Новости

Плечо для башмака

Плечо для башмака

Чтобы поддержать отечественного производителя, правительство России предлагает повысить таможенные пошлины на ввоз импортной обуви. Этот пункт четко прописан в проекте стратегии развития легкой промышленности до 2020 года, которую планируется утвердить до 1 октября. Как считают независимые аналитики, инициатива Минпромторга ударит в первую очередь по потребителям дешевой обуви, ввозимой из Китая и азиатских стран.

Проект стратегии был подготовлен Министерством промышленности и торговли еще в конце прошлого года, но активно начал обсуждаться в середине сентября 2009 года на Всероссийском форуме обувщиков. Заместитель директора департамента легкой промышленности Минпромторга Олег Кащеев проинформировал обувщиков, что поддержка их отрасли не за горами, мол, в рамках формирования единого таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предлагается повысить пошлину на импорт обуви до 15 процентов (сегодня — 10 процентов).

— Мы исходим из того, что наши пошлины должны обеспечивать защиту как нашего рынка, так и рынков наших партнеров по союзу, — пояснил Олег Кащеев. — К 2020 году доля отечественного легального товара на рынке должна достигнуть 50 процентов (в настоящее время этот показатель составляет 20 процентов). Мы не хотим вводить какие-то запретительные или ограничительные меры. Наша задача — создание равных условий для конкуренции между отечественными производителями и легальными импортерами.

Пока, по мнению создателей стратегии развития легкой промышленности, ситуация в этой отрасли экономики — в пользу иностранных производителей. По данным Минпромторга, в 2008 году увеличилось поступление товара из стран дальнего зарубежья: на 55 процентов — трикотажных изделий, на 43 процента — швейных и на 38,3 процента — кожаной обуви. Экспорт товаров из России за год сократился почти на 22 процента.

Крупнейшим мировым производителем и экспортером товаров из кожи считается Китай. В 2007 году в КНР было произведено около трех миллиардов пар обуви, 70 миллионов штук кожаной одежды и свыше 550 миллионов штук других кожаных изделий, более половины которых ушло на внешний рынок. И это только “светлая” часть импорта. Теневой оборот пополняют так называемые карго-перевозки — широкомасштабная сеть поставок импортной продукции автомобильными поездами и железнодорожными составами. Миллиардные “теневые” суммы не облагаются налогами и пошлинами, потому что в российском законодательстве не прописан механизм оформления договоров и порядок взимания с карго-перевозок пошлин и НДС.

Это позволяет импортерам декларировать товары по заведомо заниженным ценам без указания количества и ассортимента и предлагать продукцию по демпинговым ценам (например, декларировать женские сапоги по 16 долларов за пару при средней стоимости в магазинах, как минимум, 200 долларов). Российские производители не способны конкурировать с контрабандой, считают в правительстве, и, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены. А это уменьшает и доходы местных производств, и отчисления в бюджет.

Конечно, не только засилье дешевой импортной продукции не позволяет местным обувщикам занять рынок. Авторы проекта стратегии отмечают — и оборудование на отечественных предприятиях устарело, и квалифицированных кадров не хватает, и зарплаты у обувщиков оставляют желать лучшего (в среднем они получают по десять тысяч рублей в месяц). Предприниматели, работающие в легкой промышленности, считают: чтобы поднять отрасль, государство должно помочь им экономически или ограничить импорт. Судя по последним заявлениям, правительство выбрало второй вариант.

Метод ограничения — уже обкатанный способ помощи местным товаропроизводителям. В начале года именно таким образом руководство России пыталось поднять отечественный автопром. Импортным авто многочисленными таможенными “заградительными мерами” значительно ограничили доступ на российский рынок. Правительство страны не скупилось на обвинительные эпитеты в адрес японских средств передвижения. Их машины были признаны опасными практически со всех точек зрения — экологической, агрономической и правоохранительной. Но сбыть россиянам свой залежалый товар отечественному автопрому не удалось — ни с помощью таможенных ограничений, ни благодаря льготным правительственным кредитам. Согласно результатам последнего опроса Красноярского клуба автолюбителей, горожане до сих пор предпочитают недорогие японские авто.

Как считают красноярские аналитики, новые потуги поднять местное производство могут повторить ситуацию с поддержкой автопрома.

— Само направление — защитить местного товаропроизводителя — похвально, — считает заведующий отделом института экономики и промышленного производства Сибирского отделения РАН Николай Шишацкий. — Наша легкая промышленность на нуле, потому что ее “забивают” дешевые китайские и турецкие товары. Но меры, предпринимаемые правительством, недостаточны, потому что многое упущено. Наша промышленность настолько далека от нормального функционирования, что повышение таможенных акцизов поможет ей как слону дробина.

В Красноярском крае несколько десятков мелких производителей обуви — практически каждый город или районный центр предпочитает иметь свою “обувную промышленность”, но все они в руинах. Жизнь теплится только на одном крупном предприятии, существующем у нас не один десяток лет. Несколько лет назад здесь модернизировали производство, закупили новые импортные станки, которые позволили производить современные модели мужских и женских сапог. Однако, как считает красноярский экономист, местной обуви еще далеко до совершенства.

— Наше предприятие находится на нижнем ярусе качественной обуви, — говорит Николай Шишацкий. — Но если его продукция будет оправдывать надежды потребителей, ее будут брать охотнее, чем китайскую. Думаю у нас еще не все потеряно — есть свое сырье, кадры. И примеры соседей внушают определенную надежду. Например, Белоруссия и западные районы России активно развивают легкую промышленность. Хотя бы для того, чтобы обеспечивать стандартные потребности населения.

По данным Минпромторга, в России 22 производителя обуви могут конкурировать с зарубежными коллегами. В основном это московские и новосибирские фирмы. Потребители отмечают, что обувь у них качественная и не слишком дорогая — среднего ценового сегмента. При этом, как считает менеджер одного из обувных магазинов Красноярска, “средний” и “средний плюс” сегменты в краевом центре только начинают формироваться, тогда как массовый сегмент, представленный в основном китайской продукцией, уже перенасыщен. Тем не менее опрос обувщиков России, который они провели на собственном сайте, показывает, что население предпочитает носить туфли и сапоги более известных мировых производителей. Так, на первое место вышли итальянские марки обуви, на втором с большим отрывом английские, третье место поделили Германия и Россия.

Как отмечают аналитики обувного рынка, сегодня для покупателя наиболее важным при выборе продукта является бренд компании-производителя. Вот во что необходимо вкладывать деньги, считают экономисты.

— Обувь превращается в товар, подчеркивающий социальный статус человека и его индивидуальность, — отмечает в своем анализе обувного рынка руководитель исследовательской компании “Тайга. Research” Александр Баянов. — Большую роль при покупке обуви играют неценовые факторы.

Но это только для покупателей с доходом выше среднего, считают красноярские экономисты. Когда у красноярца, как говорится, финансы поют романсы, он соглашается обуваться в ту самую продукцию, поступающую к нам карго-перевозками. Естественно, что повышение таможенных акцизов увеличит и ее стоимость. Так что есть вероятность, что и без того худые кошельки малообеспеченных слоев населения станут еще тоньше.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА