Новости

Остановите музыку?..

Остановите музыку?..

Остановите музыку?..Дом, где находится детская музыкальная школа, можно узнать, вернее, услышать издали, не читая вывески. Сколько разных удивительных звуков несется из него! Неуверенные гаммы на скрипке и быстрые фортепианные пассажи. А вот слаженное звучание детского хора и монотонное повторение простенькой мелодии на рояле — это пишут музыкальный диктант...

Детские музыкальные школы есть сейчас почти в каждом городе и крупных поселках России. В них обучаются тысячи ребят. Каждый, поступивший в музыкальную школу, учится играть на каком-нибудь инструменте — рояле, скрипке, виолончели, баяне… Кроме занятий на своем инструменте, каждый ученик посещает уроки сольфеджио — развития слуха, где пишут музыкальные диктанты, учатся узнавать на слух различные интервалы и аккорды, поют по нотам с листа и изучают основы важной музыкальной науки. Для всех предназначены и уроки музыкальной литературы, и хор, петь в котором очень интересно и полезно для юного музыканта любой профессии. На них педагог знакомит своих учеников с лучшими, наиболее выдающимися произведениями мировой музыкальной культуры, рассказывает об их особенностях, об истории их создания и, конечно, об их создателях — великих композиторах прошлого и современности.

Очень интересна история открытия первой в нашей стране детской музыкальной школы. В 1918 году рабочие знаменитого Путиловского завода пришли к Ленину с просьбой организовать художественную студию для их детей: они хотели, чтобы дети рабочих могли осуществить завоеванное их отцами право на приобщение к искусству. Несмотря на тяжелое положение в стране, на множество важных и неотложных дел, Ильич нашел время заняться просьбой рабочих. Им выделили роскошный особняк на Рижском проспекте.

Из музыкального магазина на платформах, которые тащил по трамвайным рельсам маленький паровозик, в особняк привезли инструменты. Туда были приглашены лучшие педагоги Петрограда. Узнав об открытии Детской художественной студии (так называлась она тогда), в нее хлынули дети рабочих. Занимались они увлеченно, старательно, и уже в июле 1920 года состоялся первый концерт учащихся. Детский духовой оркестр встречал Ленина, приехавшего на Второй конгресс Коминтерна. В 1937 году студия была преобразована в Детскую музыкальную школу. В 1961 году, в память об истории основания школы, ей было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

Вымирающая профессия

Вот такая трогательная история в стиле “Ленин и дети” случилась почти сто лет назад. Собственно отсюда, наверное, можно отсчитывать историю зарождения музыкального профессионального образования в советской России, которая признана во всем мире уникальной. Музыкальная школа — училище — вуз — именно эти три ступени должен пройти каждый уважающий себя музыкант. Система русского непрерывного художественного образования очень ценится на Западе, приводит в восхищение именитых музыкантов. Именно на ее основе готовятся до сих пор новые поколения музыкантов.

Но как показывает жизнь, система, отработанная десятилетиями, разрушается. В музыкальных школах падает набор, многие дети бросают обучение на полпути. В Красноярском крае количество последних — более сорока процентов.

— В крае сегодня 123 школы искусств, в них учатся тысячи детей, но далеко не все завершают начальное образование, и лишь один из десяти выпускников стремится продолжить обучение творческой профессии, — озвучил цифры на прошлой неделе министр культуры Красноярского края Геннадий Рукша. — Очень тревожит факт, что все меньше детей обучается игре на скрипке, виолончели, баяне, аккордеоне, медных духовых инструментах. Между тем развитие творческого потенциала молодежи в современных условиях является государственным приоритетом, это вопрос национальной безопасности России.

Если дело так пойдет и дальше, то в скором времени профессия учителя музыки станет раритетной, на вес золота, наших детей некому будет учить. Это касается как дополнительного, так и профессионального образования. Уже сейчас средний возраст почти половины преподавателей детских музыкальных школ и училищ близок к пенсионному. Доля работающих специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в возрасте старше 50 лет составляет почти 35 процентов. Ежегодно эта цифра увеличивается.

В то же время поступление выпускников детских школ искусств в профильные учреждения среднего и высшего профессионального образования по краю неуклонно сокращается. Если в 2007 году этот показатель составлял более 12 процентов, то по итогам 2008 года — только 10. В Красноярске эти цифры упали с 35 человек в 2005 году до 18 в 2009. Среди основных причин министр назвал низкое качество обучения и отсутствие координации между звеньями отраслевой системы образования.

Никто не идет в баянисты

Несмотря на довольно все еще высокую численность выпускаемых студентов, учреждения культуры, профессиональные творческие коллективы испытывают высокую потребность в специалистах. Так, в 2008 году число работников в учреждениях культуры края составляло 12 286 человек, из которых только 21 процент — с высшим профильным образованием. Число вакансий составило 898 единиц. В 2008 году из отрасли уволилось 1 014 человек — 8 процентов.

— Прогнозы на будущее довольно тревожные, — говорит ректор Красноярской академии музыки и театра Константин Якобсон. — Все меньше и меньше людей выбирают музыку в качестве профессионального поприща. И эта тенденция общероссийская. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург. И то, потому что туда стекаются лучшие силы со всей России. Причем столичные вузы осуществляют полный набор не столько за счет столичных жителей, как это было раньше, а за счет провинции. Причина этого процесса очевидна — мизерные зарплаты музыкантов. Какой родитель пожелает, чтобы его ребенок бедствовал или трудился на двух-трех работах одновременно? Как можно содержать семью на зарплату в семь тысяч? Никак. А перед этим надо почти двадцать лет проучиться — музыкальная школа, училище, консерватория. При этом ребенок еще должен самостоятельно заниматься на инструменте два-три часа в день, а если он хочет стать ярким артистом — то и все пять-шесть часов. А если ты знаешь, что в перспективе у тебя — ни квартиры, ни приличной зарплаты, то зачем все эти усилия и потраченное время?.. В советское время, когда все жители СССР получали по сто двадцать рублей, конкурсы в консерватории были сумасшедшие. Потому что если есть способности к музыке, то, конечно, лучше обладать творческой профессией, которая даст возможность посмотреть мир, общаться с интересными людьми, чем стоять за прилавком.

Сейчас творческий конкурс в музыкальных вузах, в том числе и в Красноярской академии, практически на нуле. Пожалуй, более благополучно обстоит дело с вокалистами — там примерно два человека на место. На исполнительские же специальности конкурс все время падает. В этом году в академии дефицит абитуриентов по специализациям оркестровых народных и оркестровых струнных инструментов, специальностям “Музыковедение” и “Композиция”. Если перевести на язык цифр, конкурс при приеме на эти специальности составил соответственно 1,3; 0,5; 1 и 0 человек на место. Статистика говорит сама за себя.

Обстановка настолько, по всей видимости, серьезная, а тенденция сокращения профессиональных кадров — не местечковая, а общероссийская, что проблемой заинтересовались в правительстве. В Красноярск на конференцию педагогов и руководителей музыкальных заведений края приехала ректор московской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Ирина Домогацкая. Столичная гостья поделилась радостной вестью: возможно, скоро музыкальные школы поменяют свой статус.

— Сегодня ДМШ относятся к дополнительному образованию, — пояснила Ирина Домогацкая. — Поэтому отношение к ним, как к кружкам, чему-то необязательному. О каком качестве может идти речь, если согласно нормативам Роспотребнадзора урок длится тридцать минут?.. Учитывая сложную кадровую ситуацию в сфере, назрела необходимость поменять отношение к художественному образованию, в том числе и в области законодательства. Мы разработали проект, которые намерены представить в правительстве, где предлагаем выделить детские школы искусств в отельный тип образовательных учреждений — учреждений предпрофессиональной подготовки.

Нет культуры — нет нации

Вы спросите: зачем вообще человеку заниматься музыкой? Дело-то не жизненно-важное. Конечно, но вспомните, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяна не знает, что такое культура, музыка, а человек читает книги, слушает музыку... Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще через пару десятилетий мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче выкачивать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Мы превращаемся в биомассу. А биомасса по определению не приспособлена думать, а тем более, требовать для себя соблюдения элементарных правовых норм, принятых в любом развитом обществе. Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не способно лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире.

— Музыкальное образование — это воспитание не только музыканта, но и гражданина, — уверен Константин Якобсон. — У нас государство почему-то считает культуру делом второстепенным. Поднимаем экономику, а про культуру забываем. Хотя очевидно, что одно без другого существовать не может. В тех же музыкальных школах почти стопроцентный износ инструментария. Мы хотим учить детей музыке, но, простите, на чем это делать?! Отношение к культуре и искусству у нашего общества тоже очень странное — как к чему-то необязательному, лишнему в жизни. Как это не прискорбно для нас, привыкших гордиться своим культурным наследием, но уровень культуры в той же Германии намного выше, чем у нас. Там люди после работы не идут в магазин за бутылкой, а отправляются в различные кружки, иногда всей семьей: в хор попеть, поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте, заняться спортом… У нас же ребенок после школы предоставлен сам себе, улице и телевизору. Последние, сами понимаете, чему могут научить… А мы удивляемся: откуда столько наркоманов среди молодежи?!. Или какое бескультурье вокруг творится!.. Чтобы человек не потянулся к водке или наркотикам, он должен знать, что у него всегда есть варианты досуга, должен уметь занимать себя. И этому надо учить с самого детства.

Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования личности, ее духовности. Нет культуры — нет нации. Это очень четко понимают на Западе. Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит четкую политику по распространению английской культуры, а через нее — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире все в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

XXI век называют веком образования. Но если с обучением дело поставлено уже давно, то с воспитанием совсем иной оборот. Словосочетание “духовно-нравственное воспитание” применительно к проблемам подрастающего поколения уже исчезло из нашего светского общего лексикона. Если тенденция экономить на дополнительном образовании станет нормальным общероссийским процессом, то скоро вырастет второе и третье поколение, для которого Глинка, Чайковский, Рахманинов будут звуком пустым. А Бах и Моцарт станут ловкими ребятами, наладившими клевые звонки для мобильников.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА