Новости

Сбор всех частей

Сбор всех частей

Руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов заявил, что нашел новую эффективную схему контроля над предприятиями. Его ведомство намерено запретить компаниям снимать со счетов деньги на заработную плату без одновременного перечисления в казну налога на доход. “Эта практика существовала в советские времена и была очень успешной, но сейчас о ней забыли, и предприятия копят огромные долги по налогам на доходы физических лиц — НДФЛ. Они снимают со счетов деньги якобы на зарплату, но в действительности цели снятия неизвестны”, — сокрушенно сказал Михаил Мокрецов. При этом изобретение налоговиков поддержали и в Министерстве финансов. Сотрудник этого денежного ведомства, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что компании попросту держат у себя подоходный налог и не спешат перечислять его в бюджет, фактически кредитуясь у государства: они пользуются этими средствами, так как пеня ниже ставки по банковским кредитам.

Если учесть тот факт, что свод налоговых и финансовых законов — один из самых сложных документов не только в России, но и во многих странах мира, — подробный разбор новшества ФНС на газетной странице явно не поместится. Зато суть его определить не так уж и сложно. Налоговое ведомство, теряющее в условиях кризиса определенную часть сборов в бюджеты, решило ужесточить подход к бизнесу, то есть обложить его новым фискальным правилом. Любопытно, что ФНС постеснялась откровенно поставить зарплату в “очередь” вслед за перечислением налога на доходы физлиц и применило корректное слово “одновременно”. А это, собственно, означает вот что. Перечислит какой-нибудь завод жалованье рабочим, а двумя секундами позже пройдет платежное поручение по НДФЛ — и ему могут выставить такой штраф, что мало не покажется. Но могут и промолчать. Гораздо вероятнее, что кара последует, если предприятие задержит зарплату на несколько мгновений после платы налога физлиц. Но это в идеале. А в реальности?

Ловушка здесь, по-видимому, вот в чем. Объем НДФЛ — только 13 процентов от суммы заработной платы, и бизнесмену гораздо проще заплатить его. И “одновременно” заработная плата может быть полной, частичной, “реструктурированной” и вообще какой угодно — государство всегда относилось к ней достаточно снисходительно. Пока Путин в Пикалево не приедет.

А вот налог — вынь да положь. Хоть роди, как говорится. Может быть и такое, например: большой холдинг своевременно перечислит в бюджет 10 миллионов рублей НДФЛ и 5 398 рублей 45,6 копейки зарплаты рабочим. Ну, не всю. Зато в один день.

Очень хотелось бы, чтоб до подобной трактовки новшества ФНС не доходила. Заметим, пока эта задумка еще не стала законом, но меня почему-то гложет нехорошее предчувствие, что станет им обязательно. И ФНС, и Минфин, и правительство работают с Думой в тесной упряжке и с единого пути не сбиваются. Особенно в том случае, когда надо изобрести новый способ пополнить государственную казну.

Юристы говорят о неэффективности этой меры, а бизнес — о ее недопустимости в условиях кризиса. 70 процентов поступлений от НДФЛ направляются в региональные бюджеты. По данным ФНС, в январе — августе 2009 года в казну перечислено 1,05 триллиона рублей, что всего на 0,6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но, как заявил Михаил Мокрецов, в 2008 году по результатам проверок выявлено более 20 миллиардов рублей неуплаты налога с доходов. Поскольку проверки охватывают только 3 процента налогоплательщиков, фискалы надеются, что новация позволит значительно пополнить региональные бюджеты. К бабке не ходи — бизнесменов ждут поголовные проверки и комиссии.

Но, по мнению чиновников, снятие денег на выплату зарплат со счетов уже после уплаты НДФЛ гарантирует поступления в Пенсионный фонд и позволит отказаться от проверки уплаты подоходного налога. В Российском союзе промышленников и предпринимателей предложение ФНС назвали “жестким для бизнеса, но оправданным для государства”. А вот председатель “Деловой России” Борис Титов оценил инициативу крайне негативно. Он уверен, что “государство пытается за счет бизнеса решить свои проблемы”. “Кроме того, реализовать идею ФНС невозможно, потому что есть закон о том, что за невыплату зарплаты работодатель несет уголовную ответственность, — говорит Борис Титов. — В такой ситуации компании будут просто закрываться”.

Неясно, какую роль будут играть банки, которые обязаны выдавать средства клиентам. “Банк не может контролировать правильность исчисления налогов”, —
напоминает руководитель департамента налогов и права аудиторского ООО Эдуард Кучеров. Проблемы будут у тех, кто не обязан уплачивать налог, например, при наличии у работников льгот или переплаты налога в предыдущие периоды. “Предложение господина Мокрецова противоречит законодательству о банкротстве и Гражданскому кодексу, устанавливающим очередность списания средств со счета, — говорит замруководителя департамента налогового и финансового консалтинга одной из столичных инвестгрупп Елена Потемина. — А тот аргумент, что снятие средств на зарплату — способ обналички, вряд ли поможет в борьбе с этим злом: компании, наверняка, придумают другой повод снимать наличные”.

Сергей Шаповалов, консультант юридической компании, считает, что сопротивление уплате налогов присуще любому человеку, это естественно: никто не хочет расставаться со своим. Даже самые сознательные люди задумываются и в результате, когда платят, практически просто смиряются. Поэтому вопрос состоит не в сознательности, а в разумности налогов: граждане готовы какой-то частью делиться, когда понимают, что государство оказывает им какие-то услуги — защищает, обеспечивает бесплатное здравоохранение, пенсии и так далее. Что это за часть? “Сказать сложно, ведь вопросы налогообложения у нас даже вычеркнуты из списка возможных тем для референдума. Здесь нужны все-таки опыт и определенная жесткость, хотя недовольные будут всегда. Ну а если вернуться ко дню сегодняшнему, то вполне возможно, что в кризис кто-то ушел в тень. Тот же малый бизнес, как правило, ставят перед следующим выбором: или он банкротится, или нарушает закон и уходит от налогов. Но это ведь не выбор! А отсутствие поддержки других вариантов не дает. Так что налоговая политика, безусловно, должна быть гибкой. Хотя реализовать эту идею, боюсь, будет непросто”, — добавил Шаповалов.

Депутат Законодательного собрания Валерий Сергиенко так прокомментировал нашей газете изобретение ФНС: “Это мы уже проходили. В девяностые действительно можно было показывать любой размер зарплаты и она “стояла в очереди” в хвосте за налогами. Затем здравый смысл возобладал. Выплату жалованья законодательно поставили на первое место в платежах предприятия. Но то, что происходит сейчас, — наступление на интересы простого гражданина, живущего на зарплату”.

По мнению наших экспертов, единственной надеждой на то, что замысел ФНС не превратится в закон, является Генеральная прокуратура. Она показала на примере отмены законопроектов МВД, что силовики еще остаются на страже интересов общества.

 

 


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА