Новости

Аренда гладиаторов

Аренда гладиаторов

Еще не успел развернуться во всю мощь конфликт “РусГидро” и “Русского алюминия” — напомним, речь идет о дележке денег и новой схеме энергопотребления после Саянской катастрофы — как Красноярский край стал свидетелем очередной мощной схватки олигархов.

Входящий в десятку крупнейших финансовых учреждений России “Альфа-банк” объявил о том, что инициирует процедуру банкротства предприятий “РУСАЛа”. В число потенциальных банкротов вошел и КрАЗ. Вообще-то для тех, кто внимательно следит за деловой информацией, претензии “Альфы” к владельцу “Русского алюминия” Олегу Дерипаске — отнюдь не новость. Собственники банка Петр Авен и Михаил Фридман около года не устают напоминать, что металлурги не возвращают набранные ими кредиты. Сумма задолженности, по разным источникам, — около ста миллионов долларов. По другим данным, она намного больше — от 500 до 700 миллионов, ведь претензии кредитора к предприятиям Дерипаски не ограничиваются алюминиевыми компаниями: в должниках “Альфа-банка” также числятся “Главмосстрой”, ГАЗ и Байкальский ЦБК.

Это первый повод к недоумению. И обороты “Альфы”, и доходы “РУСАЛа” многократно превышают эту цифру: например, один только Красноярский алюминиевый завод может нашлепать металлических чушек на 100 млн долларов за два месяца. Значит, дело в чем-то другом, в чем не могут разобраться богатейшие промышленники России — по версии “Форбса”, Дерипаска, Авен и Фридман остались даже после кризиса долларовыми миллиардерами; что им какие-то сто миллионов? Тогда напрашиваются, как минимум, две версии происходящего.

Как проинформировала нашу газету начальник пресс-службы “РУСАЛа” Людмила Нарицына, компания “расценивает действия “Альфа-банка” как попытку рейдерского захвата КрАЗа”. По ее словам, мы стали забывать об историях 90-х годов, когда в результате рейдерских захватов менялись собственники и менеджеры, а заводы, их работников и города, где расположены эти заводы, постоянно лихорадило. Но история с “Альфой” как раз из далеких девяностых.

В холдинге Дерипаски уверяют, что “Альфа-банк” — один из 78 кредиторов РУСАЛа, с которыми компания с конца прошлого года ведет переговоры о реструктуризации задолженности. В марте 2009 года 77 банков подписали соглашения о замораживании платежей на время проведения переговоров об условиях реструктуризации. (Кстати — общая сумма русаловского долга перед всеми кредиторами, по информации ряда деловых агентств, достигла 20 миллиардов долларов.) И только “Альфа-банк” отказался это сделать. При этом за долгие месяцы переговоров он так и не смог выработать конструктивную позицию.

Теперь становится понятно, почему: целью Авена и Фридмана, как пишут нам из московской пресс-службы “Русского алюминия”, является рейдерство. “Очевидно, у “Альфы” нет желания управлять заводами (история с захватом в 1999 году Ачинского глиноземного комбината — тому пример), но есть желание привести к дестабилизации их деятельности, чтобы воздействовать на руководство “РУСАЛа” и получить нечто более интересное. “Действия “Альфы” направлены против интересов государства и общества, поскольку в сложной ситуации экономического спада менеджмент компании и заводов предпринимает успешные меры не просто для выживания, но и для сохранения позиций российского лидера мировой алюминиевой отрасли, и государство помогает сохранить производство на этих предприятиях, а “Альфа” их банкротит. Мы будем всеми силами противостоять разрушительной политике банкиров”, — резюмирует госпожа Нарицына.

В одном, по крайней мере, столичные PR-специалисты правы. В свое время экс-депутат Законодательного собрания края и одновременно менеджер дочерней компании “Альфа-Эко” Глеб Фетисов приложил немало усилий к тому, чтобы захватить глиноземный завод. Выступая на семинаре “Рейдерство и методы борьбы с ним”, который в 2006 году организовали администрация края и союз товаропроизводителей и предпринимателей, эксперт Александр Федотовских заявил, что “Альфа” де-факто является первым номером в рейдерской табели о рангах России. “Один пример — организатор первого в крае классического рейдерского захвата, менеджер компании “Альфа-Эко” Глеб Фетисов, в свое время поглотивший Ачинский глиноземный комбинат, сегодня миллиардер и член Совета Федерации”, отметил он.

Интересно, что как только информационная война между финансистами и металлургами началась, в “РУСАЛе” объявили о начале погашения долга перед “Альфой”. Как сказали буквально на днях “Городским новостям” в пресс-службе алюминиевого завода, “Русский алюминий” полностью выполнил текущие финансовые обязательства перед кредиторами, но “Альфа” не поспешила отозвать иски из арбитражных судов. Обстановка, как видим, накалилась до предела. Должники еще раз выдвинули версию о том, что банкирам нужны не столько деньги, сколько активы “РУСАЛа” — то есть работающие алюминиевые заводы. А таких только в Сибири у Дерипаски пять. И хотя мировая цена на алюминий сейчас опустилась на самый низкий уровень за последние двадцать лет, судя по всему, Авена и Фридмана интересует не это. Профессиональные управленцы хорошо понимают, что рынки рано или поздно пройдут дно кризиса, капитализация “РУСАЛа” вырастет, и тогда его можно будет выгодно перепродать. Как вся эта ситуация выглядит в социальном аспекте, олигархов, видимо, абсолютно не интересует. Угрозе банкротства подвергаются заводы с общей численностью работающих 35 тысяч человек. Под ударом оказывается стратегическая отрасль страны.

Но настало время сказать и о второй версии событий.

Олег Дерипаска — далеко не ангел с крылышками, о чем рабочие КрАЗа помнят еще с весны 2000 года — момента покупки им завода. Новый хозяин сразу же сократил социальные выплаты, а два года спустя провел так называемый аутсорсинг — то есть уволил с профильных заводов семь тысяч человек и пристроил их в некие сервисные центры. Зарплата металлургов стала резко отставать от темпов инфляции. В то же время “Русский алюминий” увел в оффшорную, то есть безналоговую, зону еще одну выгодную покупку — Красноярскую ГЭС. И занялся, пожалуй, самым нелепым и труднообъяснимым проектом — массовой скупкой зарубежных заводов. Если Дерипаска делал это только для того, чтобы развесить на стенах цехов лозунги “РУСАЛ — компания пяти континентов”, то единственным приятным воспоминанием от тех времен осталась идеология. А вот 20-миллиардный долг, часть которого арестовали уже и за границей, — вещь уже неприятная и прямо связанная с замечательным плакатиком.

“Скорее всего, “Альфа-банк” своим иском к “дочкам” “РУСАЛа” хочет упрочить свои позиции в борьбе за другие, более проблемные долги”, — предполагает аналитик крупного российского банка Николай Сосновский. Может быть. Но, кроме всего прочего, совершенно очевидно и другое. Общественное мнение России, и раньше-то не особо благоволившее к миллиардерам — владельцам крупных компаний, теперь, во-первых, еще теснее сплотится вокруг Кремля, который уже не раз разрешал сложные ситуации в частной индустрии (Пикалево, “Русский вольфрам”, “Мечел”, тот же ГАЗ: всем рабочим выплачивали долги по зарплате). И, во-вторых: позитивный выброс пропаганды, судя по всему, будет сделан не на “жадного и склочного олигарха”, а на “справного предпринимателя” регионального или городского уровня, который на яхтах не катается, девушек в Куршевель не возит, а строит детские садики и вообще считает свой бизнес “социально ответственным”. Неожиданное подтверждение этому красноярцы получили, узнав о сенсационном визите Александра Хлопонина в село Глядено, — вотчину Анатолия Быкова. О последнем официальная краевая пресса не писала ни строчки несколько лет. Невооруженным глазом видно, что в России действительно начались системные перемены.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА