Новости

Сибирский Левитан

Сибирский Левитан

Сибирский ЛевитанСейчас в мире царит концептуальное искусство, где идея главенствует над воплощением замысла… Может, оно, конечно, и имеет право на жизнь, считает народный художник России Тойво Ряннель, но уж точно не греет душу. На протяжении многих лет он верен одному направлению — реализму, считает его самым прекрасным и человечным.

— Мои работы несут положительный заряд энергии, — говорит Тойво Васильевич. — Они про человека и для человека. В них не надо искать потаенных смыслов, как в современной зауми. Все просто: вот Ергаки, вот Енисей, вот Лапландия, вот русалочка Андерсена…

Наш именитый земляк вновь в Красноярске! Хотя он покинул город еще в середине 90-х годов прошлого века, но до сих пор не может расстаться с енисейским краем. Приехал в Сибирь, чтобы отметить 25 октября свой восемьдесят восьмой день рождения. Но художник не ждет подарков, он дарит их сам. Главный из которых, конечно, его работы — в минувшую среду в Красноярском музейно-выставочном центре (пр. Металлургов, 13а) открылась выставка живописца “Мой белый свет”. Эта экспозиция стала первой в череде юбилейной серии выставок, посвященной 90-летию Тойво Васильевича (так захотел сам мастер), которые пройдут в различных городах России, Финляндии и Германии.

Красноярцы смогут увидеть целую галерею живописных работ (более 70) Тойво Ряннеля, выполненных в разные годы его творческой деятельности. Все произведения художника пронизывает красота, суровая, нежная и мужественная одновременно. Центральное место в экспозиции, как и во всем его творчестве, занимает пейзаж. Родная природа для Тойво Ряннеля — богатейший источник глубоких переживаний и неожиданных открытий. “Сама природа предлагает композиционные решения, учит меня молча, терпеливо: чувствуй, запоминай, выбирай самые выразительные сочетания красок, способные взволновать твоих зрителей, позвать в безграничный мир красоты, будить в них чувства добрые, гордость за свою землю, за свой дом”, — так художник описал свое творческое кредо.

“Горные кедры”, “Тропа великанов”, “Рождение Енисея”, “Сердце Саяна” — можно долго перечислять полотна художника, составляющие сегодня сибирскую классику. И в них во всех разлито жизнелюбие. В них солнце плещется через край багета; в них серебрятся горы нетоптаного снега; гудят ветра…

Его картины обошли полмира, а сам он смог выехать за границу лишь в 90-х, после реабилитации. В настоящее время Тойво Ряннель живет на своей исторической родине — в Финляндии, но называет себя “сибиряком”, потому что большую часть жизни прожил в Красноярском крае. Десятилетним мальчишкой он приехал с раскулаченными родителями в суровый край, но считает, что именно эта среда научила его терпению и мудрости, а также подарила счастливые моменты творчества.

Первое признание пришло к Тойво Васильевичу в десятилетнем возрасте, когда он рос в рабочей колонии. В бараке ютилось около сто человек, и его часто просили нарисовать портрет, чтобы отправить родным вместо фотографии. Кроме этого, будущий художник фиксировал на бумаге все, что видел вокруг: природу, изнурительный труд рабочих, бытовые сцены из их жизни. Однажды бригадир предложил организовать в бараке выставку его рисунков и карикатур. Неожиданно для подростка она имела потрясающий успех. Ему пожимали руку мужики, которые еще недавно давали подзатыльники. А в обед посадили рядом с бригадиром и дали кусок конины — обычно мясо детям не полагалось. Тогда он понял: его труд достоин уважения.

— На постоянное жительство меня пригласил в свое время сам президент Финляндии, — рассказывает Тойво Ряннель. — И так как в России пенсия тогда была ничтожно маленькой — двести рублей, а крыша моей мастерской протекала, то я согласился уехать. Там мне дали бесплатную квартиру, и до сих пор за меня государство платит. Подобных мне называют политэмигрантами, но сам я себя таковым не считаю. Говорю, что по национальности я сибиряк. В Финляндии не только занимаюсь живописью и участвую в выставках, но и издаю книги, являюсь членом Финского ПЕН-клуба, это очень сильная организация. Когда Василь Быков, который прожил в Финляндии полтора года, вернулся на родину, в Белоруссию, умирать, ему там не нашлось надгробия — и из Финляндии, из ПЕН-клуба, прислали памятник. Президент Белоруссии нас поблагодарил.

К сожалению, на исторической родине картины художника-реалиста Ряннеля продаются мало. Говорит, что ему очень сложно делать в Финляндии свои вернисажи. А чтобы твои работы видели и покупали, необходимо постоянно выставляться.

— Проблема в том, что у власти финского изобразительного искусства стоят бездари и абстракционисты, — пояснет Тойво Ряннель. — Я как-то хотел принять участие в одной выставке и надеялся, что уж по жанру пейзажа получу премию точно. Но! Пришел в галерею, там заправлял какой-то молодой человек, который сказал, что я не подхожу им по стилю. Глянул — действительно не подхожу, там всякие тряпки, нелепые фотографии... В общем, концептуальное искусство, где уж мне со своим реализмом… Подошел к старикам-реалистам, которые стояли в сторонке. Они мне говорят: “Что, выкинули тебя? Это хорошо, нам хоть не так обидно — нас ведь тоже выкинули!”.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА