Новости

Охранная грамота от “поправок”

Охранная грамота от “поправок”

Охранная грамота от “поправок”Немало архитектурных памятников в Красноярске попряталось за спины своих высотных соседей. Исторические дома, как старые люди, постепенно уступают место молодым и более сильным, теряют свою ценность под напором не только пожаров и бульдозеров, но и коммерческих интересов новых владельцев.

“В июне 2009 года, проводя экскурсию об истории архитектуры и о том, как важны пропорции для силуэта здания, я вдруг обнаружила много парадоксов, — пишет в редакцию “Городских новостей” Екатерина Гевель, член общественного совета КО ВООПИиК, заведующая лабораторией по охране наследия Красноярска. — Студенты-архитекторы увидели несоответствие досок на объектах архитектурного наследия на проспекте Мира, 35—37. Дом явно середины XIX века принадлежал золотопромышленнику Гудкову, выполнен в стиле классицизма, а на памятной доске написано: “1895 год” (в это время шел уже другой стилевой период — эклектика). Рядом в линии улицы здание женской прогимназии примерно 1870-х годов, а на доске читаем: “Дом епархиального училища, 1909 год”. Хотя расположено оно чуть поодаль — на проспекте Мира, 39. Известного в начале XX века губернского архитектора Владимира Соколовского, проектировавшего дом Зельмановича (ул. Сурикова — Маркса, 73), и вовсе неуважительно “поправили”. На историческом фото 1910 года это здание с красивым шлемообразным куполом, а теперь мы наблюдаем непропорциональный яйцевидный купол. Полное несоответствие образу”.

Специалисты констатируют: в XXI веке сложно говорить о возвращении исторических образов городской среды, утраченных в середине прошлого столетия. Высотные доминанты, существовавшие в XIX веке, сейчас не действуют. Многоэтажное домостроение неизбежно сводит к минимуму усилия прежних губернских архитекторов, старавшихся выделить ту или иную усадьбу.

— Красноярск — урбанизированный город, причем основная застройка происходила в послевоенные годы, — говорит начальник отдела культурного наследия краевого министерства культуры Юрий Тихонович. — Проекты того времени предполагали полный снос деревянной застройки, на ее месте возводились современные микрорайоны аля-Черемушки. В массовое сознание внедрялись другие ценности — индустриальное домостроение. То есть хрущевки и 97-я серия панельных домов. Поэтому мы понесли большие утраты.

В те годы практически полностью была уничтожена историческая застройка улицы Карла Маркса, почти не сохранились старые дома на улице Ленина. Больше всего зданий, спроектированных известными архитекторами XIX — начала XX века, осталось на проспекте Мира. Конечно, городские и краевые власти прилагают все возможные усилия, чтобы оградить памятники архитектуры от вмешательства внешних сил, но так уж сложилось, что центр Красноярска развивается в большей мере как административно-деловая зона. Здесь сосредоточена значительная часть офисных и торговых площадей.

— Такое переуплотнение чревато массой проблем, связанных с сохранностью исторических объектов, — считает Юрий Тихонович. — Ведь охрана — это неприкосновенность не только самого здания, но и территории, сопряженной с ним.

До недавнего времени в Красноярском крае не было нормативной базы, которая регулировала бы отношение застройщиков к среде исторического дома. Закон об охранных зонах памятников культуры появился только в конце 2008 года. И, как говорят специалисты, в краевом центре он не работает. Документ готовился слишком долго — без малого десятилетие, за это время многие памятники архитектуры потеряли положенные им средовые территории.

— Думаю, закон об охранных зонах еще будет дорабатываться, — говорит заместитель начальника управления архитектуры администрации Красноярска Владимир Чепижко. — Вышла только описательная часть, а графического приложения к документу нет.

Городская администрация еще до принятия краевого нормативного акта решила сделать шаг по пути к сохранению памятников культуры и ограничению застройки прилегающих к ним территорий.

— Институт “Красноярскгражданпроект” по нашему заказу выполнил проект планировки центральной части краевого центра, — поясняет Владимир Чепижко. — Составил реестр, в котором учтены все объекты культурного наследия. Затем, хотя и с большим опозданием, был утвержден проект охранных зон. Сейчас необходимо на всех уровнях провести инвентаризацию памятников и определить границы прилегающей к ним территории.

Когда это произойдет, неизвестно. На недавнем съезде органов охраны памятников культуры и истории глава Росохранкультуры подсчитал, что на эти процедуры может уйти шесть или семь лет. Такие сроки, конечно же, неприемлемы для специалистов, занимающихся охраной памятников на местах.

— При застройке центра города мы коллегиально рассматриваем все проекты, — рассказывает Владимир Чепижко. — Экспертная комиссия выносит свой вердикт.

Естественно, случаев, когда застройщики без разрешения занимали территорию памятника культуры, в краевом центре достаточно. Такие дела рассматриваются в суде. Архитекторы отмечают, что подобная застройка вносит диссонанс в существующий исторический ансамбль. Исправить его бывает очень сложно.

В устах архитекторов и специалистов по охране памятников культуры, характеризующих нынешнюю ситуацию в историческом центре города, как обвинение звучит слово “нажива”. Нынче ради прибыли не только строители готовы лишить горожан последних красот старой архитектуры, которая чудом сохранилась в краевом центре. Известных зодчих прошлых веков грубо “поправляют” и новые собственники значимых для культуры строений. Происходит это несмотря на закон, запрещающий какие бы то ни было переделки исторических зданий.

— Когда памятники становятся объектами частной собственности, хозяин иногда руководствуется только соображениями экономической выгоды, — констатирует Юрий Тихонович. — При этом составляющая культурного наследия, которая ценится в цивилизованном обществе, уходит на задний план. На первом месте нажива, связанная с увеличением площадей.

Например, памятник культуры — дом на улице Каратанова, 11 новый собственник надстроил галереями. И изменил его внешний облик. Другой пример: речной вокзал Красноярска. Хозяин решил реконструировать объект, остеклив его южную галерею. Тем самым опять же желая увеличить площадь здания. Сейчас в этой ситуации разбирается прокуратура, строительство заморожено.

Кстати, те самые памятные доски, которые перепутаны на домах проспекта Мира (в отделе культурного наследия краевого министерства культуры нам пообещали проверить соответствие надписей стилю и назначению строений), не только информируют население, но и охраняют здание от лишних посягательств. Такая табличка как будто говорит недобросовестным горожанам: дом под охраной государства, любые посягательства на него или прилегающую территорию уголовно (или административно) наказуемы.

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА