Бизнес
В Красноярске подвели итоги конкурса «Экспортер года»
Местные компании успешно реализуют свою продукцию на иностранных рынках.
В Красноярском крае прошёл шестой по счёту конкурс “Экспортёр года”. Определено 10 победителей: пять из них представляют сектор малого бизнеса, ещё пять являются крупными компаниями. Для местных предприятий высокий рейтинг в таком чемпионате означает, что они выбрали правильный путь развития. О том, как красноярцы покоряют международные рынки в непростой экономической ситуации, мы поговорили с Наталией Абрамовой, начальником центра поддержки экспорта, работающего на базе регионального центра “Мой бизнес”.
Не ждать у моря погоды
— Наталия Александровна, кто проводит конкурс “Экспортёр года”?
— На региональном уровне этим занимаемся мы. Есть ещё два этапа: окружной и всероссийский. Туда подают заявки по желанию. У тех, кто уже стал лидером у себя в крае или области, больше шансов стать лучшими экспортёрами России.
— Смогли ли чем-то удивить жюри прошлогодние конкурсанты?
— В 2022 году нам удалось привлечь больше крупных предприятий, и в целом количество участников увеличилось. Мы впервые вручили награду в номинации “Трейдер года” — компании, которая занимается исключительно экспортом, и именно для этого была создана. Она продаёт наши знаменитые холодильники “Бирюса”, хотя сама их не производит. Хочется особо выделить участников, которые поставляют за рубеж сельскохозяйственные культуры: зерно, рапс. Это сегодня очень актуально.
— Как бизнесмены из Красноярья находят заграничного покупателя?
— Для большинства предприятий внешнеэкономическая деятельность — очередной этап в развитии. То есть люди в течение какого-то времени работают, добиваются успеха, начинают занимать твёрдые позиции на внутреннем рынке. И затем расширяют географию продаж.
Чаще всего компании из других стран выходят на наших производителей сами. Узнают о них из новостей в интернете, социальных сетей. Либо приезжают в Россию на выставки и видят интересующий их товар воочию. Но необязательно ждать с моря погоды. Можно провести маркетинговое исследование, выявить спрос на свою продукцию в мировом масштабе — и действовать.
Самый простой путь — обратиться в наш центр. Мы располагаем целым набором инструментов для поддержки экспортного проекта на всех его этапах. Всё это происходит в рамках господдержки по национальному проекту “Международная кооперация и экспорт. Если компания уже что-то вывозит за границу, мы окажем содействие в транспортировке, поможем с сертификацией, с решением каких-то юридических вопросов, переведём на иностранный язык документы, торговые знаки. Для новичков, у которых нет опыта работы с зарубежьем, но есть желание расширить рынок сбыта, организуем поиск партнёра. Можем оплатить аренду или оформление стенда на международной выставке, помочь провести бизнес-миссию. Это такой формат, когда делегация из российского региона приезжает на территорию иностранного государства и общается с целевыми покупателями.
У всякого свой вкус
— Какая местная продукция пользуется спросом за рубежом?
— Свою нишу в экспорте товаров может найти абсолютно каждая компания. Другое дело, что популярность некоторых товаров очевидна сразу же. А что-то начинает хорошо продаваться только после тщательного анализа, в строго определённые регионы. Например, в Европе высоким спросом пользуются наши грибы-лисички. До введения санкций мы их поставляли в Германию, а в этом году они улетели в Сербию.
Возможно, кого-то это удивит, но жители Объединённых Арабских Эмиратов с удовольствием едят сибирские джемы из брусники, облепихи, малины — с блинами, лепёшками, другой домашней стряпнёй. У них большое внимание уделяется семейным завтракам, и лакомство из душистых ягод идеально вписывается в утреннее меню. Джемы вывозятся под единым брендом, который разработал наш центр: чтобы всё было красиво и презентабельно.
Ещё один интересный пример: красноярские IT-компании собираются выйти на рынок Малайзии — по инициативе центра поддержки экспорта. Мы выяснили, какие у малазийцев потребности, подумали, как их можно закрыть с помощью наших ресурсов. Провели мероприятие “Час с торгпредом (торговым представителем. — Прим. авт.), нащупали сферу программирования, где существуют незанятые ниши. Рассказали о них IT-компаниям, и сейчас программисты уже целенаправленно готовятся к бизнес-миссии.
— После ввода санкций Запада экспортёры перестроили логистические цепочки?
— Да, конечно, когда европейские направления закрылись, некоторым компаниям пришлось переориентироваться на другие рынки. В первую очередь изменилась география. Я бы не сказала, что это ухудшило ситуацию. Экономика в любом случае работает, просто в другом направлении: в сторону стран Азии, Персидского залива. Где-то поменялись виды транспорта, где-то — способы взаимодействия. Но всё постепенно встаёт на свои места.
Размер не имеет значения
— На конкурсе “Экспортёр года” больше преимуществ у мелких или у крупных компаний?
— Их сложно сравнивать, поскольку они производят разную продукцию. Кто-то реализует за рубеж предметы интерьера, лечебные безалкогольные напитки вроде сбитня, дикоросы и выигрывает за счёт уникальности. А кто-то — высокотехнологичную продукцию, крупными партиями. Так, уже второй год на региональном конкурсе экспортёров побеждает предприятие “Гортехмаш-Заводы”, которое поставляет запчасти к тяжёлой горной технике в страны СНГ: Казахстан, Киргизию, Беларусь ещё со времён СССР. И ещё у них налажены контакты с Индией.
Среди компаний крупного бизнеса по результатам 2022 года одним из лучших экспортёров стал Химико-металлургический завод. Он сбывает литиевую продукцию и редкие щелочные металлы по всему миру, и особенно плотно сотрудничает с Китаем. Этот завод планирует разработать собственное месторождение, чтобы ни от кого не зависеть по сырью. Так что никаких ограничений, связанных с размером компании, во внешнеэкономической деятельности нет.
В сфере базовой продукции агропромышленного комплекса по итогам конкурса “Экспортёр года-2022” лидировала птицефабрика “Заря” из посёлка Емельяново. Как рассказали нам в пресс-службе предприятия, добрая дружба фабрики с Почётным консульством Монголии со временем переросла в эффективное сотрудничество. Из пригорода Красноярска в Монголию ежегодно отправляется порядка четырёх миллионов штук куриных яиц, и это выгодно обеим сторонам. Дело в том, что в восточноазиатской республике из-за особенностей климата практически не выращивают зерновые культуры, и птицеводство там отсутствует.