Стадион
Михаил Дроздов: «В Красноярске я заново полюбил подводное плавание»
Трёхкратный чемпион мира — о главных победах, стрессе и возвращении после травмы.
Возвращение красноярских подводных пловцов на международный уровень получилось триумфальным. На чемпионате мира по апноэ в Кувейте они завоевали семь медалей. У спортсмена СШОР «Спутник» Михаила Дроздова два золота и серебро. Этот результат выглядит ещё более фантастическим, если знать предысторию. В 2018 году он выигрывал золото ЧМ с мировым рекордом, на следующий год блестяще выступил на чемпионатах Европы по плаванию в ластах и апноэ. А после — тяжёлая травма и вероятность вообще завязать с профессиональным спортом. Михаил вернулся вопреки всему. Поэтому медали нынешнего чемпионата мира для него особенно дороги.
Без резких движений
— Отличное выступление на чемпионате мира — два золота и серебро. Неожиданный ли это результат, учитывая, что долгое время не было международных стартов?
— У меня таковых не было с 2019 года. В Стамбуле победил в скоростном апноэ на 400 метров с мировым рекордом, побив собственный, который в 2018 установил на чемпионате мира. А в Греции на чемпионате Европы по плаванию в ластах выиграл два золота в эстафетах. В 2021 году последний раз красноярцы принимали участие в чемпионате мира. На следующий год россиян не допустили, а в этот раз мы узнали, что можем поехать, месяца за полтора до старта. Причём я особо не верил, что допустят. Думал, посыпятся протесты и прочее. Эта неопределённость напрягала, конечно. Плюс были опасения по поводу того, что к нам иностранцы будут не очень хорошо относиться, всё-таки то тут, то там новости об этом мелькают. Каково же было моё удивление, что ребята-соперники, с которыми мы не виделись несколько лет, были очень рады нас видеть. Никакого негатива. Мы такими по-хорошему злыми приехали в Кувейт, голодными до соревнований и побед, отсюда и результат.
— С какими целями и задачами ты ехал на ЧМ?
— Ещё в марте на чемпионате Красноярского края я понял, что нахожусь в форме, сравнимой с 2019-м, когда на пике был. Вот это стало неожиданностью в какой-то мере, но всё равно перед ЧМ переживал, не критично, не так прямо, чтобы съесть себя и перегореть, однако волнение присутствовало. Предполагалось, что сначала съезжу на чемпионат России по плаванию в ластах, а уже оттуда в Кувейт, но я решил сосредоточиться на ЧМ по апноэ. Поэтому ЧР пропустил, не хотел расплёскивать себя.
— Какая из трёх золотых наград на ЧМ наиболее эмоциональная и дорогая?
— За каждой медалью своя история. В 2018 году для меня был первый турнир такого ранга, и, конечно же, я был безумно счастлив выиграть золото. А путь к двум следующим победам оказался очень длинным. В 2019 году после всех соревнований получил тяжёлую травму — компрессионный перелом позвоночника. Мне тогда сразу врачи сказали, что про спорт могу забыть, главное — восстановиться и просто нормально жить. Травмировался по глупости. На сборах в свободное время катался на лодке, неудачно подбросило на волнах, упал. Какое-то время не мог ходить, только лежал.
— Сколько времени потребовалось для возвращения?
— Именно в спорт, чтобы форму набрать, года полтора. В бассейн вернулся месяца через два. Просто плавал, совсем немножко, не перегружался. Огромная благодарность тренерам — Игорю Анатольевичу Толстопятову и Алле Николаевне Лисовик. Когда всё случилось, пришёл к Толстопятову и сказал, что года два-три понадобится, чтобы вернуться. Он ответил: “После трёх лет перерыва на прежний уровень уже не возвращаются”. Но навстречу пошёл. Я ходил в бассейн раз-два в неделю. Врачи говорили: никаких резких движений, всё плавно и спокойно. Проплывал по 200–300 метров, не больше, хотя у нас обычно разминка на километр. Я делал всё, что мне говорил доктор Игорь Николаевич Павлов. Это просто выдающийся человек, словами не описать, сколько он для меня сделал, и как я ему благодарен. Как и Евгению Владимировичу Портнягину из ФМБА. Ездил к нему, ЛФК занимались. Раньше думал, что лечебная физкультура — для пожилых людей, а оказалось не так всё просто. Нагрузки приличные, но всё просчитано.
— Верил тогда, что вернёшься на прежний уровень?
— Первые полгода вообще всё жёстко было, ни о каком реальном возвращении и не задумывался. Сердцем то очень хотел, но голова понимала, что, видимо, всё, о профессиональном спорте придётся забыть.
Внезапный итальянец
— Однако ты вернулся, да ещё как. Давай по порядку. Первой дистанцией был спринт 100 метров (2х50). Ты стал вторым. Как сложился заплыв?
— Удивили изменения в правилах. Мы стартовали не ввосьмером в финальном заплыве, а по четыре человека. Плыли с Денисом Аршановым вместе. Прекрасно понимал, что он фаворит. Видел, как Денис к спринту конкретно готовился, а я всё равно берёг себя. На ста метрах максимальная нагрузка, всё на резкости, мне после травмы это не очень комфортно. Со старта вроде ушёл лучше Аршанова, к повороту всего две сотых проигрывал, но на втором полтиннике шансов особых не было, на корпус Денис меня опередил. Однако был счастлив второму месту, учитывая всё то, что прошёл за эти годы.
— На дистанции 200 метров (4х50) вы с Аршановым поменялись местами.
— После сотки стало ясно, что мы на пике. Эта дистанция для многих в новинку была, раньше её на чемпионатах мира не плавали, но мы с Денисом понимали, что и здесь за счёт скорости можем сделать отрыв и побороться за золото. Предполагал, что именно с ним первое место и разыграем. Первые 100 метров он лидировал, на 150 — вместе приплыли, и только на последних 50 метрах я на корпус ушёл от него.
— У вас такое жёсткое соперничество с Аршановым, а в обычной жизни как общаетесь?
— Прекрасно общаемся. Даже дружим. И когда я стоял на второй ступеньке, а Денис на первой, был счастлив и за себя, и за него. Думаю, что и он испытывал такие же эмоции.
— Какой получилась гонка на 400 метров (8х50)?
— Самой драматичной. Мы с Денисом опять плыли вместе. Всегда перед стартом застёгиваем костюмы друг другу. До начала — четыре минуты, я застёгиваю, и из замка вылетает собачка. Говорю ему, он не верит, показываю её. Найти новый костюм нереально. У меня сердце колотится, как бешеное. Что делать? Вспоминаю, что в рюкзаке есть изолента. Бегу к трибунам, прошу ребят скинуть рюкзак. Они не понимают вообще, в чём дело, особо не торопятся. Хватаю изоленту, бегу к Денису, залепил, чтобы вода меньше заливалась. До старта всего ничего, а я на стрессе диком, никак успокоиться не могу. Случайно же вышло, но что Денис сейчас думает, люто ненавидит меня, наверное. В общем, стартуем.
После победы на 200 метров был спокоен, думал, что вряд ли кто-то из иностранных соперников сможет подобраться. Всё-таки моя дистанция. Хотел работать в своём режиме, никуда не гнать, а тут, смотрю, итальянец Джузеппе Фрусто постоянно рядом, более того, он меня опережает. И так перед стартом стресса хапанул, ещё соперник буквально издевается. Не ожидал от него такой прыти. Какая-то дезориентация наступила. Лететь в начале нельзя, может не хватить на вторую часть дистанции, всё-таки апноэ плаваем на задержке дыхания, и 400 метров — это совсем не просто. Даже своё состояние объяснить не могу, 350 метров он меня опережал, а я просто не понимал, как так происходит. Ожидал спокойную, где-то даже лёгкую гонку, а здесь гнаться приходится за соперником не в своём темпе запланированном. Перед последним полтинником бассейна касаемся вместе, а дальше я ухожу на одном вдохе. Он, похоже, не ожидал такого. После 350 метров так никто не делает. Эти 50 метров я проплыл, как в последний раз, и итальянец отвалился. Его ещё турок Дерин Топарлак догнал, за второе место пришлось с ним бороться. Я финишировал первым, а радости-то и нет. Состояние шока, сразу стал в себе копаться: как так, что неправильно сделал? Причём проплыл близко к своему рекордному времени, а соперники невероятно добавили. По сравнению с собственными результатами по 25–30 секунд скинули. Денис четвёртым финишировал. Я сразу к нему, подумал, что это из-за костюма. Но он сказал, что костюм ни при чём, сам не смог, задохнулся. Потом уже узнал, что Аршанов первые 200 метров вообще лидировал, я даже внимания не обратил, так меня удивило и захватило соперничество с итальянцем.
Поэтому эти два золота для меня, наверное, дороже. Здесь всё вместе сложилось: и травма, и долгое непонимание, вернусь или нет, потом переживания, допустят ли нас, и вот такие заплывы. С Аршановым на 200 метров поборолись, на 400 — невероятно стрессовая рубка получилась. Можно сказать, что это золото не просто выиграл, а вырвал, выгрыз из рук конкурентов.
— Уж здесь-то, наверное, турок и итальянец пожалели, что вас допустили?
— Думаю, что нет. Они искренне поздравляли с победой, очень радовались своим медалям. У нас в подводном плавании вообще всё достаточно дружелюбно проходит в этом плане. Гонка закончилась, и мы отлично общаемся. Не такие, конечно, друзья-товарищи, чтобы писать друг другу каждый месяц: “Привет, чувак, как дела?” Но когда пересекаемся на соревнованиях, очень рады видеть друг друга и всегда поздравляем с победами, особенно если какой-то рекордный результат показали.
Всё ровно, всё по плану
— Ты трёхкратный чемпион мира. Жизнь любого спортсмена, по идее, после таких побед меняется кардинально. Но у вас специфический вид спорта, не обласкан он, к сожалению, массовым вниманием. Изменилось ли что-то у тебя после возвращения из Кувейта?
— Ничего не изменилось. Скорее, товарищи, с которыми я начал дружить уже после травмы, не знавшие про победы в 2018 и 2019 годах, удивлялись и восхищались. А я как-то спокойно воспринял. Плавание — это моя работа, страсть, любовь, хобби. Сделал то, что и должен был сделать. Всё ровно, всё по плану.
— Что, кроме тренировок и соревнований, есть в твоей жизни?
— Много работы, но и она связана со спортом. У меня своя начинающая школа плавания SwimCity. Причём не делаю акцента именно на подводном спорте, ориентирую детей в первую очередь на обычное плавание. Ещё работаю в фитнес-клубе. Также занимаюсь ремонтом оборудования для подводного спорта — трубки, маски, ласты. Вроде тоже связанная со спортом, но совсем другая работа — руками в мастерской. Учитывая проблемы с инвентарём из-за всех известных событий, его ремонт стал необходимостью. Если раньше гораздо реже этим занимался, то сейчас стабильно — понедельник, среда, пятница, — я в мастерской. Но ни в коем случае не жалуюсь, мне в кайф повозиться, своеобразная медитация на пару часов, отвлекает от грустных мыслей. Нет такого, чтобы уставал от работы. Вообще, всё, чем сейчас занимаюсь, доставляет истинное удовольствие.
— Ты родился и вырос в городе Киселёвске Кемеровской области. Ассоциации с ним привычные для этого региона — шахты, уголь, грязь. Как со всем этим коррелируется подводное плавание?
— Маленький городок, 200 километров от Кемерова. Думаешь, там большой выбор был? Один или два вида спорта — или бухать по подъездам. Подводное плавание и тайский бокс наиболее развитыми считались. Но у меня к единоборствам душа никогда не лежала. Плавание держалось на Гуле Михайловне Мустафиной. Она в прошлом заслуженная спортсменка, чемпионат Европы выигрывала. А ещё Мустафина — подруга моей мамы. Мы вместе ездили отдыхать на озёра. Мне года два было, но на воде уже держался. А именно на подводное плавание мама меня отвела к Гуле Михайловне в 10 лет.
Потом уже закончил школу и переехал в Красноярск. Опять же мама настояла, посадила в машину и поехали документы в вуз подавать. Хотя у меня тогда уже были мысли закончить, надоело мне плавать. Но приехал в Красноярск, познакомился с Толстопятовым, втянулся в тренировки у Игоря Анатольевича, стало вновь очень интересно, понял, что совершенно разные вещи, когда ты ещё ребёнок и когда взрослый спортсмен, которого ведёт новый тренер. Можно сказать, что в Красноярске я заново полюбил подводное плавание и до сих пор его обожаю. Но Гуле Михайловне я безумно благодарен — если бы не она, ничего этого бы не было.
— Что дальше? Какая мотивация тренироваться, соревноваться, учитывая, что главная вершина в этом виде спорта взята, и не раз.
— Знаешь, я обожаю тренировки, а вот соревноваться, наверное неожиданно прозвучит, не люблю. Весь этот стресс, ожидание старта, мандраж, когда ты сам не свой — от всего этого очень сильно устаю. И во время соревнований будто в апатии нахожусь, мысли о том, чтобы всё побыстрее закончилось. Но это в голове, а моё тело, похоже, очень даже любит именно соревнования. До травмы было как: только тренировки и учёба, просто приходил домой и падал без сил, не было ни желания, ни мотивации ещё чем-то заниматься. Каждый день на максималке одно и то же. День сурка. Постоянно простывал, организм не переносил таких нагрузок.
После травмы всё стало по-другому. Может быть, за вынужденный перерыв организм восстановился. Тренируюсь на совесть, но без прежнего фанатизма. И чувствую себя прекрасно. Буквально летаю. Прихожу с работы поздно вечером, могу пойти погулять. Ролики обожаю, встаю на них, наушники в уши — и круги нарезаю по Татышеву. Летом со Столбов не вылезаю. Я будто нашёл гармонию с собой и стал счастливым человеком, занимаюсь тем, что приносит радость. При этом ближайшие дни, недели никакой мотивации продолжать профессионально заниматься подводным спортом не будет. А потом всё равно заскучаю. Пусть и сказал, что психологически тяжело от соревнований. Но, знаешь, когда восстанавливался после травмы, были такие депрессивные мысли, что в моей жизни больше не будет ни побед, ни рекордов. А сейчас они опять есть, и это очень круто. Когда объективно не смогу конкурировать, тогда закончу и буду тренироваться исключительно в своё удовольствие, но сейчас есть и силы, и желание продолжать. Ездить по соревнованиям, общаться с новыми интересными людьми, показывать себя, доказывать, что ты можешь, и себе, и другим — если есть такая возможность, глупо бы было от неё отказываться.
Досье
Михаил ДРОЗДОВ
Пловец в ластах, мастер спорта международного класса.
Дата и место рождения: 30 июня 1995 года, Киселёвск (Кемеровская область).
Карьера: Начал заниматься подводным спортом в Киселёвске в 10 лет у тренера Гули Мустафиной. В 18 лет переехал в Красноярск, поступил в аэрокосмический университет и продолжил тренироваться у Игоря Толстопятова и Аллы Лисовик.
Достижения: трёхкратный чемпион мира по скоростному апноэ (400 (8х50) метров — 2018 год; 200 (4х50) и 400 (8х50) метров в 2023 году). Двукратный чемпион Европы по плаванию в ластах (эстафеты 4х100 и 4х200 метров в 2019 году), чемпион Европы по скоростному апноэ (400 (8х50) метров в 2019 году). Рекордсмен мира на дистанции скоростного апноэ 400 (8х50) метров. Многократный победитель и призёр этапов Кубка мира и чемпионата России.