращаясь к вопросу о структуре потребления, можно предположить, что объемы выпитого спирта на душу населения в нашей стране, таким образом, только возрастут…

Петр Константинов:

— Согласен с тем, что вопрос о поднятии акцизов на слабоалкогольную продукцию неоднозначен. Недавно я прошелся по магазинам, изучил стоимость спиртного. Самая дешевая водка стоит около 100 рублей за пол-литра. А самое дешевое вино — около 150 рублей. Представим человека, которому нужно купить выпивку к столу. У него в кармане 100 рублей. Что он выберет?..

У нас странная градация — то, что содержит более высокую концентрацию спирта стоит дешевле. Так, если пересчитать процент содержания алкоголя в пиве, то пиво получится еще дороже, чем водка или вино. Напрашивается вопрос: может, пересмотреть вопрос ценообразования, чтобы стоимость процента алкоголя была одинаковой? Тогда пиво и вино станут дешевле, чем водка. Однако нельзя отрицать, что действие слабоалкогольных напитков на организм менее губительно.

Экономические проблемы нельзя решать в отрыве от социальных. И дай бог, чтобы наши экономисты учли все возможные последствия, которые повлечет за собой удорожание слабоалкогольных напитков.

— Наметились некоторые пути решения проблемы. Нам надо ужесточить законы, и одновременно попытаться изменить культуру, поработать с сознанием людей. Задачи и власти, и гражданского общества. И все-таки, каков прогноз — сможем ли мы укротить зеленого змия?

Юрий Швыткин:

— Употребление алкоголя полностью не искоренишь, да и не надо этого делать. Тем не менее нужно обеспечить ответственность за его правильное употребление — умеренное и, самое главное, культурное.

Денис Антонов:

— В борьбе с этой проблемой я вижу два средства. Нам нужно обеспечивать молодежи достойный досуг, демонстрируя тем самым, что спектр жизнеутверждений красноярца широк, и он может проявить себя в разных сферах. Кроме того, нам нужно усилить взаимодействие с общественными структурами, традиционными религиозными объединениями. Искать формы их участия в решении данной проблемы.

Петр Константинов:

— Свои усилия в этой борьбе надо прилагать социологам, философам, религиозным деятелям, чтобы развенчать создавшиеся ложные культурные ценности. Выпивку как элемент того или иного значительного события в жизни человека необходимо замещать чем-то по-настоящему значимым. Возможно, имеет смысл на похоронах не выпивать, а подумать об усопшем, на свадьбе — поговорить о будущем семьи. Изменения социального мышления — задача не только государственная, но и общественная. Борьба с алкоголизмом — это тест на зрелость нашего гражданского общества, которое мы создаем.

Возможно, есть смысл подумать о проведении Дня трезвости в Красноярске. Интересно будет посмотреть — справимся ли мы?

Александр Кардава:

— Для усиления борьбы и достижения результатов необходимо вести разъяснительные беседы о вреде алкоголя и ужесточить штрафы за факты злоупотребления им.

Юлия Табакова:

— Преступно не делать никаких шагов в этом направлении. Те меры, которые предпринимаются, все равно принесут свои плоды. Молодежь необходимо снабдить большим количеством примеров, как пагубно влияет алкогольная зависимость на умственное и физическое состояние человека. И параллельно с этим давать подросткам возможность выбора — чем можно заменить эту привычку.

Александр Вершинин:

— Алкоголизм не устоит, если бороться с ним сообща, бить по всем фронтам.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА