Стадион

Как развивался красноярский веломарафон?

Веломарафон почти 20 лет проводится на стыке весны и лета.

Как развивался красноярский веломарафон?
Грязевой спецучасток — самое сложное, что преодолевают велогонщики.

Всё течёт, всё меняется, и лишь одно остаётся неизменным — веломарафон “Красспорт”, который почти 20 лет проводится на стыке весны и лета. Организаторы первого заезда в 2004 году даже предположить не могли, что за короткое время их детище получит статус “культовой гонки Сибири”. И действительно, где ещё можно покрутить педали на стокилометровой дистанции и получить неплохие призовые?

Грамотно оценивать возможности

Идею создания марафона разработали три спортивных деятеля — председатель краевой федерации триатлона и велоспорта Владимир Мусиенко, руководитель велоклуба “Грязные носороги” Владимир Черников и директор магазина “Спортмастер” Константин Макаров. Изучая спортивные календари Европы, они нашли множество гонок на разные дистанции и подумали: а почему бы не сделать такое в Красноярске? Благодаря спонсорам и горспорткомитету идея была воплощена в жизнь.

Участники первого заезда вышли на старт ровно 19 лет назад — 23 мая 2004 года. Марафон проходил в двух зачётах — на горных велосипедах и на шоссейных. По задумке организаторов гонщики начинали в Большой Мурте — для этого их увезли туда на трёх автобусах, а велосипеды ехали следом в двух грузовиках. Финиш был в микрорайоне Солнечном.

Для каждой категории была своя дистанция. Горники ехали 91 километр, а шоссейники — 123, и им пришлось делать петлю на север от Большой Мурты, после чего разворачиваться в сторону Красноярска. Всего в гонке приняли участие 107 человек.Некоторые байкеры пытались взять своё не скоростью и надёжностью двухколёсного друга, а эпатажем и авантюризмом. Например, Лина Сакс выкатила на старт... раритетный шоссейный велосипед, собранный ещё в середине XX века. Правда, её рабочая лошадка сгинула на первых километрах дистанции, не выдержав суровых сибирских дорог. И это несмотря на то, что шоссейники ехали по федеральной трассе!

Но в целом сошедших было немного — всего 12 человек. В их число, кстати, попал нынешний и. о. министра спорта Денис Петровский. Тогда он был простым студентом, который любил спорт.

— Я в то время начинал интересоваться маунтинбайком — он только-только набирал свою популярность. Узнал о веломарафоне, захотел прокатиться, но своего велосипеда не было. Тогда Владимир Мусиенко сказал: “Приходи на место старта, подберём что-нибудь”. Вот это “что-нибудь” и лишняя самоуверенность сыграли злую шутку, — вспоминает Денис Петровский. — Велосипед оказался не по моему росту, плюс не хватало техники педалирования. Но я подумал: раз играю в футбол, то должен справиться. Примерно после 50 километра мои силы закончились, и я сошёл. Был хороший урок: во-первых, нужно грамотно оценивать возможности, а во-вторых, большую роль играет техника. После веломарафона я приобрёл свой маунтинбайк и вступил в клуб “Грязные носороги”. Мы с ребятами много колесили по краю. Но это уже совсем другая история.

Победителями стали Андриан Христофоров на горном велосипеде и Артём Михайлов из Ангарска на шоссейнике. Но чествовали не только их. Свою минуту славы получил 12-летний Антон Кузнецов — самый младший участник, который не побоялся и проехал почти сто километров на маунтинбайке!

Только на свои силы

Со временем веломарафон рос и развивался. Добавлялись спонсоры, увеличивался призовой фонд, с каждым годом прибавлялось количество участников. Первые гонки проходили под эгидой “Спортмастера”, а после ухода компании из проекта было утверждено нынешнее название “Красспорт”.

Главное правило веломарафона — рассчитывать только на свои силы. Поэтому на трассе нет пунктов питания или ремонтных мастерских. Велосипедисты сами должны либо заранее запастись питанием, инструментами и одеждой, либо всё добывать по пути в сельских магазинчиках. При этом помогать соперникам не возбраняется.

— В одном из веломарафонов был случай, когда у меня порвалась цепь, а выжимку, с помощью которой она ремонтируется, я не взял, — вспоминает Владимир Мусиенко. — Был риск сняться и не доехать до финиша, но один из гонщиков, проезжая мимо, кинул мне инструмент. Я починил цепь и благополучно добрался до финиша. С тех пор всегда беру выжимку с собой.

Владимир Иванович — единственный, кто принял участие во всех веломарафонах. К нынешнему, который пройдёт 10 июня, он уже активно готовится. И не только как спортсмен, но и как организатор. Согласование регламентов, приглашение участников, освещение в СМИ — всё лежит на нём.

Слепни и жезлы

На крупных мероприятиях не обходится без смешных, курьёзных и невероятных историй. Красноярский веломарафон исключением не является. За годы его проведения накопилось столько приключений, что их можно оформить в большую книгу, причём не на один том.

Самая громкая и, пожалуй, грустная история произошла в 2011 году. На спину велогонщика сел большой слепень, и соперник решил “помочь”, ударив по насекомому со всей силы. А все шли плотной группой, практически колесо в колесо. После удара по спине гонщик потерял управление, и несколько велосипедов взлетели в воздух. В итоге “доброхот” сломал шейку бедра и даже после лечения не смог вернуться в велоспорт.Но были и более весёлые истории — например, с регулированием движения на трассе. На каждом участке должен стоять волонтёр в жилетке и с жезлом. Когда вводилось это новшество, возник нюанс: жилетки нашли всем, а вот жезлов в спецмагазинах не было. До веломарафона оставалась всего неделя...

— Я интуитивно зашёл на сайт магазина игрушек и обнаружил там жезлы. Причём они соответствовали всем стандартам и стоили в два раза дешевле, — вспоминает Владимир Мусиенко. — Я купил пробный жезл, пришёл в штаб. Там сидели два полковника ГИБДД, они посмотрели и одобрили идею. Мы приобрели целую коробку игрушечных жезлов, с которыми ребята стояли на трассе. Теперь мы организуем работу по этой схеме.

На веломарафоне были и свадьбы, и песни, и даже животные. Например, Владимир Иливанов несколько раз проезжал сто километров... с котом на плече. И количество таких историй растёт, как и авторитет самой гонки.

— Мы с каждым годом стараемся делать веломарафон лучше, — отмечает Мусиенко. — Находим новых спонсоров, добавляем денег в призовой фонд, зовём лучших фотографов и видеографов. Статус культовой гонки Сибири надо поддерживать. Нас даже сравнивают с лучшими веломарафонами, которые проходят в центральной части России.

РЕКОРДЫ

На красноярском веломарафоне больше всех побеждал Дмитрий Андреев. Спортсмен из Прокопьевска праздновал успех пять раз. В женском зачёте с тремя золотыми медалями лидирует Наталья Чеботарёва из Иркутска.

Фото: личный архив Владимира Мусиенко

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА