Новости

А кто у нас “крайний”?

А кто у нас “крайний”?

А кто у нас “крайний”?Вопрос формирования платы за жилищно-коммунальные услуги можно без сомнения заносить в разряд самых актуальных тем. Правда, пока сезон утверждения новых цен еще не наступил, а потому четкий прогноз того, насколько повысятся тарифы в 2010 году, власти не дают. Зато уже ясно, кого назначат ответственным за это изменение.

28 августа премьер-министр Владимир Путин подписал постановление © 708 “Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги”. По сути, этот документ является продолжением Федерального закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” и устанавливает порядок расчета регионами предельных индексов, в рамках которых могут повышаться коммунальные тарифы.

Постановление вызвало довольно неоднозначную реакцию. Независимые эксперты уже выразили опасение, что его трактовка на местах “в свою пользу” — при условии, если перевесят интересы не жителей, а поставщиков услуг — вполне может вызвать незапланированный рост тарифов.

Для того чтобы понять суть нововведения, необходимо вспомнить события четырехлетней давности. В конце 2005 года был принят федеральный закон, устанавливающий пределы повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Согласно этому нормативному акту руководитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) подписывал приказ, которым для регионов устанавливался предельный индекс роста на следующий год. После региональные власти выпускали документы, которыми уже регламентировалось изменение платы для муниципальных образований. Окончательное решение принимал городской Совет, однако в основе всего лежала именно воля федерального центра, дававшего своего рода квоту на повышение.

В то же время в стране вступили в силу новые законы, которые изменили и структуру платежей. А в квитанциях стали в обязательном порядке отражать вид услуг, которые делятся на коммунальные и жилищные.

Жилищная услуга — это содержание общего имущества многоквартирного дома (всех помещений и конструкций, не являющихся частями квартир, земельного участка и иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства). Все это на сегодняшний момент является общедолевой собственностью. Согласно Жилищному кодексу размеры платы для выполнения работ по комплексу жилищных услуг должны формировать сами собственники. А решение городского Совета Красноярска определяет размеры платы только для нанимателей жилых помещений.

Второй вид услуг — коммунальные, в перечень которых входят отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализование, электроснабжение. Расчет платы в данном случае производится на основании утвержденных тарифов. При этом их ежегодное повышение возможно лишь в рамках предельного индекса, утвержденного для города на основании приказа ФСТ.

Однако, согласно Постановлению © 708 “Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги”, “квота на повышение” тарифов теперь устанавливается не федеральной службой, а региональными органами. Проще говоря, теперь Москва не будет напрямую диктовать регионам тарифную политику. А если еще проще, то край, получая определенную возможность маневра, берет на себя всю ответственность за рост коммунальных платежей. И ссылаться на ФСТ, разрешившую поднять планку, уже не получится. Выходит, что чиновников на местах делают “крайними” в этом непростом вопросе?

— Я уверен, что решение, расширяющее полномочия регионов, вовсе не связано с тем, что центр собрался снять с себя ответственность, — говорит депутат Государственной думы РФ Виктор Зубарев. — Просто на местах можно учесть всю специфику, понять все нужды и просчитать все возможности. А что до сложности принятия решения о повышении тарифов… работать в условиях дефицита денег всегда было непросто и непопулярно. Нужно объяснять населению свою позицию, заниматься популяризацией инвестиционных программ.

Действительно, нельзя не отметить определенные преимущества, которые мы получаем в связи с появлением новой схемы. Так, теперь тарифы будут формироваться с учетом все необходимых затрат на инвестпрограммы региона. В повышение будут заложены такие необходимые траты, как расходы на замену оборудования, реконструкцию сетевого хозяйства и прочее. В постановлении © 108 имеются довольно четкие указания на то, чтобы при формировании предельного индекса обязательно учитывались эти нужды. Но, с другой стороны, принимая во внимание состояние нашего коммунального хозяйства, можно предположить, что запросы в этой части могут быть более чем нескромными, то есть просто непосильными для жителей.

Впрочем, документом предусмотрен и этот момент. В частности, в нем указано, что “основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги”. Решение же о том, что доступно, а что неподъемно, должен принять муниципалитет. Согласно постановлению правительства, именно орган местного самоуправления формирует предложение по установлению предельного индекса. Естественно, на основе расчетов и материалов, которые потом должны перепроверить в региональной энергетической комиссии. И в этой части тоже есть и свои плюсы, и свои минусы. Хорошо, что в таком ответственном деле в первую очередь будут учитываться предложения с мест (кто, как не представители местной власти, знают все болевые точки). Но, скорее всего, муниципалитетам придется столкнуться с непростой проблемой. Ведь необходимо уравновесить все потребности поставщиков ресурсов с реальными возможностями населения по оплате услуг. Если же эти цифры никак не сходятся, необходимо либо произвести корректировку программ развития коммунальной инфраструктуры, либо изыскать средства на поддержку отрасли в муниципальном или региональном бюджете. Правда, учитывая прогнозы аналитиков, эти деньги найти будет непросто. Конечно же, есть различные варианты частно-государственного партнерства, кредитные программы и другие инструменты. Но все же основные надежды по-прежнему связаны с возможной федеральной поддержкой.

— Сегодня рассматривается вопрос о том, чтобы заложить в бюджет 2010-го средства на субсидии регионам, которые реализуют объемные инвестпрограммы в коммунальном секторе, — сказал нашему корреспонденту Виктор Зубарев. — Однако для того чтобы их получить, необходимо предоставить все расчеты и обоснования. Если доказательства будут достаточно весомыми, регион получит средства.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА