Новости
Остановите музыку?..
Дом, где находится детская музыкальная школа, можно узнать, вернее, услышать издали, не читая вывески. Сколько разных удивительных звуков несется из него! Неуверенные гаммы на скрипке и быстрые фортепианные пассажи. А вот слаженное звучание детского хора и монотонное повторение простенькой мелодии на рояле — это пишут музыкальный диктант...
Детские музыкальные школы есть сейчас почти в каждом городе и крупных поселках России. В них обучаются тысячи ребят. Каждый, поступивший в музыкальную школу, учится играть на каком-нибудь инструменте — рояле, скрипке, виолончели, баяне… Кроме занятий на своем инструменте, каждый ученик посещает уроки сольфеджио — развития слуха, где пишут музыкальные диктанты, учатся узнавать на слух различные интервалы и аккорды, поют по нотам с листа и изучают основы важной музыкальной науки. Для всех предназначены и уроки музыкальной литературы, и хор, петь в котором очень интересно и полезно для юного музыканта любой профессии. На них педагог знакомит своих учеников с лучшими, наиболее выдающимися произведениями мировой музыкальной культуры, рассказывает об их особенностях, об истории их создания и, конечно, об их создателях — великих композиторах прошлого и современности.
Очень интересна история открытия первой в нашей стране детской музыкальной школы. В 1918 году рабочие знаменитого Путиловского завода пришли к Ленину с просьбой организовать художественную студию для их детей: они хотели, чтобы дети рабочих могли осуществить завоеванное их отцами право на приобщение к искусству. Несмотря на тяжелое положение в стране, на множество важных и неотложных дел, Ильич нашел время заняться просьбой рабочих. Им выделили роскошный особняк на Рижском проспекте.
Из музыкального магазина на платформах, которые тащил по трамвайным рельсам маленький паровозик, в особняк привезли инструменты. Туда были приглашены лучшие педагоги Петрограда. Узнав об открытии Детской художественной студии (так называлась она тогда), в нее хлынули дети рабочих. Занимались они увлеченно, старательно, и уже в июле 1920 года состоялся первый концерт учащихся. Детский духовой оркестр встречал Ленина, приехавшего на Второй конгресс Коминтерна. В 1937 году студия была преобразована в Детскую музыкальную школу. В 1961 году, в память об истории основания школы, ей было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.
Вымирающая профессия
Вот такая трогательная история в стиле “Ленин и дети” случилась почти сто лет назад. Собственно отсюда, наверное, можно отсчитывать историю зарождения музыкального профессионального образования в советской России, которая признана во всем мире уникальной. Музыкальная школа — училище — вуз — именно эти три ступени должен пройти каждый уважающий себя музыкант. Система русского непрерывного художественного образования очень ценится на Западе, приводит в восхищение именитых музыкантов. Именно на ее основе готовятся до сих пор новые поколения музыкантов.
Но как показывает жизнь, система, отработанная десятилетиями, разрушается. В музыкальных школах падает набор, многие дети бросают обучение на полпути. В Красноярском крае количество последних — более сорока процентов.
— В крае сегодня 123 школы искусств, в них учатся тысячи детей, но далеко не все завершают начальное образование, и лишь один из десяти выпускников стремится продолжить обучение творческой профессии, — озвучил цифры на прошлой неделе министр культуры Красноярского края Геннадий Рукша. — Очень тревожит факт, что все меньше детей обучается игре на скрипке, виолончели, баяне, аккордеоне, медных духовых инструментах. Между тем развитие творческого потенциала молодежи в современных условиях является государственным приоритетом, это вопрос национальной безопасности России.
Если дело так пойдет и дальше, то в скором времени профессия учителя музыки станет раритетной, на вес золота, наших детей некому будет учить. Это касается как дополнительного, так и профессионального образования. Уже сейчас средний возраст почти половины преподавателей детских музыкальных школ и училищ близок к пенсионному. Доля работающих специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в возрасте старше 50 лет составляет почти 35 процентов. Ежегодно эта цифра увеличивается.
В то же время поступление выпускников детских школ искусств в профильные учреждения среднего и высшего профессионального образования по краю неуклонно сокращается. Если в 2007 году этот показатель составлял более 12 процентов, то по итогам 2008 года — только 10. В Красноярске эти цифры упали с 35 человек в 2005 году до 18 в 2009. Среди основных причин министр назвал низкое качество обучения и отсутствие координации между звеньями отраслевой системы образования.
Никто не идет в баянисты
Несмотря на довольно все еще высокую численность выпускаемых студентов, учреждения культуры, профессиональные творческие коллективы испытывают высокую потребность в специалистах. Так, в 2008 году число работников в учреждениях культуры края составляло 12 286 человек, из которых только 21 процент — с высшим профильным образованием. Число вакансий составило 898 единиц. В 2008 году из отрасли уволилось 1 014 человек — 8 процентов.
— Прогнозы на будущее довольно тревожные, — говорит ректор Красноярской академии музыки и театра Константин Якобсон. — Все меньше и меньше людей выбирают музыку в качестве профессионального поприща. И эта тенденция общероссийская. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург. И то, потому что туда стекаются лучшие силы со всей России. Причем столичные вузы осуществляют полный набор не столько за счет столичных жителей, как это было раньше, а за счет провинции. Причина этого процесса очевидна — мизерные зарплаты музыкантов. Какой родитель пожелает, чтобы его ребенок бедствовал или трудился на двух-трех работах одновременно? Как можно содержать семью на зарплату в семь тысяч? Никак. А перед этим надо почти двадцать лет проучиться — музыкальная школа, училище, консерватория. При этом ребенок еще должен самостоятельно заниматься на инструменте два-три часа в день, а если он хочет стать ярким артистом — то и все пять-шесть часов. А если ты знаешь, что в перспективе у тебя — ни квартиры, ни приличной зарплаты, то зачем все эти усилия и потраченное время?.. В советское время, когда все жители СССР получали по сто двадцать рублей, конкурсы в консерватории были сумасшедшие. Потому что если есть способности к музыке, то, конечно, лучше обладать творческой профессией, которая даст возможность посмотреть мир, общаться с интересными людьми, чем стоять за прилавком.
Сейчас творческий конкурс в музыкальных вузах, в том числе и в Красноярской академии, практически на нуле. Пожалуй, более благополучно обстоит дело с вокалистами — там примерно два человека на место. На исполнительские же специальности конкурс все время падает. В этом году в академии дефицит абитуриентов по специализациям оркестровых народных и оркестровых струнных инструментов, специальностям “Музыковедение” и “Композиция”. Если перевести на язык цифр, конкурс при приеме на эти специальности составил соответственно 1,3; 0,5; 1 и 0 человек на место. Статистика говорит сама за себя.
Обстановка настолько, по всей видимости, серьезная, а тенденция сокращения профессиональных кадров — не местечковая, а общероссийская, что проблемой заинтересовались в правительстве. В Красноярск на конференцию педагогов и руководителей музыкальных заведений края приехала ректор московской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Ирина Домогацкая. Столичная гостья поделилась радостной вестью: возможно, скоро музыкальные школы поменяют свой статус.
— Сегодня ДМШ относятся к дополнительному образованию, — пояснила Ирина Домогацкая. — Поэтому отношение к ним, как к кружкам, чему-то необязательному. О каком качестве может идти речь, если согласно нормативам Роспотребнадзора урок длится тридцать минут?.. Учитывая сложную кадровую ситуацию в сфере, назрела необходимость поменять отношение к художественному образованию, в том числе и в области законодательства. Мы разработали проект, которые намерены представить в правительстве, где предлагаем выделить детские школы искусств в отельный тип образовательных учреждений — учреждений предпрофессиональной подготовки.
Нет культуры — нет нации
Вы спросите: зачем вообще человеку заниматься музыкой? Дело-то не жизненно-важное. Конечно, но вспомните, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяна не знает, что такое культура, музыка, а человек читает книги, слушает музыку... Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще через пару десятилетий мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче выкачивать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Мы превращаемся в биомассу. А биомасса по определению не приспособлена думать, а тем более, требовать для себя соблюдения элементарных правовых норм, принятых в любом развитом обществе. Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не способно лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире.
— Музыкальное образование — это воспитание не только музыканта, но и гражданина, — уверен Константин Якобсон. — У нас государство почему-то считает культуру делом второстепенным. Поднимаем экономику, а про культуру забываем. Хотя очевидно, что одно без другого существовать не может. В тех же музыкальных школах почти стопроцентный износ инструментария. Мы хотим учить детей музыке, но, простите, на чем это делать?! Отношение к культуре и искусству у нашего общества тоже очень странное — как к чему-то необязательному, лишнему в жизни. Как это не прискорбно для нас, привыкших гордиться своим культурным наследием, но уровень культуры в той же Германии намного выше, чем у нас. Там люди после работы не идут в магазин за бутылкой, а отправляются в различные кружки, иногда всей семьей: в хор попеть, поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте, заняться спортом… У нас же ребенок после школы предоставлен сам себе, улице и телевизору. Последние, сами понимаете, чему могут научить… А мы удивляемся: откуда столько наркоманов среди молодежи?!. Или какое бескультурье вокруг творится!.. Чтобы человек не потянулся к водке или наркотикам, он должен знать, что у него всегда есть варианты досуга, должен уметь занимать себя. И этому надо учить с самого детства.
Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования личности, ее духовности. Нет культуры — нет нации. Это очень четко понимают на Западе. Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит четкую политику по распространению английской культуры, а через нее — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире все в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
XXI век называют веком образования. Но если с обучением дело поставлено уже давно, то с воспитанием совсем иной оборот. Словосочетание “духовно-нравственное воспитание” применительно к проблемам подрастающего поколения уже исчезло из нашего светского общего лексикона. Если тенденция экономить на дополнительном образовании станет нормальным общероссийским процессом, то скоро вырастет второе и третье поколение, для которого Глинка, Чайковский, Рахманинов будут звуком пустым. А Бах и Моцарт станут ловкими ребятами, наладившими клевые звонки для мобильников.