Проспект культуры
В Красноярском крае проходит III Международный фестиваль Юрия Башмета
Всего в регионе организовано шесть концертов: в Красноярске, Норильске и Зеленогорске.
Фестиваль Юрия Башмета – это не только праздник для всех любителей музыки, но и шанс для молодых музыкантов из регионов быть услышанными. Помимо грандиозных концертов, великий скрипач современности отбирает лучших молодых исполнителей в созданный им 10 лет назад Российский юношеский оркестр.
24 мая Башмет и его камерный ансамбль «Солисты Москвы» дали концерт в Зеленогорске. 25 мая красноярцы смогли увидеть совместную работу московских гостей с Красноярским академическим симфоническим оркестром, Красноярским филармоническим оркестром и Красноярским камерным хором.
Еще один уникальный концерт состоится завтра, 27 мая. В исполнении «Солистов Москвы» прозвучат бессмертные произведения Моцарта. Завершатся гастроли выступлением в Норильске 28 мая.
Юрий Башмет – известнейший в мире альтист. Ему аплодировали слушатели в Карнеги-холле, Ла Скала, Берлинской филармонии. Не менее известен в мире и уникальный инструмент Башмета – скрипка, которой уже 265 лет. Ее создал тот же автор, что когда-то создавал скрипки для самого Моцарта.
Помимо музыкальных выступлений, Юрий Башмет огромное внимание уделяет преподавательской и наставнической деятельности. Поэтому, несмотря на плотный гастрольный график, он решил встретиться с музыкантами Сибирского юношеского оркестра, некоторые из них смогут попасть в ряды аналогичного оркестра федерального масштаба.
В преддверии концертов в Красноярске Юрий Башмет пообщался с юными исполнителями и ответил на интересующие их вопросы.
О свободе творчества
— Надо понимать разницу между свободой и анархией. Академическое образование необходимо, это именно та основа, которая позволяет музыканту фантазировать и импровизировать. Анархия – это работа без основы. Да, она тоже имеет место быть. Но вы однозначно потеряете в качестве звучания, запутаетесь в интонациях, переходах. А если основа есть – можно позволить себе шутить и хулиганить, на здоровье. Чтобы быть свободным, нужно быть дисциплинированным. И вообще, свобода от чего? Вы представляете себе бесконечность галактик? А как вы можете знать, что космос бесконечен, если вы не знаете, где он начинается? От чего отсчет? А это – вы сами. Вы, ваше усердие, ваши бесконечные повторения одного и того же, через боль, через скуку, через апатию. Но если вы это осознаете, то ваша музыка станет бесконечной.
Об учителях
— Меня часто спрашивают мамы моих музыкантов из Российского юношеского оркестра – сколько часов в день ребенку можно заниматься? Напомню, самой младшей моей гобоистке всего 9 лет. А столько, пока не начнет получаться. Вы сами – главный свой учитель. И мама тоже, да. Я в детстве очень любил книгу «Три мушкетера». Мама заставляла меня разучивать гаммы, я что-то пиликал, а сам украдкой читал, параллельно. И вдруг в какой-то момент понял, что я не упражнения играю, а Дюма. Вот прямо те картинки, которые при прочтении воображение рисует, проигрываю. И я так этому обрадовался, что, оказывается, скрипка может рассказывать не хуже, чем писатель. И решил проверить. Решил сымитировать на скрипке свой собственный голос, как я зову маму. Она в тот момент была на кухне. Десять минут мучился, пытался сыграть слово «мама», никак не получалось. Пока она вдруг не пришла и не спросила – ты меня звал? Тогда я точно стал уверен, что буду музыкантом. Так что сами ставьте перед собой задачи и добивайтесь их исполнения. Никто лучше вас вас и не научит.
О гениальности
— Многие знают, что мой любимый композитор – Петр Чайковский. Почему я считаю его гением? Знаете, когда только зарождался жанр оперы в средние века в Европе, она звучала совсем иначе, нежели сейчас. В чем-то была похожа на рэп. То есть там были арии, своего рода хиты, многие из них до сих пор считаются величайшими образцами музыкального и певческого искусства. А вот между ними исполнители играли очень незамысловатую мелодию, под которую какой-нибудь артист рассказывал, что происходит на сцене. Ну, то есть, вот певица арию отпела, а этот чтец говорит: и тогда она решила сбежать из дома, или там убить мужа, или изменить любовнику, там в зависимости от сюжета. Так вот, эти переходные мелодии были примитивными. У Чайковского они тоже были, как и сейчас, между ариями сохранились эти переходы. Но только у него они были гениальными, при этом оставаясь простыми. Я считаю, это главный показатель, когда просто, понятно, но до мурашек.