Новости

Суровые годы уходят

Суровые годы уходят

Правительство Красноярского края обнародовало прогноз социально-экономического развития региона на 2010—2012 годы. Консолидированная мысль наших чиновников такова: экономика территории “продолжает развиваться даже в условиях ограниченного спроса и низкого уровня цен на продукцию предприятий металлургического и лесного комплексов края”. “В текущем году ситуацию удается нивелировать благодаря крупным проектам, которые реализуются на территории края, началу промышленной эксплуатации Ванкорского месторождения и антикризисным мерам кабинетов министров края и Федерации”, — отметил на заседании первый заместитель министра экономики Михаил Бершадский.

Однако некоторые работники правительства полагают, что специфическая борьба с отдельными финансовыми трудностями, “переползшими” к нам от мирового кризиса, вряд ли позволит увеличить доходы населения. Они, скорее, снизятся, по предварительным оценкам — на пять с небольшим процентов. Главной причиной тому в правительстве края считают инфляционные процессы, на которые Красноярский край, даже “продолжающий развиваться”, повлиять вряд ли сможет. На днях, кстати, президент Дмитрий Медведев снова весьма резко охарактеризовал состояние российской экономики, которая, по его словам, остается в целом зависимой от мировых цен на сырье. А это, как подчеркивают в Кремле, прямая преграда к технологическому и менее зависящему от инфляции пути развития.

Вот и краевой премьер Эдхам Акбулатов говорит, что “следующий год будет очень сложным”. Из-за всех этих слабо предсказуемых передряг финансистам региона пришлось провести, по мнению Эдхама Шукриевича, самый тщательный в истории края анализ целесообразности каждой бюджетной строки. Иначе говоря, нам предстоит экономить буквально на всем.

Однако депутат Законодательного собрания Сергей Шахматов, комментируя “Городским новостям” тему ближайшего социально-экономического будущего Красноярского края, убежден: опасаться следует не столько населению, сколько отдельным компаниям.

— Доходы граждан либо останутся на прежнем уровне, либо даже немного поднимутся. Об этом свидетельствуют выкладки наших экспертов. Что же касается пессимистической оценки премьера на 2010 год, тут необходимо понимать: будущий год действительно окажется сложнее нынешнего, потому что в 2009-м мы жили на инерционных процессах некризисного 2008-го. А нынче развития, как вы понимаете, не было, наблюдался, особенно зимой и весной, спад экономики, — считает парламентарий.

Парадокс текущего момента вот в чем: выходом из “дна” кризиса для Красноярского края можно уверенно называть запуск промышленной нефти Ванкорского месторождения. В Законодательном собрании уже готовятся к повышенному сбору налогов от этого крупнейшего инвестиционного проекта, потому что добыча нефти растет. Кроме того, прогнозируется также увеличение объема переработки древесины и производства изделий из дерева на 10 процентов в будущем году — такие данные представлены в прогнозе социально-экономического развития от Михаила Бершадского. По его словам, в 2010 году заложено увеличение объемов производства на 10 процентов по отношению к ожидаемым объемам 2009 года. “Увеличение произойдет как в результате дозагрузки действующих предприятий, так и в результате реализации новых проектов. Имеются в виду запуск Енисейского фанерного завода, увеличение производства в 2010 году на предприятии “Сиблес” и в последующие годы еще ряд проектов из перечня приоритетных”, — рассказал чиновник.

— Тут важно понимать, что нам удалось сохранить инфраструктуру лесопромышленной отрасли, — продолжает Сергей Шахматов. — Вот, скажем, в Иркутской области ее не удержали. Рынок отреагировал на это немедленно, и нам стоит прогнозировать рост объема продаж, в том числе и там, где раньше господствовали иркутяне. Есть и такой фактор из серии: не было бы счастья, да несчастье помогло. Из-за трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС все энергетические станции заработали на полную мощность. Потребление угля повысилось, по некоторым данным, на 14 тысяч тонн в сутки. Вы представляете себе, что это новые, ранее не предусмотренные налоги!

Пошли вверх, хотя и не так значительно, мировые цены на никель и алюминий — столпы красноярской промышленности. Золото, между прочим, вообще мировые рекорды бьет, а оно тоже в крае добывается и перерабатывается. Непонятно только, надолго ли эта тенденция роста сохранится. Но вопросы выручки “Норникель” и “Русал”, как я думаю, уже частично решили.

И еще, Федерация, поняв, что край год назад пострадал от кризиса больше многих других регионов, наконец решила помогать нам всерьез. Подбросила в бюджет только что семь миллиардов рублей, — резюмировал депутат Законодательного собрания.

На вопрос “Городских новостей”, почему в разных ветвях власти оценивают прогноз социально-экономического развития края по-разному: одни — оптимистично, другие — пессимистично, источник нашей газеты, пожелавший остаться неназванным, ответил:

— Понимаете, параметры мировой экономики сейчас зыбкие и ненадежные как никогда. Никто с уверенностью не может сказать вам, что завтра будет с никелем, золотом, алюминием. И тогда расчеты краевого правительства снова придется корректировать. Но есть и политический, точнее, психологический момент. Чиновники страхуют себя в глазах общественного мнения. Если доходы населения действительно упадут, а экономика “просядет” — что ж, в ход пойдут объяснения об объективных причинах. Если же решающую роль сыграют такие факторы, как тот же лес, Ванкор, металлургия, всегда можно сказать, что рассчитывать надо на худшее, а надеяться на лучшее. Прогноз есть прогноз! Здесь никогда нельзя расставлять точные, а тем более самоуверенные оценки.

В самом деле, если немного проанализировать фрагменты выступления на заседании правительства главного докладчика — Михаила Бершадского, — мы можем сделать вывод, что министерство экономики подошло к оценке 2010—2012 годов крайне осторожно. Например, замминистра сказал: “В промышленном производстве края в 2010 году прогнозируется сохранение ситуации, сложившейся в течение 2009 года. Только в 2011—2012 годах будет небольшой рост, который позволит частично восстановить утраченные в предыдущий период позиции. Изменению тенденции будет способствовать оживление экономической деятельности на фоне стабилизации положения на финансовом и мировом рынках, а также продолжение реализации в крае ключевых проектов в добыче полезных ископаемых, энергетике, лесном комплексе…” Он же довольно сдержанно предсказал и уровень инвестиционной активности: какой она была в этом году, такой же будет и еще три года. К слову, на фоне других субъектов Федерации Красноярский край явно не входит в первую десятку капитальных вложений — размеры сумм будут колебаться вокруг 200 миллиардов рублей в год. Очевидно, Россия выбрала как минимум две инвестиционные точки подъема — Сочи и саммит АТЭС на Дальнем Востоке, куда требуются уже долларовые многомиллиардные вложения. Пока же о временах, когда край бил все рекорды инвестиций, придется временно забыть.

Бершадский полагает, что индекс промышленного производства у нас незначительно снижается. В частности, по сравнению с 2008 годом — на четыре десятых процента. Эту цифру тоже можно оценивать по-разному: с одной стороны, снижение не рост, а бяка, с другой — во времена кризиса 99,6 % — это, в принципе, сохранность промышленности… Тем более что в России такой индекс намного хуже, чем в крае. Почему же мы не “рухнули”?

— Во многом это произошло за счет добывающей промышленности. Так, там индекс промышленного производства в крае по итогам 2009 года прогнозируется на уровне 170 процентов. Такие показатели стали возможны благодаря запуску в этом году в промышленную добычу Ванкорского нефтегазового месторождения, — пояснил первый заместитель министра. Говорят, что первые налоги с Ванкора появятся в декабре. Вот заживем-то…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА