Новости

Дорога уходит в зиму

Дорога уходит в зиму

Дорога уходит в зимуКрасноярцы давно усвоили мысль: заделывать ямки на улицах можно только в теплое время года. Однако сегодня технологии дорожной отрасли шагнули далеко вперед. И как это ни удивительно, ремонт автотрасс продолжается даже с наступлением холодов. Главное в этом деле, говорят специалисты, чтобы дождей не было.

Сентябрь перешагнул за половину, а на улицах Красноярска до сих пор кипит работа. Озадаченные горожане недоумевают: может, технологические правила дорожники нарушают? Это не так, констатируют специалисты департамента городского хозяйства администрации Красноярска, просто за последние годы в краевом центре освоена новая (и надо сказать, очень удобная для Сибири) технология холодной укладки асфальтобетонной смеси.

— Холодный асфальтобетон можно укладывать даже при температуре минус 28 градусов по Цельсию, — рассказывает начальник отдела управления улично-дорожной сетью департамента горхозяйства Алексей Исаев. — В этом году мы не впервые применяем эту технологию. В 2005—2006 годах в Красноярске на дорожных работах интенсивно использовалась литая асфальтобетонная смесь, ее укладка производилась при температуре воздуха до минус десяти градусов. А в течение 2007—2008 годов мы опытным путем испытывали холодный асфальтобетон. Исследования показали, что этот материал служит достаточно долго и позволяет поддерживать полотно проезжей части в хорошем состоянии. Потому в нынешнем сезоне можем позволить себе проводить ямочный ремонт даже в ноябре и декабре.

Впрочем, сейчас о холодной асфальтобетонной смеси говорить еще рано. Обычный, давно опробованный дорожниками горячий асфальт можно укладывать на дороги до тех пор, пока температура воздуха не опустится ниже отметки плюс пять. А это, если верить прогнозам синоптиков, практически весь октябрь. В следующем месяце погода ожидается хорошая, температура воздуха будет выше среднегодовых норм. Видимо, природа решила взять реванш за дождливое лето.

Как говорит Алексей Исаев, работы ведутся на дорогах практически всех районов города. Выделенная федеральным, краевым и городским бюджетами совокупная сумма — 603 миллиона рублей — израсходована на 70 процентов. Остальные средства предстоит освоить в осенние месяцы. Денег в этом году на ремонт улиц Красноярска выделено меньше, чем в прошлом, — мировой кризис отразился на финансировании дорожной отрасли.

— Из 1 100 существующих в краевом центре дорог ежегодно ремонтируется треть — те, что нуждаются в реконструкции, — констатирует Алексей Александрович. — А это тысячи квадратных метров ямочного ремонта.

Вот и в текущем году только по предварительным подсчетам будет заделано около 150 тысяч квадратных метров ям на улицах, ведется капитальный ремонт 18 км дорог.

Как удается за меньшие деньги делать прежний объем? У специалистов департамента городского хозяйства свой подход к проблеме. В этом году выделенные средства решили разделить и каждый месяц выставлять на аукционные торги новый объем работ. Это позволяет сохранить деньги для ремонта возникающих в процессе эксплуатации улиц выбоин.

— Если бы мы провели открытый аукцион на всю сумму в июне, когда и были выделены деньги, это не позволило бы нам заделать и половины тех ям, которые образовались в июле и августе, — поясняет Алексей Исаев. — Нельзя предвидеть, где появится выбоина, скажем, через месяц. А по новой системе деньги расходуются по мере потребности. Мы ежемесячно делаем объезды и знаем реальную обстановку на магистралях. Как только начинает разрушаться асфальтобетонное покрытие — проводим торги на выполнение ремонта.

Кстати, очередной аукцион состоится в понедельник, 28 сентября. Выигравший подрядчик примется за работу в октябре. И это не последние торги в этом году. Как говорит начальник отдела управления улично-дорожной сетью, в ноябре будут распределяться средства как раз на ту самую холодную укладку бетона. Так что ремонтный сезон закончится только накануне новогодних праздников.

Впрочем, строительство или реконструкция дороги — не просто укладка слоя асфальта. Это только видимая часть, завершающая возведение магистрали. Основа проезжей части — глубже, в прямом смысле этого слова.

— Помимо укладки асфальта в таких крупных объектах производится вынос и переустройство коммуникаций, установка освещения, строительство ливневки, установка бортового камня, — рассказывает Алексей Александрович. — Все это никто не запрещает делать зимой. Да и посадка деревьев производится как раз в октябре — ноябре.

Конечно, существуют нюансы зимнего строительства дорожной основы. Сыпучие материалы — так называемая “дорожная одежда” — должны укладываться по особой технологии. То есть гравий и щебенка не просто ссыпаются в вырытый котлован будущей улицы (толщина слоя — полтора метра), а плотно укладываются послойно. Тогда, говорят специалисты, весной не будет проседания грунта и вполне возможно на эту “одежду” положить уже “парадный мундир” — асфальтобетонную смесь.

Кстати, некоторые дороги в Красноярске строятся или реконструируются на протяжении нескольких лет. Ведь возведение достойного объекта — дело не одного дня. Таким образом, например, в этом году будет реконструироваться улица 9 Мая. В ноябре — декабре здесь выполнят подготовительный этап, а в мае следующего года положат асфальт. Ремонт улицы Калинина и вовсе растянулся на три года из-за большого объема работ.

Конечно, хочется и горожанам, и чиновникам, чтобы дороги краевого центра были ровными и качественными. Но не все еще так гладко в дорожной отрасли. Как говорят в департаменте городского хозяйства, подрядчики с годами лучше работать не стали. Но в то же время ужесточился и контроль со стороны муниципалитета. Только в этом году выдано 87 предписаний на устранение недостатков при ремонте улиц. 51 из них — по гарантийным объектам, ремонт которых был выполнен в 2006-м, 2007-м и 2008 годах, 36 — по выполнению работ в текущем году.

— Основное нарушение: перед нанесением верхнего слоя асфальта основание не очищается от пыли и грязи и не обрабатывается битумом или битумной смесью, — констатирует начальник отдела управления улично-дорожной сетью. — А это приводит к тому, что верхний слой не взаимодействует с окружающим покрытием.

Проще говоря, при таком ямочном ремонте асфальт уже через несколько дней может разрушиться и образовать выбоину. Подобные недостатки устраняются подрядчиком в обязательном порядке, и за свой счет, иначе денег за работу он не получит. Так городская администрация борется не только за эффективное расходование средств, но и за качество ремонта наших дорог.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА